Война идет даже в мирное время. «Горячие» точки на карте мира, локальные конфликты, терроризм, криминальные разборки делают рентабельным производство гражданских броневиков, внешне почти неотличимых от обычных представительских седанов и внедорожников. Подразделения и близкие партнеры по постройке защищенных машин есть у каждой европейской премиум-марки: Mercedes-Benz, BMW, Audi... Существуют и сторонние крупные фирмы, бронирующие, например, тойотовские «крузаки», «Кадиллаки», «Лексусы». Среди таких — немецкая компания Aurum Security и российская RIDA. Причем «Мерседес» именно отечественной доработки спас жизнь главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову при атаке на его кортеж. А уж сколько кустарных мастерских собирают броневики сомнительной стойкости — не сосчитать.
Понятно, что в новости попадают, в основном, покушения на крупных бизнесменов, чиновников и руководителей государств, которые закупают первосортную бронированную технику. Поэтому в памяти обывателя укоренилась магическая формула B6/B7. Дескать, не знаем подробностей, но это круче некуда, высший класс защиты гражданских машин.
Баллистическая защита: 14 уровней
Если верить европейским стандартам EN 1063/EN1522/1523, то седьмой уровень — потолок. Вот только нормы эти давно устарели! Сейчас специалисты ориентируются на классификацию VPAM, разработанную в 2006 году международной Ассоциацией центров по сертификации пулестойких материалов и конструкций. В этом своде уже 14 градаций, причем старый B6 дотягивает лишь до седьмого (VR7) по VPAM, а B7 — только до VR9.
Важно понимать — стандарты EN и VPAM описывают баллистическую стойкость защиты. То есть способность брони сопротивляться обстрелу пулями, шрапнелью или другими поражающими элементами (взрывы — отдельная история, которую расскажем ниже). Соответственно, каждый уровень классификации соответствует определенному калибру и типу боеприпаса, от которого есть шанс спастись (но это не абсолютная гарантия!).
Разумеется, старый и новый стандарты отличаются важными деталями. К примеру, прежние правила EN регламентируют обстрел тремя выстрелами в вершины треугольника со сторонами по 120 мм. VPAM большее внимание уделяет защите машины в целом, а не отдельных стекол и бронеплит, кинетической энергии пули, учитывает разнообразное оружие и патроны (не только европейские) и не ограничивает направление огня 45 и 90 градусами к броне. Впрочем, в такие глубины заглядывают специалисты. А нам важно понимать, что нормы VPAM лучше привязаны к реальности.
От «мелкашки» до винтовки Драгунова
Уровни VR с первого по пятый — это защита от легкого стрелкового оружия вроде спортивной винтовки-«мелкашки» (типа тех, что используют в биатлоне), 9-мм пистолета или револьвера 357-го калибра. Забронированные таким образом автомобили популярны в Латинской Америке, где развита уличная преступность и на неприятности может нарваться абсолютно любой человек, заехавший в «неправильный» квартал.
Бронирование по классам с шестого по десятый уже серьезное. Именно такие машины обычно заказывают спецподразделения, толстосумы, правители по всему миру. И если автомобиль, защищенный по VR6, убережет от 7,62-мм пули автомата Калашникова, то VR10 выдержит обстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32 снайперской винтовки Драгунова. И это очень круто, поскольку требует 18-23-миллиметровой брони, десятислойных стекол толщиной 80 мм и массой до 240 кг! Кстати, мы тестировали Land Cruiser 200 VR10, подготовленный компанией Aurum Security, и даже сравнили его с гражданской «Тойотой».
Когда проще купить танк
А что же дальше? В теории обычный автомобиль можно забронировать по 11-12 классам, но желающих платить за это мало. Поскольку рассчитана такая защита на вольфрам-карбидовую пулю штурмовой винтовки калибра 7,62 мм, а распространение этого патрона жестко ограничено даже на черном рынке. Высшие по VPAM уровни 13-14 — удел военной техники. Потому что проще купить танк, чем научить гражданскую модель безболезненно выдерживать обстрел из станкового пулемета или башенной установки БТР-80 с пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм.
Как видите, международный стандарт VPAM охватывает чуть ли не все распространенное стрелковое оружие. Что, впрочем, не исключает применение и других стандартов. Например, в Америке используют NIJ 0108.01, в Англии — BS 5051, а в России есть свои ГОСТ Р 50963-96 и ГОСТ Р 51112-97 (с изменениями от 01.06.2016). Но построены они все по схожему принципу и получили локальное распространение.
Защита от взрывов
По статистике, больше половины нападений на автомобили сейчас происходит при помощи взрывчатки. Но защитить машину от подрыва сложнее, и недобросовестные компании хитрят, выдавая баллистическую стойкость продукции за комплексную. Или же вообще «забывают» оговорить этот момент с заказчиком. Хотя насчет противоминных мер существуют свои стандарты и методы испытаний.
Наибольшее распространение получили две классификации. Во-первых, VPAM выпустил свод правил ERV 2010. В нем оговаривается расположение (по дальности и высоте) взрывного устройства относительно машины, его масса, направленность, тип и т.д. Во-вторых, существует натовский военный стандарт STANAG 4569, оговаривающий, кстати, и баллистическую стойкость: пусть и довольно грубо, зато с размахом — от калибра 7,62 мм до снарядов 155-мм гаубицы. В эти же 5 уровней включена и взрывчатка.
Базовой, самой слабой угрозой считается взрыв под днищем автомобиля противопехотной мины (полкило тротила) или пары ручных гранат типа DM 51 снизу и на крыше автомобиля. Но в любом случае от серьезной минной атаки первый уровень защиты не спасет. Пассажиров покалечат если не осколки, то взрывная волна.
Начиная со второго уровня STANAG 4569, броневики испытывают подрывом противотанковой мины. Причем в двух вариантах. Тест типа «a» подразумевает размещение взрывчатки под колесом автомобиля, а тип «b» — по центру днища. Заряд — 6 кг в тротиловом эквиваленте. Это очень мощно, сопротивляться такому напору обычно способна машина, защищенная не ниже, чем по VR10. Что уж говорить о категориях 3, 4 и 5, где взрывчатки уже 8 и 10 кг — это территория военного транспорта с противоминным корпусом и оборудованием.
Броня и везение
Также гражданские броневики проверяют на стойкость к атаке самодельным взрывным устройством (СВУ), заложенным на обочине дороги. До 2011 года бомбу на 15 кг тротила размещали в 4 метрах от машины. Теперь же сертификационный взрыв делают направленным, для чего СВУ устанавливают в 2 метрах на высоте 1 метр от поверхности. И это куда более жесткий тест, потому что 15 кг тротила в таких условиях эквивалентны 120 кг (!) взрывчатки, сдетонировавшей на расстоянии 4 м.
Говоря о взрывах, нельзя не вспомнить о покушении на Эдуарда Шеварднадзе, которого Mercedes-Benz S-класса заводского бронирования в 1998 году спас от пулеметной очереди и аж двух выстрелов из ручных противотанковых гранатометов. Увы, чудес не бывает — грузинскому лидеру крупно повезло, что одна граната разорвалась рядом с машиной, а другая ударила в моторный отсек. Так как по идее от РПГ спасет только техника, как на фото ниже, с толстенной броней, динамической защитой и противокумулятивными экранами. Но к гражданским автомобилям это уже не имеет отношения.