![](https://resizer.mail.ru/p/888395ca-a4cf-5d25-bd78-9a552cde3f9a/AQAB4nD5Ho7RFk1EUov-AqtYSSqABdIlVqe2GTYHlr76zhoEF2GNEbp89xA9tgBEs6O9ndNsZpsjfuSLkveD-9c9HVA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/e3c00c3d-4a7a-506e-9669-91dfcd6f0021/AQABkETKt-dcg8ckcWl1mGP613mSZvngQ34LtLEnH8uVz9qEJsssggHlSSNcm7A9OcdSn6O-5isXeqIa0ihL5CuOOMI.jpg)
В юбилейной цифре 5 зашифрован ответ на главный вопрос нынешних и потенциальных дастероводов: когда к нам привезут новую модель? Ведь ее засветили уже не только под маркой Dacia, но даже с шильдиками Renault.
Так вот, вспомним, российский Duster в 2015 году серьезно обновили, а европейский вариант за семь лет выпуска поменялся мало. Резонно, что его жизненный цикл признали завершенным, к нам же второе поколение, если следовать логике, доберется к 2019 году. Может, чуть раньше или позже — официально Renault отказывается рассуждать на этот счет. Подтвердили одно: новый Duster мимо России не проедет.
Поэтому караван африканской экспедиции составили почти стандартные машины текущего выпуска с 1,5-литровым турбодизелем (109 л.с.), шестиступенчатой механикой и полным приводом. В России эта версия стоит от 935 тысяч рублей.
Выехали из старинного марокканского порта Касабланка («Дастеры» на московских номерах в Африку из Европы доставил паром), пересекли Атласские горы, коснулись границы с Алжиром, проехали вдоль нее по Сахаре и финишировали в Марракеше через четыре дня, намотав на колеса порядка 1700 нелегких километров. Впечатлений накопилось на книгу, делимся самым интересным.
![](https://resizer.mail.ru/p/0981b39a-7abd-540f-8a2d-2be14d017cd5/AQABHYZiIt3KXEtYi4UY_Vx2RNVlozT2HVadwTaoxPISIxs8cG1FexTTgxchc9vNW9Y33pCdilSdg4sp-F86E-SEhMQ.jpg)
О нравах
Марокко стремительно окультуривается. Лет 5-7 назад в деревнях резали баранов прямо на крыльце, кровь стекала на дорогу и машина, словно в дешевом триллере, рассекала красные лужи. Мусор вываливали из окон, и гора нечистот росла по стене до тех пор, пока ее не разносили по округе порывы ветра. Тогда отбросы оседали на заборах, дополняя апокалиптический пейзаж.
![](https://resizer.mail.ru/p/420476cc-dbe1-5e10-b6f0-16b2ceeb2bdf/AQAB2U7Fl6icR9YH284CwlIvYFYHwjcNKZHqlDpbYoJnG3UzdJKxlzP24xJxveUxLakcs_EO8pdCqbpvZXcJ4O_JB2I.jpg)
Теперь же относительный порядок не только в городах. Мы пересекли на «Дастерах» королевство от Атлантики до Сахары и даже в беднейших селениях прежней жути не увидели. Ровные асфальтовые дороги, например, множатся, как на детском рисунке, — провел карандашом и готово. Говорят, такова воля прогрессивного короля Мухаммеда VI. Кое-какие городки даже хайтеком не обделены: фонари питаются от солнечных батарей. В общем, жить в Марокко стало лучше. С оговоркой, что современные трассы все чаще платные, а общедоступные маршруты еще очень и очень далеки от оценки выше «удовлетворительно».
![](https://resizer.mail.ru/p/9d50779a-ce45-51c3-8e97-f98dccfcf112/AQABh16Hl-bXzB29SGI7wkOrxbUqaREseS7_n8N025545yH4yrUHFxYZpXpd2spVOpPs2_lsrK_XnQ5mtB_2CgEtoJk.jpg)
О водителях
Впечатление двоякое. С одной стороны, ездят местные по-прежнему в отчаянном стиле «иншаллах». Иными словами, рулят на удачу — случается, набитый до небес сеном грузовик вдруг маневрирует с резкостью мопеда. Аллаху виднее, кого уберечь от аварии, пояснил гид.
![](https://resizer.mail.ru/p/6c7c72c0-7d9f-5ebf-b9d7-7897c03e5c63/AQABohRi8VCJ7-itBnwvmALuL3fGeAtgXfuqdsIurGkeGQMwsu0P6zScTV005RgLEs0A_joWoZUgPjE4yrJLJOTe0wQ.jpg)
Еще зарисовка. На высоте за 2000 м в горах Атлас видим как бы снегоуборочные машины. Похоже, грузовики с огромными отвалами расчищают завалы. Серпантины здесь постоянно размывает и забрасывает падающими камнями. Рабочие кое-как регулируют движение в местах ремонта, но нетерпеливые водилы прут по встречке и обочинам, намертво закупоривая узкий проезд. Ждем. И за следующим поворотом снова ждем. Время в пути рассчитать невозможно, а ведь off-road еще не начался.
![](https://resizer.mail.ru/p/0ff1e0b9-6d4a-5a51-846c-056e7a6578cc/AQABoo-GN3u51grptcZ7PRF6QclcYsNuoBsvo3TIdG3dGIMhD3M93y0W5OJzAWFejDiOxqaVoijF9PlL6qG0f255CRU.jpg)
Но не стоит думать о марокканских водителях, как о бездушных отморозках. Чем тяжелее район, тем отзывчивее автомобилисты. Стоило одному из экипажей нашего каравана отбиться от группы и закопаться в песках, на выручку откуда ни возьмись примчал потертый пикап Land Rover Defender с колоритным бербером за рулем. И это скорее правило, чем исключение. Сегодня не поможешь ближнему, завтра сам сгинешь в пустыне.
![](https://resizer.mail.ru/p/2ce2c4bc-5e2d-53f1-8092-c59d78ccf6ff/AQABcTixHwLEN6jI1tmPPzWB9tAbOc_DN-KeI7ir_Y7NYo4_z_OpKwj8t406VY1G8nf-ty0U2aH4CsEQsXMx5_0pzWs.jpg)
О полиции
Силовики считаются элитой общества. Носят элегантную форму на французский манер и всячески гордятся собой. При этом «гаишники» маскируются круче российских: засада контроля скорости может быть под любым кустом даже в глуши. Встречные предупреждают дальним, но если их нет...
![](https://resizer.mail.ru/p/305772d2-858e-5175-84b6-6537d87a83e4/AQABa9n69MEU9RKdXTy2_qnoIXsKEM_EjZAEomn2SJeb_9PrFq3OjiqcvUgd5ybhpFQoLcx0wHDW2Qb2j_nQya52e0Q.jpg)
А ничего: «руссия, дружба, футбол, авторалли», попытка разговора по душам (если знаете французский — дело пойдет быстрее) и едем дальше. Главное — не выпендриваться и проявлять дружелюбие. Хотя один экипаж все же штрафанули примерно на 900 рублей за превышение скорости всего на 14 км/ч.
![](https://resizer.mail.ru/p/b2b52b96-70bb-5246-9104-05148ca5cf09/AQABULcLG2rSGMenXfWfwX-Z1oeQYuvg_wc2M2y0GeqRoM8ApfzaKAum_NOdPGYZ1TU6R7RhyZx2jnrH7I5GBVSf4Lo.jpg)
О доработках
В горах Атлас позитивный настрой стала подтачивать малодушная мысль, что затея покорить Сахару — авантюра чистой воды. Потому что временами приходилось ползти даже не по грунтовкам, а, скорее, тропам, натоптанным по нагромождениям острых камней. В дюнах должно быть еще сложнее, а ведь доработка экспедиционных «Дастеров» свелась, по сути, к двум вещам.
- Установке зубастых шин BF Goodrich All Terrain T/A K02 размерности 215/65 R16;
- И заводскому пакету Protection за 10 990 рублей (защита моторного отсека, бензобака, заднего редуктора и прочие мелочи вроде подкрылков).
