Увы, до наших дней царская коллекция не сохранилась. Поэтому мы сейчас покажем машины, которые могли ездить по дорогам Москвы и Петербурга в то время (фотографии были сделаны на 26-й Олдтаймер-Галерее, которая проходила в марте этого года).
В 1896 году из ворот экипажной фабрики Петра Фрезе выехал самобеглый экипаж с двигателем Евгения Яковлева. Так родился первый российский автомобиль. 19 июля на выставке в Нижнем Новгороде безымянную машину заметил Николай II и, как вспоминали современники, пожелал увидеть ее в действии. Господин Фрезе тут же исполнил просьбу императора — показ прошел успешно. Но дальнейшая судьба «автомобиля Яковлева-Фрезе» неизвестна. На фото — реплика, построенная коллегами из газеты «Авторевю».
«Каждый проходивший по Невскому видел четырехместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперед, пропагандируя идею механического передвижения», — писал журнал «Автомобиль» в 1903 году. В начале XX века простые и недорогие машины французской марки De Dion — Bouton (в России их часто называли «Дион-Бутон») стали самыми распространенными в Санкт-Петербурге. На фото — Model Z образца 1905 года.
Американская компания Lozier выпускала автомобили всего 15 лет — с 1900 по 1915 годы. Но при этом успела засветиться в России. В 1911 году роскошные заокеанские машины (тогда они были круче «Кадиллаков»!) начали рекламировать в ведущих изданиях. Наша публика, впрочем, Lozier не распробовала: торгового представителя найти не удалось, немногочисленным покупателям приходилось заказывать автомобиль телеграммой в Нью-Йорк! На фото — модель Type 77 1912 года.
Если дореволюционные питерцы больше любили De Dion — Bouton, то в Москве предпочитали марку Berliet. За это французы должны сказать спасибо Георгию Жемличке — известный велогонщик и предприниматель с 1908 года сосредоточился на раскрутке только «Берлие». В результате эти машины заметили даже в императорском гараже, закупив в 1911-1912 годах четыре грузовика для хозяйственных нужд. На фото — лимузин 40HP 1906 года.
Benz первым из иностранных автопроизводителей пришел в Россию — это случилось в 1894 году. Надежные и выносливые немецкие машины быстро набирали популярность, так что к началу Первой мировой войны наша страна занимала вторую строчку в экспортном рейтинге фирмы. Но с началом боевых действий представительства марки закрыли, автомобили реквизировали и передали в армию. Представленному экземпляру модели 18/24PS посчастливилось пережить войны и революции. Остатки «Бенца» нашли под Великими Луками, причем кузов в одной деревне, а раму — в соседней. Сейчас автомобиль на реставрации.
Bebe Peugeot выглядит игрушечным, хотя это полноценный автомобиль, сконструированный в 1912 году маэстро Этторе Бугатти. Маленькую, но не примитивную машину можно считать предтечей современных городских малолитражек. Bebe имел 900-кубовый 4-цилиндровый двигатель мощностью 10 л.с. и разгонялся до 65 км/ч. В 1914 такой Peugeot подарили на день рождения цесаревичу Алексею, который с удовольствием рассекал на Bebe по дорожкам Царского села. Судьба монаршей модели окутана туманом. Говорят, тот Bebe погиб в Ленинграде 1942 года под бомбежкой. Но представленный экземпляр тоже уникален: c 1940 года он находится в семье коллекционера Хлупнова.
Даже для богатых господ автомобиль зачастую был неподъемной роскошью. Но иметь «мотор» хотелось многим. Поэтому на рубеже XIX-XX веков популярность набрали вот такие примитивные трициклы. Этим немецким «Куделем» 1899 года, по некоторым данным, владел один из Великих князей дома Романовых.
Phanomobil — попытка совместить комфорт автомобиля с доступностью трицикла. Моторчик воздушного охлаждения пыхтел прямо перед водителем, а курс тот выбирал поворотной рукояткой. Неказистый переднеприводный «Феномобиль» на деле был довольно быстроходным и набирал 50-60 км/ч. К тому же помимо пассажирского предлагались и другие кузова. Однако немецкое изобретение в России не прижилось. Например, в Санкт-Петербурге 1913 года из 2036 частных автомобилей только 5 имели марку Phanomobil, самым известным из которых стал развозной фургон газеты «Речь».
Русско-Балтийский вагонный завод — крупнейший автопроизводитель дореволюционной России, поставщик армии и царского гаража. Тем удивительнее, что до наших дней сохранился единственный легковой «Руссо-Балт» модели К 12/20. Машина из собрания Политехнического музея выпущена в 1911 году и использовалась Офицерской воздухоплавательной школой в Гатчине. Там же с ней свел знакомство Николай II, приезжавший посмотреть на аэроплан «Русский Витязь» — также, кстати, модель РБВЗ.
Французская компания Delaunay-Belleville сделала себе имя на паровых котлах, но роскошные, комфортабельные машины у нее тоже неплохо получались. Знающий толк в технике Николай II стал чуть ли не главным клиентом Delaunay-Belleville — в разное время в императорском гараже побывало 8 автомобилей с характерным круглым радиатором. Российских монарх был не одинок в предпочтениях. Главы Америки, Дании, Греции, Австрии, Франции и даже британский король также ездили на Delaunay-Belleville. На фото — модель 40HP с кузовом «лимузин». Обратите внимание на двускатные задние колеса.
Сегодня мы с нетерпением ждем, когда Mercedes запустит в России сборочное производство, а в 1902-1904 годах это было реальностью. Выпуск грузовиков Daimler и легковушек Mercedes наладили на петербургском заводе Лесснера, обеспечив немецкой марке звание одной из самых популярных в России. Использовались «Мерседесы» и в императорском гараже. Но успех перечеркнула Первая мировая война — бизнес прикрыли, машины отправили на фронт. На фото — красавец Simplex 28/32PS. 5,3-литровый мотор разгонял открытый автомобиль 1905 года до 60 км/ч.
«В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой». Давно несуществующую автомобильную компанию Lorraine-Dietrich увековечил самый известный водитель русской литературы Адам Козлевич из романа «Золотой теленок». Хотя еще до революции эти французские машины с крестом на радиаторе неплохо расходились в Москве.
С началом Великой войны на фронт отправили не только «вражеские» немецкие машины, но вообще чуть ли не всю автомобильную технику. Николай II не остался в стороне. На базе «Руссо-Балта» типа С из императорского гаража в его же мастерских построили бронеавтомобиль для Кавказской туземной конной дивизии. На фото — реплика машины, сражавшейся, как минимум, до 1916 года. Затем ее следы теряются.
Американские грузовики White массово пошли в Россию лишь с началом Первой мировой в 1914 году. Но выбор Военного ведомства оказался верным. «Уайты» показали себя настолько выносливыми, что к 1 июля 1917 года заняли треть армейского автопарка. На их шасси монтировали самые разные надстройки — от цистерн и радиостанций до санитарок. Раненые буквально молились на медицинские летучки конструкции доктора Климановича. В кузове такого «Уайта» были как откидные сиденья, так и хитрая подвеска для носилок — с амортизацией и маятниковым механизмом: даже при боковых кренах лежачие бойцы оставались в горизонтальном положении. От дождя и снега пассажиров защищали брезентовые пологи. Кстати, строили такие машины в придворной экипажной мастерской.