В юбилейной цифре 5 зашифрован ответ на главный вопрос нынешних и потенциальных дастероводов: когда к нам привезут новую модель? Ведь ее засветили уже не только под маркой Dacia, но даже с шильдиками Renault.
Так вот, вспомним, российский Duster в 2015 году серьезно обновили, а европейский вариант за семь лет выпуска поменялся мало. Резонно, что его жизненный цикл признали завершенным, к нам же второе поколение, если следовать логике, доберется к 2019 году. Может, чуть раньше или позже — официально Renault отказывается рассуждать на этот счет. Подтвердили одно: новый Duster мимо России не проедет.
Поэтому караван африканской экспедиции составили почти стандартные машины текущего выпуска с 1,5-литровым турбодизелем (109 л.с.), шестиступенчатой механикой и полным приводом. В России эта версия стоит от 935 тысяч рублей.
Выехали из старинного марокканского порта Касабланка («Дастеры» на московских номерах в Африку из Европы доставил паром), пересекли Атласские горы, коснулись границы с Алжиром, проехали вдоль нее по Сахаре и финишировали в Марракеше через четыре дня, намотав на колеса порядка 1700 нелегких километров. Впечатлений накопилось на книгу, делимся самым интересным.
О нравах
Марокко стремительно окультуривается. Лет 5-7 назад в деревнях резали баранов прямо на крыльце, кровь стекала на дорогу и машина, словно в дешевом триллере, рассекала красные лужи. Мусор вываливали из окон, и гора нечистот росла по стене до тех пор, пока ее не разносили по округе порывы ветра. Тогда отбросы оседали на заборах, дополняя апокалиптический пейзаж.
Теперь же относительный порядок не только в городах. Мы пересекли на «Дастерах» королевство от Атлантики до Сахары и даже в беднейших селениях прежней жути не увидели. Ровные асфальтовые дороги, например, множатся, как на детском рисунке, — провел карандашом и готово. Говорят, такова воля прогрессивного короля Мухаммеда VI. Кое-какие городки даже хайтеком не обделены: фонари питаются от солнечных батарей. В общем, жить в Марокко стало лучше. С оговоркой, что современные трассы все чаще платные, а общедоступные маршруты еще очень и очень далеки от оценки выше «удовлетворительно».
О водителях
Впечатление двоякое. С одной стороны, ездят местные по-прежнему в отчаянном стиле «иншаллах». Иными словами, рулят на удачу — случается, набитый до небес сеном грузовик вдруг маневрирует с резкостью мопеда. Аллаху виднее, кого уберечь от аварии, пояснил гид.
Еще зарисовка. На высоте за 2000 м в горах Атлас видим как бы снегоуборочные машины. Похоже, грузовики с огромными отвалами расчищают завалы. Серпантины здесь постоянно размывает и забрасывает падающими камнями. Рабочие кое-как регулируют движение в местах ремонта, но нетерпеливые водилы прут по встречке и обочинам, намертво закупоривая узкий проезд. Ждем. И за следующим поворотом снова ждем. Время в пути рассчитать невозможно, а ведь off-road еще не начался.
Но не стоит думать о марокканских водителях, как о бездушных отморозках. Чем тяжелее район, тем отзывчивее автомобилисты. Стоило одному из экипажей нашего каравана отбиться от группы и закопаться в песках, на выручку откуда ни возьмись примчал потертый пикап Land Rover Defender с колоритным бербером за рулем. И это скорее правило, чем исключение. Сегодня не поможешь ближнему, завтра сам сгинешь в пустыне.
О полиции
Силовики считаются элитой общества. Носят элегантную форму на французский манер и всячески гордятся собой. При этом «гаишники» маскируются круче российских: засада контроля скорости может быть под любым кустом даже в глуши. Встречные предупреждают дальним, но если их нет...
А ничего: «руссия, дружба, футбол, авторалли», попытка разговора по душам (если знаете французский — дело пойдет быстрее) и едем дальше. Главное — не выпендриваться и проявлять дружелюбие. Хотя один экипаж все же штрафанули примерно на 900 рублей за превышение скорости всего на 14 км/ч.
О доработках
В горах Атлас позитивный настрой стала подтачивать малодушная мысль, что затея покорить Сахару — авантюра чистой воды. Потому что временами приходилось ползти даже не по грунтовкам, а, скорее, тропам, натоптанным по нагромождениям острых камней. В дюнах должно быть еще сложнее, а ведь доработка экспедиционных «Дастеров» свелась, по сути, к двум вещам.
