Об этой новинке читатели «Авто Mail.Ru» знают едва ли не больше всех остальных! Однако напомним. Ульяновцам была необходима свежая коммерческая модель, но разработать принципиально новый грузовик оказалось не по средствам. Поэтому пришлось взять за основу бортовой «Карго» (это коммерческая версия «Патриота») и заниматься увеличением грузоподъёмности. Так появилось семейство «Профи» — его премьера сегодня состоялась на московской выставке «Комтранс».
Концепция и габариты. Первым делом ответим на самый часто задаваемый вопрос: а какой здесь привод? В базовой версии — задний, c опционной блокировкой дифференциала. И такая машина по конструкции существенно отличается от привычных «уазиков»! Но учитывая позиционирование модели как возможной альтернативы «буханке», вскоре появится и полноприводное исполнение. (Забегая вперёд отметим, что трансмиссия 4х4 обойдётся на 37 тысяч рублей дороже).
Что касается габаритов, то «Профи» на 605 мм крупнее стандартного «Карго» — 5 940 мм от переднего бампера до заднего борта: соответственно, из-за капотной компоновки новый ульяновский грузовичок оказался на добрых 40 сантиметров длиннее стандартной «Газели-Бизнес»! При этом никаких других размерных форматов «уазик» не предлагает: на текущий момент 3,5-метровая колёсная база — это максимально возможный предел для имеющейся рамы.
Грузоподъёмность. Учитывая разные концепции, новый УАЗ не стоит называть прямым конкурентом «Газели-Бизнес», хотя грузоподъёмность «Профи» — газелевские 1,5 тонны. Тентованный кузов по размерам тоже напоминает заданный газовцами стандарт — 3 089 мм на 2 060 мм. Кроме стандартного, существует зауженный вариант платформы шириной 1 870 мм. А теперь внимание: высота по тенту всего 1 650 мм, так что перевезти, например, холодильник будет проблемой.
В гамме исполнений, помимо однорядной кабины, заявлена и двухрядная. У такой машины кузовок по понятной причине совсем крохотный — 2 350 мм х 1870 мм. Впрочем, вместо штатных грузовых платформ предусмотрена возможность заказать «голое шасси» и самостоятельно смонтировать какую угодно надстройку. Так, на выставке красовались несколько продуктовых фургонов и автовышка.
Кабина. Как нетрудно догадаться, кабина — это передняя половинка патриотовского кузова, но — с небольшим редизайном внешности, так что «Профи» можно издалека отличить от «Патриота», «Пикапа» или «Карго» по другому бамперу и новой оптике. Соответственно, для 5-местного двухрядного варианта пассажирский модуль взяли от вышеупомянутой модели «Пикап».
На всех автомобилях появилась консоль под потолком, куда можно убрать документы. А салон заднеприводной версии вдобавок перекомпонован: здесь отдельное сиденье водителя и небольшая «скамеечка», формально рассчитанная на двоих пассажиров (у машин 4х4 — обычное кресло). Из-за трёхместной компоновки заводчанам также пришлось внедрить новый кожух центрального тоннеля со смещенным рычагом коробки передач и отформованными местами для ног среднего седока.
Двигатель и трансмиссия. Мотор только один и, к сожалению, бензиновый: уазовцы предпочитают называть этот агрегат ZMZ PRO и нескромно заявляют, что его мощность — до 160 л.с. Однако официальные документы сообщают, что под новым именем скрывается доработанная версия хорошо знакомого уазоводам 2,7-литрового ЗМЗ-409, которая развивает 149 л.с. и 236 Нм. Осенью начнёт продаваться пропан-бутановое исполнение, а вот дизель — очень отдалённая перспектива.
Коробка передач — только механическая, корейской марки Dymos. Кстати, для «Патриотов» корейцы также поставляют и раздатку, но из экономии коммерческим машинам полагается раздаточная коробка УАЗ, которая управляется рычагом, что, собственно, и повлияло на компоновку кабины: у модификации 4х4 среднего пассажира усадить просто некуда, поэтому трёхместный салон и предлагается только для заднеприводных «Профи».
