Почему россияне столько нарушают?

Может показаться, что в огромном количестве нарушений ПДД на дорогах виноваты исключительно водители
Тимофей Исаев

Вроде бы им черным по белому написали: «Не превышай!», «Не обгоняй!», «Не выезжай на встречку!» и т.д., а они все равно так делают. Но если взглянуть на наше законодательство, то окажется, что система буквально способствует тому, чтобы за одним нарушением последовало второе, третье... Причина в том, что существующие законы такое поведение поощряют. И вот почему.

1

Непропорциональные штрафы

Какое нарушение ПДД опаснее всего, если не считать езду в нетрезвом виде? Проезд на «красный»! Однако если взглянуть на таблицу штрафов, окажется, что на первый раз вас накажут лишь штрафом 1000 рублей. Неправильная остановка или стоянка обойдется вам в два раза дороже, а в Москве и Санкт-Петербурге — в три раза. А за нарушение правил пользования световыми приборами можно вообще отделаться предупреждением или штрафом 500 рублей. То есть выходит, что водитель, проезжающий ночью без включенных фар на красный свет, менее опасен для общества, чем человек, оставивший машину под знаком.

Диспропорция в штрафных санкциях — это непрофессионализм тех, кто готовит и принимает законы. Сегодня показалась актуальной борьба с пьяным вождением или непропуском пешехода — штрафы подняли. А увязать данные нормы с другими не удосужились. В итоге получается серьезнейшая несправедливость. Ведь за более серьезное нарушение должно быть более строгое наказание, а это у нас не выдержано.
Виктор Похмелкин
глава «Движения автомобилистов России»
2

Несоответствие штрафов и реальных доходов

Многие водители уверены: штрафы в нашей стране и так «выше некуда». Однако если сравнить нас с лидерами в области безопасности, то окажется, что в РФ водителей наказывают мягко. Почему же тогда у нас называют штрафы «грабительскими»? Дело в разных доходах населения. Для примера возьмем наказание за непристегнутый ремень — 1000 рублей. Если вы живете в Москве, где средняя зарплата приближается к 60 000 рублей, то вполне терпимо. А вот где-нибудь на периферии такой штраф может больно ударить по семейному бюджету. Где же тут равенство перед законом? А вот в Скандинавии пошли другим путем, введя зависимость суммы штрафа от величины дохода. Причем если человек официально нигде не трудоустроен, проблемы нет: власти просто отталкиваются от средних значений по региону. Например, в 2004 году финна Юсси Салоноя оштрафовали за превышение скорости на 170 000 евро. Много? Власти посчитали иначе, учитывая, что Салоноя — миллионер.

3

Отсутствие балльной системы

Еще один способ сделать водителей равными перед законом вне зависимости от толщины их кошелька — это введение так называемой балльной системы. Такая схема действует во многих странах. Например, в Германии количество баллов, получаемых водителями за нарушения, напрямую зависит от опасности действий: за многократное превышение скорости в условиях ограниченной видимости — 2 балла, а вот за неоплаченную парковку — ни одного. Максимум — 8 баллов, после которых последует лишение прав. Цель этих баллов понятна — отсеять именно тех, кто постоянно попадается на нарушениях. В российском же законодательстве существует лишь категория повторности одного нарушения. В итоге получается, что какие-то дорожные проступки можно совершить только два раза, после чего последует лишение, а какие-то — сколько хочешь, лишь бы хватало денег на штраф. В общем, опять перекос.

4

Только насильственные наказания

Наказание — это не единственный способ изменить поведение человека! Например, в США в большинстве штатов в случае грубого нарушения водителя не только наказывают денежным взысканием, но и отправляют на курс лекций. На них рассказывают, как избежать неприятностей в дальнейшем, то есть это можно считать курсом повышения квалификации. У нас же санкции подразумевают только денежные штрафы, лишение прав, принудительные работы и арест. То есть, по сути, — одно лишь насилие.

Штрафы работают до какого-то определенного момента. Они не добавляют человеку знаний. Поведение водителя на дороге меняет не наказание, а образование, прежде всего. Если человек грубо нарушает ПДД, его, помимо временного лишения «прав», необходимо отправлять на дополнительное образование — курсы, разработанные специально для исправления поведения человека на дороге. Это — очень эффективная мера, такие курсы должны существовать.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие Ведерки»
5


Отсутствие «пряника»

В Европе водитель может получить существенную скидку на страховку при отсутствии нарушений ПДД. Почему бы не сделать так и у нас? В конце концов, основной целью штрафов должно быть снижение аварийности, а не пополнение бюджета. Ну а законопослушных водителей обязательно нужно стимулировать.

Разумеется, это — далеко не исчерпывающий список перекосов российского законодательства. Но и с таким перечнем складывается интересная картина. Получается, что если не подпадать под «лишенческие» статьи, то можно творить что угодно. Только штрафы оплачивай. Стоит ли после этого удивляться, что на наших дорогах то и дело появляются отпетые автохамы, демонстративно плюющие на окружающих?