Чтобы изложить историю этого выдающегося автомобиля, потребуется целая книга — не меньше. Столько всего с ним произошло за почти 40 лет жизни и такую значительную роль он сыграл в автомобильной истории. В честь эпохальной премьеры нового поколения G-класса предлагаем вспомнить самые яркие моменты в истории внедорожника Mercedes-Benz.
С чего всё началось
Разработка машины стартовала в 1972 году, когда в «Мерседесе» решили построить автомобиль для бездорожья (именно так и переводится Gelandewagen). Для этого мерседесовцы объединились с австрийской инжиниринговой компанией Steyr-Daimler-Puch, которая имела большой опыт в создании вездеходов. Производство тоже решили разместить в австрийском Граце, обособив его от основных мощностей Mercedes-Benz в Германии.
Самое туманное в этой истории — что же послужило истинным мотивом для создания этого автомобиля. Распространена версия о запросе шейха Ирана о создании вездеходов для своей армии, но ряд источников указывает на то, что G-класс задумывался одинаково подходящим как для военных нужд, так и для гражданских пользователей. А заказ шейха (которому так и не суждено было быть выполненным) поступил уже после решения о создании G-класса.
Так или иначе, после долгих и обширных испытаний прототипов (первый ходовой вариант сделали всего за пару лет) в африканских пустынях и льдах заполярья, на горных дорогах и суровом бездорожье автомобиль в 1979 году дебютировал для всего мира. Армии Ирана G-ваген так и не понадобился, но заказы от силовиков Аргентины, Норвегии и впоследствии армий многих других стран обеспечили хороший первоначальный сбыт. «Гелик» был тепло принят и на «гражданке» — о нём хорошо отзывались журналисты и его активно покупала публика.
Примечательно, что в Австрии, Швейцарии и восточноевропейских странах автомобиль продавался под брендом Puch как Puch G. А французы из Peugeot выпускали «Гелендеваген» для своей армии по лицензии и под именем Peugeot P4. Было и ещё несколько армейских вариантов G-класса под разными другими именами. Кстати, в Северной Америке «Гелик» не продавался официально аж до 2002 года!
Кузова, моторы, агрегаты
Уже на старте производства у G-класса была куча кузовных вариаций: кабриолет с короткой базой, короткобазная трёхдверка, длиннобазная пятидверка и фургон с короткой и длинной колёсной базой. В дальнейшем появились «Папамобиль», куча военных вариантов (в основном, пикапы), шестиосный монстр 6x6 с почти полуметровым клиренсом, его короткобазный вариант под названием 4x42 и даже ландоле с шильдиком Maybach.
До 1990 года кузов «Гелендевагена» имел индекс W 460, а после автомобиль был значительно модернизирован (в частности, привод из подключаемого стал постоянным полным) и получил обозначение W 463. Разные источники трактуют событие по-разному: как полностью новое поколение или как глубокий фейслифт. Нам ближе первый вариант, так как W 463 отличается от W 460 в значительной мере — это и трансмиссия, и интерьер, и даже кузов, а также набор новых моторов-коробок и система АБС. Иными словами, 463 — это тот самый современный «Гелик», который всем нам знаком, а 460 сейчас встречается в основном в руках джиперов.
Были ещё варианты W 461 и W 462. Первый — это «четыреста шестидесятый», который продолжил производиться после 1990 года для исполнения ведомственных заказов. А второй — тот же самый кузов, но собираемый в Греции из машинокомплектов для силовых структур этой страны. В 2001 году свернули и производство W 461, и ему на смену пришла серия G Professional на базе W 463. Иногда по инерции — имея в виду специальное назначение — такие машины тоже называют W 461.
На 460/461 кузов устанавливались семь моторов (бензины и дизели мощностью от 72 до 156 сил) и три коробки передач (механика 4 или 5 передач и автомат с 4 ступенями). А у W 463 в разное время и на разных моделях под капотом были шесть двигателей — бензиновые и V8 и V12, а также дизели V6 и V8. Потолок мощности достигал 612 лошадиных сил! Коробки — только автоматы, 5 или 7 передач.
Путешествия на G-классе
Поскольку «Гелендваген» прославился не просто надёжностью, а даже неубиваемостью, его часто выбирали путешественники для эпических пробегов и прочих рекордов. Так, громче всего G-класс прославил немец Гюнтер Хольторф, который 24 года путешествовал буквально вокруг света на пятидверке 300 GD 1988 года выпуска. Он намотал 823 тысячи километров, побывал в 200 странах, пересёк 350 границ, 36 раз возил машину контейнером по океанам и 90 раз переправлялся по морям на паромах.
Самой высотной точкой путешествия стал базовый лагерь на Эвересте (5 200 м над уровнем моря), а самой низкой — Мёртвое Море и Долина Смерти (150 м ниже уровня моря). Самым жарким местом стала Австралия, Элис Спрингз (50 градусов Цельсия), а самым холодным — высокогорье Анд в Чили, правда, там было всего минус 20. А ещё в 2006 году немецкая съёмочная группа проехала на стандартном G 500 почти 19 тысяч километров по России, снимая фильм о жизни в холодах русской зимы. Во время экспедиции температуры опускались до минус 53 по Цельсию.