![](https://resizer.mail.ru/p/7d25a70e-ae29-5eab-9315-d42f21855b48/AQABqBAIHaoIp4zUKCINazQ46jeOi2y0czcmqcCWRtrYVz89jyNViHIWY8EK80QelLIwn_ZAbm3Y7mREvkLZbGSzMO4.jpg)
Лишь две «технички» получили багажник на крышу со светодиодными «люстрами», запасными колесами, лопатами и сэнд-траками. И этого хватило! Ни одной поломки или прокола — Duster терпел все, словно так и мечтал закатить на юбилей вечеринку в стиле мазо.
О «Дастерах»
Чем ближе к пустыне, тем меньше людей. Колесный транспорт сменяют ослики. Обочины зарастают кактусом, лента асфальта сужается. Вскоре покрытие превращается словно в высохшую на жаре глину: трещины и отдельные лоскутки. «Дастеру» с его непробиваемой подвеской, понятное дело, всё равно — валит, красавец! Но от постоянных ударов в руль к концу дня руки отсыхают. Плюс непроизвольно ерзаешь по неудобному креслу, пытаясь хоть немного размять затекшую спину.
Зато турбодизель тянет прилично, кушает при этом по-божески — не больше 9 л/100 км (поверьте, в таких условиях это ничто), только передачи надо часто переключать: рабочий диапазон мотора довольно узкий. К слову, топливо стоит в Марокко 9-11 дирхамов, то есть примерно 1 евро за литр.
![](https://resizer.mail.ru/p/4d559e41-e20e-58de-afdb-12206aa17af1/AQABmAIvWCLhjAcWhXCVkb2KDc-TjfchsCXf5wb5inM8cnRbL9OsnpN-BefCMzpHO_QcKjfiDhssEfDtvR_PGXkX4O8.jpg)
О Сахаре
С виду — обычная пустыня, но тут (помимо традиционных опасностей) весьма коварный песок. Временами твердый, где-то рыхлый и очень часто — как мельчайшая пыль или пудра. На языке гонщиков ралли-рейдов такое покрытие называется «феш-феш»: закопаться — раз плюнуть, а махать лопатой во спасение — весьма утомительно. Плюс по вязкой субстанции машине ехать тяжело. Пришлось даже кондиционер вырубить, чтобы эластичному в целом турбодизелю «Дастера» было попроще.
![](https://resizer.mail.ru/p/a0a6789d-49f1-5d73-87d3-2ff3c500a8d2/AQAB2ezHgnkNFQxSyW5U1uM6rO9ryfsk50hDZUn7wpTyZxlnzUbRG-K0AEaRNqdayliHA4vcRFl5RDFBhuCL6rtwnTk.jpg)
Сам Duster снова удивил. Ему, конечно, досталось. В воздухе витал аромат подгоревших сцеплений, у кого-то отрубилась от перегрева межосевая муфта, пострадал и кузовной пластик. Но Duster ехал! И довольно бодро. Даже лоцман бербер восхитился проходимостью кроссовера (или все же внедорожника?). Копать и выдергивать приходилось, главным образом, из-за собственных ошибок вроде нехватки хода на перегибах барханов.
Кстати, спереди и сзади у «Дастера» удобные буксировочные проушины. Вот только не каждый шакл входит, надо маленькие использовать.
![](https://resizer.mail.ru/p/f97759ef-c0da-54a8-97a3-3110389078a6/AQAB0RaFtGaF5nGDJHlpYNjX0vrHClUzTl8AAKXPGCnrGo3u2gOvyFjJU_w6ZgmNLWta0Qgi-7XRr4XO0kEqrAaUvCc.jpg)
О кино
Неподалеку от города Уарзазат наткнулись на киностудии CLA и Atlas, где снимали кучу блокбастеров вроде «Гладиатора» или «Мумии». Киношники едут в Марокко за разнообразными пейзажами, дешевой массовкой и... солнцем, чтобы сэкономить на мощном искусственном освещении.
![](https://resizer.mail.ru/p/cc56c8ea-9aaa-5c6e-9320-6e5c1aa6bf24/AQAB5if-ai6K8F3G0JAKF1oblobOe5Hwq92EFBBVPHkNApTFuPLkS1Fcr-T_vnj2VouXCd8LPfM9WokrvkGaMRQD1SY.jpg)
«Голливудские следы» временами встречаешь просто по дороге. Вот типичная американская заправка. Даже надписи на английском и разбитые заокеанские драндулеты вокруг. Откуда все это в бывшей французской колонии?! Оказалось, декорация к известному ужастику «У холмов есть глаза 2», который снимали в этих местах. Окружающий пейзаж и правда Юту, Аризону или Нью-Мексико напоминает. К слову, слоган фильма звучал так: «Повезет тому, кто умрет быстро». Атмосфера на киношной АЗС соответствующая.
