Автодинозавры: когда не хочется на свалку (фоторепортаж из Перу)

Главный автомобильный заповедник — Куба. Но хватает интересных раритетов и в Перу. Иные машины тут напоминают ископаемые, а все же на них ездят
Юрий Урюков

А куда деваться: население небогатое, денег на новые машины нет. Если в столице, Лиме, изредка попадается что-то современное, то в провинции основной транспорт — убогие трехколесные тук-туки и дешевые малолитражки вроде Suzuki Alto. Главный же автомобиль — пикап: экзотические для нас индийские «Махиндры», древние американские «Доджи», скромные японские «Ниссаны»...

Но чаще — выносливые Toyota Hilux разных поколений и возраста. Посмотрите, например, как ананасы попадают на прилавки вашего любимого магазина в России. Крестьяне возят дары природы на Hilux двадцатилетней (это в лучшем случае) давности. И да, зубастые колеса, пусть потертые, вкупе с увеличенным клиренсом — обязательные атрибуты машин, живущих в джунглях и высокогорье.

Причем вместимости обычного пикапа селянам зачастую мало. Поэтому на дорогах Перу хватает рамных шасси с полноценной грузовой платформой: что-то вроде наших полуторок «УАЗ Профи».

Смотреть на этих тружеников больно: скособоченные, скрипучие, едва не рассыпающиеся на ходу... Старость, понятное дело, не радость. Но когда видишь, сколько грузят в эти машины, удивляешься, как они вообще до сих пор на свалку не отправились. Кузов перуанцы заполняют до предела, «с горкой», не обращая внимания на перевес — лишь бы нарощенные борта выдержали. И ведь терпит техника!

Относительно свежие пикапы за недельную экспедицию на «Ленд Роверах» по Перу встретились дважды. На первом из города Куско явно ездит мажор. Посмотрите, с каким усердием он украсил автомобиль хромом и наклейками: теперь все видят, что за рулем не фермер.

Второй ухоженный экземпляр был припаркован рядом с полицейским участком. У стражей порядка автопарк вообще содержится в порядке. Причем перуанским органам, похоже, недавно выделили большую партию SsangYong Rexton — слишком часто попадались на глаза эти внедорожники с «мигалками» и в спецокраске.

И чтобы закрыть тему силовиков, покажем типичный латиноамериканский «блиндадо»: инкассаторский бронеавтомобиль на специальном шасси Mercedes-Benz 915 E. Уж очень ярко смотрятся эти желтые «канарейки» на фоне типичных для Перу бедности и трущоб. В таких районах у многих велик соблазн поживиться наличностью. Так что броневик для перевозки ценностей — реальная необходимость.

А что обычные люди? Тем, кому личный автомобиль не по карману, остается общественный транспорт. Прежде всего, мототакси-камикадзе и автобусы разных форматов. По городским маршрутам раскатывают модели побольше, разрисованные, например, под «Бэтмобиль».

В деревню же придется добираться на маршрутке поменьше. Их легко опознать по багажнику на крыше или шноркелю (в джунглях случается всякое). Плюс, из окна обычно торчит по пояс зазывала пассажиров, орущий во всю глотку о направлении следования в надежде пополнить кассу за счет случайных попутчиков.

Думаю, вы уже поняли, что у перуанских водителей желание выделиться из толпы в крови. Причем страсть к индивидуальности подчас принимает вот такие чудные формы.

Чуть ли не обязательный атрибут — мохнатая накладка на переднюю панель, именуемая тапасоль. Мы пытались выяснить высший смысл этого пылесборника, но никто из местных практическую пользу от такого тюнинга назвать не смог.

Самая распространенная легковушка — снова Toyota. А именно белый универсал Corolla/Caldina родом из 80-х или 90-х. Рынок, жилой дом, зажиточный крестьянский двор — куда не пойди, заслуженную «японку» обязательно встретишь.

Примерно вот так она заводится.

По части неубиваемости с «Короллами» успешно соперничают теперь уже культовые фольксвагеновские «Жуки». Причем, на первый взгляд, ухаживают за ними чуть лучше. Или просто неудобный кузов не располагает к перевозке тяжестей, а потому лучше сохраняется...

Хотя даже вот такой грузопассажирский «Булли» выглядит бодрячком. По счастью, милый автомобиль попал в правильные руки. Теперь это, по сути, коллекционный экземпляр.

Другим интересным машинам повезло куда меньше. Одни еще ездят, другие встали на прикол, похоже, окончательно...

Большие грузовые олдтаймеры более живучие. Такая техника представлена в Перу, в основном, продукцией американских марок Dodge, Kenworth, Chevrolet, хотя встречаются и древние Volvo.

Например, самосвал Chevrolet с огромным маскотом на капоте (тоже распространенная практика здесь) работает на курорте — вывозит... водоросли с отельного пляжа.

Хотя и среди большегрузов есть свои неудачники.

Кстати, на тихоокеанском побережье Перу хотя бы приличные туристические зоны существуют — техника тут побогаче. А поскольку буквально под боком пустыня да живописные барханы, туристов по дюнам возят вот на таком красном пикапе с креслами в кузове. Случись что, выдергивать будут подготовленным для сурового бездорожья «Прадо».

На десерт — самое интересное. Смотрите, какую отборную коллекцию автостарья предлагает провинциальный перуанский дилер.

Отдельно отметим позитивные грузовички из того же автосалона, cреди которых есть, например, DeSoto (синяя кабина) с характерной эмблемой в виде головы конкистадора.

Не обошлось в Перу и без русского следа. Засекли две «Лады» — пятнистую «шестерку» и переведенную на газовое топливо «четверку». Обе машины явно на ходу, интересно, сколько еще протянут в Латинской Америке...