- Установке зубастых шин BF Goodrich All Terrain T/A K02 размерности 215/65 R16;
- И заводскому пакету Protection за 10 990 рублей (защита моторного отсека, бензобака, заднего редуктора и прочие мелочи вроде подкрылков).
Лишь две «технички» получили багажник на крышу со светодиодными «люстрами», запасными колесами, лопатами и сэнд-траками. И этого хватило! Ни одной поломки или прокола — Duster терпел все, словно так и мечтал закатить на юбилей вечеринку в стиле мазо.
О «Дастерах»
Чем ближе к пустыне, тем меньше людей. Колесный транспорт сменяют ослики. Обочины зарастают кактусом, лента асфальта сужается. Вскоре покрытие превращается словно в высохшую на жаре глину: трещины и отдельные лоскутки. «Дастеру» с его непробиваемой подвеской, понятное дело, всё равно — валит, красавец! Но от постоянных ударов в руль к концу дня руки отсыхают. Плюс непроизвольно ерзаешь по неудобному креслу, пытаясь хоть немного размять затекшую спину.
Зато турбодизель тянет прилично, кушает при этом по-божески — не больше 9 л/100 км (поверьте, в таких условиях это ничто), только передачи надо часто переключать: рабочий диапазон мотора довольно узкий. К слову, топливо стоит в Марокко 9-11 дирхамов, то есть примерно 1 евро за литр.
О Сахаре
С виду — обычная пустыня, но тут (помимо традиционных опасностей) весьма коварный песок. Временами твердый, где-то рыхлый и очень часто — как мельчайшая пыль или пудра. На языке гонщиков ралли-рейдов такое покрытие называется «феш-феш»: закопаться — раз плюнуть, а махать лопатой во спасение — весьма утомительно. Плюс по вязкой субстанции машине ехать тяжело. Пришлось даже кондиционер вырубить, чтобы эластичному в целом турбодизелю «Дастера» было попроще.
Сам Duster снова удивил. Ему, конечно, досталось. В воздухе витал аромат подгоревших сцеплений, у кого-то отрубилась от перегрева межосевая муфта, пострадал и кузовной пластик. Но Duster ехал! И довольно бодро. Даже лоцман бербер восхитился проходимостью кроссовера (или все же внедорожника?). Копать и выдергивать приходилось, главным образом, из-за собственных ошибок вроде нехватки хода на перегибах барханов.
Кстати, спереди и сзади у «Дастера» удобные буксировочные проушины. Вот только не каждый шакл входит, надо маленькие использовать.
О кино
Неподалеку от города Уарзазат наткнулись на киностудии CLA и Atlas, где снимали кучу блокбастеров вроде «Гладиатора» или «Мумии». Киношники едут в Марокко за разнообразными пейзажами, дешевой массовкой и... солнцем, чтобы сэкономить на мощном искусственном освещении.
«Голливудские следы» временами встречаешь просто по дороге. Вот типичная американская заправка. Даже надписи на английском и разбитые заокеанские драндулеты вокруг. Откуда все это в бывшей французской колонии?! Оказалось, декорация к известному ужастику «У холмов есть глаза 2», который снимали в этих местах. Окружающий пейзаж и правда Юту, Аризону или Нью-Мексико напоминает. К слову, слоган фильма звучал так: «Повезет тому, кто умрет быстро». Атмосфера на киношной АЗС соответствующая.
О торговцах
«Дастеры» на московских номерах марокканцев ожидаемо удивляли. И чем дальше забирался караван, тем навязчивее становился интерес. Грязные дети выбегают на дорогу, клянчат еду (поделились с ними водой и сухпайком), взрослые пытаются впарить какое-то барахло и блестящие камни: «аметист, вери гуд!». Хотя на самом деле это вовсе не дар природы, а дурилка туристическая, разукрашенная в придорожной лачуге. Причем эти дельцы выскакивали ниоткуда даже в безлюдной местности.
Вообще надо помнить: народ марокканский появился, как сплав берберской, африканской, испанской, арабской и даже еврейской культур. Так что надо торговаться — это обязательный ритуал. В два раза уменьшить цену — дело пяти минут. В провинции сделка может случиться даже без денег в кармане! Приветствуется бартер: предлагают на полном серьезе поменять на товар ваши еду, воду и даже одежду. А один абориген предложил за «ту прекрасную девушку» 10000 дирхамов. Вот и думай — шутил или нет.
Впрочем, покупать все равно выгодно. Особенно товары из кожи, керамику, фонарики и прочие изделия мастеров. Только проявляйте интерес аккуратнее. Иначе абориген будет бегать по пятам, пока не возьмет вас измором. Это вам не Duster, насквозь честный в своем характере — от цены до проходимости.