![](https://resizer.mail.ru/p/a8365aee-d628-50ca-918a-229251585f0d/AQABaiicAIMcA-VGJy9ULeTGkDnziumUMPRAVe1Y9QlEpJtnMo1EhudFpwS43atWvNlfJH71JDjNgqRK09Y1-nK7U4o.jpg)
О торговцах
«Дастеры» на московских номерах марокканцев ожидаемо удивляли. И чем дальше забирался караван, тем навязчивее становился интерес. Грязные дети выбегают на дорогу, клянчат еду (поделились с ними водой и сухпайком), взрослые пытаются впарить какое-то барахло и блестящие камни: «аметист, вери гуд!». Хотя на самом деле это вовсе не дар природы, а дурилка туристическая, разукрашенная в придорожной лачуге. Причем эти дельцы выскакивали ниоткуда даже в безлюдной местности.
![](https://resizer.mail.ru/p/6d0bb754-e557-584b-b75a-2df0872d3235/AQABp5HMLpXSCiiJmzDWTVwrmHFWJhwTb-B1UVvWZtitvYJGsYfITE7UnNNs5_Sp3hnXz3qUw0ILpAwU0Lq33ewoZhE.jpg)
Вообще надо помнить: народ марокканский появился, как сплав берберской, африканской, испанской, арабской и даже еврейской культур. Так что надо торговаться — это обязательный ритуал. В два раза уменьшить цену — дело пяти минут. В провинции сделка может случиться даже без денег в кармане! Приветствуется бартер: предлагают на полном серьезе поменять на товар ваши еду, воду и даже одежду. А один абориген предложил за «ту прекрасную девушку» 10000 дирхамов. Вот и думай — шутил или нет.
![](https://resizer.mail.ru/p/83a7fdd1-deef-501a-a71f-beb747e7e2f0/AQABU6qM0Ra9LYF_GYpGP6n48DVVUkQOXrL4jFtZFZ3ONqHQVEq0kY5mLLg_CMpOl1PHj5F-NFq_1GDC_6bky0MWq00.jpg)
Впрочем, покупать все равно выгодно. Особенно товары из кожи, керамику, фонарики и прочие изделия мастеров. Только проявляйте интерес аккуратнее. Иначе абориген будет бегать по пятам, пока не возьмет вас измором. Это вам не Duster, насквозь честный в своем характере — от цены до проходимости.
![](https://resizer.mail.ru/p/b6b25538-d4ab-5d3f-96c1-df72dc571181/AQAB3-GDqhh6VcbZPmH3bW_3Kw0YmY4cWBEblZWDI7pxn2O5VbBusAplgkBETl1h90ZWCQi5rZKVEVBFp1nO419GBxg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/86c22ea8-c0c9-58a1-9ff5-90b4f757d7e7/AQABhe12QYkjVH7p-LA5GDzAk13Gpujbvxlvz0rmtSeC8NZ7bnuyxBeK8MpYNfUWsQ-cr47IIDWJGSsU0gIKaEjclZc.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a36330b2-52d5-5cac-b9ce-bc1ee3612bec/AQABev0krfwbKnV5gfSOX6pRHdJWDo7U7OSYKn16nKnV59GuCovvUHP-l3qkd5V0QnwdEjJWBhsZhuEoTL1iwSM10rE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3dd2ab43-69f3-504d-a949-6df2c896f644/AQABmd4-coGMUH1oyOq7Pck8KCYfmi9TnVtnulr5d5Odpbzfj56y9BTS5huG1tOJbEewcFVhk0ci5BNFAyIZPk_qzMo.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a2ffca45-109b-5a9c-b609-b631c233ca96/AQABWE0lKNGXM1D93e_dD5K68y8lp8OVgeiJZYczOByZiekGYNw0TTR6J5h0YWm2nN7tYJHz4axNheYiWOW2cWwz2iw.jpg)