С забавными неказистыми машинками мы познакомились в экспедиции на «Ленд Роверах» по южноамериканской стране Перу. Трехколесники там повсюду, без них жизнь потомков индейцев и испанских конкистадоров немыслима — 6 миллионов человек ежедневно используют этот транспорт!
Официально трициклы называются мототакси. Но местные величают их тук-туками. Или просто — камикадзе.
Мы убедились сами, камикадзе — очень точное определение. Водители юрких тук-туков — лютые беспредельщики. Разгоняют повозки так, что те аж трясутся от натуги. Не ведающие страха ребята носятся по встречке, обочинам, не тормозя выпрыгивают на перекрестки и норовят протиснуться между рядами. Короче, Мара Багдасарян по сравнению с перуанскими мототаксистами — пай-девочка. При этом конструктивная безопасность трицикла, как вы понимаете, нулевая.
Зачем же пассажиры рискуют садиться в такие адские драндулеты? А выбора нет. Проезд на тук-туке стоит копейки — 2-3 перуанских соля (то есть 36-55 рублей) за несколько километров. В глухой провинции так вообще другого общественного транспорта порой не найти.
Да и в городах камикадзе в абсолютном большинстве. Но иногда «большие» таксисты на обычных легковушках объединяются в кланы-профсоюзы и изгоняют трехколесных коллег на окраины. Так, например, случилось в городе Уанкайо.
Если честно, в тук-туке даже одному взрослому человеку тесно. Однако перуанцы в целях экономии умудряются залезать внутрь втроем-вчетвером, причем с барахлом!
Новый хороший трицикл, по словам перуанцев, стоит 2000-4000 долларов. Нетрудно найти и дешевле — зависит от оснащения и типа кузова. Предложений полно: Bajaj, Honda, Kamax, Piaggio, малоизвестные «китайцы» и кустарные самоделки... А уж на вторичке тук-туки зачастую отдают за бесценок, зависит от убитости конкретного экземпляра. Кстати, приобрести трехколеску можно даже в магазине с бытовой техникой, словно стиральную машинку.
Устроен типичный тук-тук элементарно. До середины колесной базы он как мотоцикл или мотороллер, сзади приваривают широкую раму с лавкой, ставят по две амортизаторных стойки на колесо и прокладывают цепной привод. Всё! А вот кузова отличаются сильно — от самых простых с пленочными занавесками до пластиковых капсул с настоящими дверями.
Впрочем, есть исключения. Например, в Перу пробуют внедрять электрические мототакси. А бензиновый Bajaj RE60 Torito — настоящий заднемоторный хай-тек. Не поленитесь досмотреть ролик до конца, увидите много интересных решений.
Существуют и грузовые камиказде. Возят они сами видите сколько.
Управляется тук-тук мотоциклетным рулем. Причем водилы не отказывают себе в удовольствии положить на «переднюю панель» мохнатую накладку — тапасоль. Так делают в Перу почти все владельцы четырехколесных машин.
Каждый мототаксист считает свой тук-тук самым лучшим. Поэтому нещадно его тюнингует, делая еще привлекательнее. В ход идут наклейки, брызговики, фонарики, неоновая подсветка и даже прямоточные глушители. В Перу также существует национальный вид «автоспорта» — дрэг-рейсинг на трициклах.
Сломался тук-тук — его починят в любом поселке, используя пару гаечных ключей и запчасти от погибших камикадзе. Моют трициклы из шланга, а чтобы вода самотеком уходила из салона, мототакси загоняют одним колесом на чурбачок.
Перуанцы так сроднились с мототакси, что для иных аборигенов тук-тук, похоже, стал членом семьи и составляет с домом единое целое.
Что происходит с мототакси при аварии? Обычно исход настолько кровавый, что мы не будем травмировать вас жуткими видео. Вот самый безобидный сюжет.