Рама и мосты. Помнится, в 2015 году Алексей Володин, тогдашний заместитель гендиректора по продажам и маркетингу Ульяновского автозавода, уверенно обещал, что создатели «полуторатонника» собираются наращивать габариты исходного «Карго» не путём вваривания удлинителей, а при помощи новых лонжеронов рамы. Увы, эти обещания не сбылись: у представленной сегодня новинки — пусть усиленная, но патриотовская «лестница» со вставкой-удлинителем.
Также господин Володин считал, что лучшим решением будет взять задний мост от Ford Transit («Форды» выпускает группа Sollers, которой принадлежит УАЗ). Но вместо импортного моста из экономии использовали отечественный — существующий уазовский узел подвергли ревизии и усилению. Ошиновка — только односкатная (внедрять четыре колеса оказалось слишком дорого), независимо от типа привода, колёса крепятся шестью болтами вместо привычных пяти.
Подвеска и рулевое. В задней подвеске — однолистовая рессора и подрессорник. При этом крепление рессор выполнено по новой для ульяновских машин схеме (взгляните на фотографию). Насколько надёжно такое решение? Узел доставил немало хлопот конструкторам: уазовцы не скрывают, что во время испытаний крепление не выдерживало нагрузок. Сейчас проблема решена и «Профи» — если верить его создателям — может возить до двух тонн груза.
У заднеприводной модификации вместо переднего ведущего моста — труба, к которой прикреплены поворотные кулаки новой конструкции. С этими доработками угол поворота колеса увеличился на 13o, и, соответственно, существенно уменьшился диаметр разворота — это важно для развозного грузовичка. Также поменялось расположение рулевых тяг. (Кстати, после обкатки на «Профи» новые кулаки должны появиться на всех остальных моделях марки УАЗ).
Цены и комплектации. С узким кузовом заднеприводный «Профи» будет стоить от 749 тысяч рублей, а с широким — от 757 тысяч. В базовую комплектацию включены подушка безопасности водителя, АБС, электрические стеклоподъёмники, центральный замок, и электрозеркала. Доплатив 50 тысяч, можно рассчитывать на кондиционер, противотуманки и зимний пакет, куда включены обогрев ветрового стекла, подогрев сидений и аккумулятор 75 А·ч.
Любопытно, что для базовой машины можно заказать либо зимний пакет (12 тысяч), либо кондиционер (30 тысяч). Хотите пятиместную кабину? Это будет стоить 50 тысяч рублей сверху. Нужна блокировка межколёсного дифференциала? Это ещё 29 тысяч. Позже список опций дополнит штатный обтекатель на кабину и газобаллонное оборудование — за заводское ГБО хотят просить 40 тысяч рублей.
Конкуренты и продажи. Дорого это или нет? Бортовая «Газель-Next» со 107-сильным бензиновым мотором Evotech стоит от 865 000 рублей. А вот «Соболь» обойдётся даже дешевле — с аналогичным ульяновским атмосферником газовский грузовичок продаётся за 745 тысяч, хотя формально эта модель рассчитана на перевозку одной тонны груза (что, впрочем, не мешает владельцам грузить все полторы).
Выпуск заднеприводных УАЗ «Профи» должен начаться до конца месяца. Годовой план продаж — 10-12 тысяч машин. Мягко говоря, оптимистичная стратегия: в год продаётся столько же «Газелей-Бизнес»! А чтобы показать уверенный старт, ульяновцы готовы демпинговать: по программам трейд-ин и утилизации можно рассчитывать на 100 тысяч скидки. Ещё одна «замануха» — возможность купить авто... за криптовалюту биокоин. Впрочем, в борьбе за рынок любые средства хороши.