Цены на бензин установили новый рекорд

Неожиданное сокращение выпуска бензинов на Московском НПЗ группы «Газпром нефть» привело к крайне необычной ситуации
Надежда Гурина
Читайте также
Дизтопливо из воздуха и воды: это уже реальность
Немецкий автопроизводитель Audi, инжиниринговая фирма Ineratec и энергетическая компания Energiedienst AG планируют наладить выпуск синтетического дизельного топлива

Оптовые цены на бензин АИ-92 с 7 по 13 ноября выросли на 2,3%, до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7%, до 44,99 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные биржи СПбМТСБ. Это рекордный уровень в этом году, что нехарактерно для сезонного российского рынка, на котором уже в октябре, как правило, наступает снижение оптовых цен, пишет газета «Коммерсант».

Причина такого нестандартного поведения рынка в неожиданной остановке одной из ключевых установок (каталитического крекинга) на Московском НПЗ группы «Газпром нефть» на прошлой неделе. По словам собеседников издания на рынке и среди трейдеров, одновременно компания сократила отгрузки бензинов на рынок, а также начала скупать партии бензина на бирже.

«Газпром нефть» поясняет, что «в результате промышленного пробега (с мая по ноябрь) были выявлены новые возможности для повышения эффективности работы установки каталитического крекинга» и для «оптимизации технологического режима работа установки была планово приостановлена», ее работу планируется возобновить в середине ноября. В пресс-службе заявили, что отгрузка топлива «осуществляется по графику», однако не сообщили числовых значений.

Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что причиной роста цен стала «реакция трейдеров» и что недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ центральной России, а также Омского НПЗ группы «Газпром нефть». Ситуация с сокращением предложения бензина из-за остановки каткрекинга на Московском НПЗ выгодна нефтяным компаниям, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Из-за этой встряски на рынке производители могут гораздо быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт.