Оказывается, бренд Skoda в ближайшие годы будет стремительным образом меняться — чехи задумали серьёзно омолодить аудиторию своих машин и устремились в развитие цифровых технологий. В октябре в Праге открылся «центр идей» Skoda Auto DigiLab, где 16 специалистов в сотрудничестве с «хай-тек» стартапами так и пышут креативом. Что ждёт «Шкоду» в скором будущем в соответствии с планом Skoda 2025?
1. Машины начнут «общаться» друг с другом
Представьте себе — вы едете по узкой дороге и вдруг в «слепом» повороте вам попадается машина, которая стоит в полосе на «аварийке». Даже если сознательный водитель выставил знак аварийной остановки, всё равно придётся реагировать на внезапно возникшую ситуацию — тормозить, объезжать. Но вскоре автомобили будут самостоятельно предупреждать друг друга!
Идея не нова — многие производители давно разрабатывают Car2X-системы. Если кратко, то автомобиль без участия водителя передаёт информацию на серверную станцию (или напрямую другому транспортному средству) — это может быть его остановка, поломка, ДТП, дорожные работы (причём машина может считать и соответствующий знак, если оснащена системой их распознавания), приближение автомобиля экстренных служб. И эти данные передаются участникам движения, которые находятся близко к месту событий.
В Европе этот проект называется С-Roads, а партнёром на территории Чехии является как раз Skoda. Конечная цель — уменьшение числа ДТП, оптимизация дорожного движения и снижение вредных выбросов. Всё, что для этого нужно — мультимедийный комплекс, подключенный к Интернету, и, конечно, устойчивая мобильная связь. Какой будет коммуникация с машиной других марок? Это пока неизвестно, но наверняка внедрят единый стандарт. А водителям автомобилей, не оснащённых продвинутыми системами, вероятно, предложат специальные приложения.
2. Машины можно будет «апгрейдить» через Интернет
Уже сейчас Skoda предлагает современный мультимедийный комплекс Columbus с 9-дюймовым экраном почти для всех моделей. Набор функций привычный: интеграция со смартфонами (Apple CarPlay, Android Auto, Mirror Link), онлайн-сервисы, есть и приложение Skoda Connect (его можно установить и на телефон, и на смарт-часы), с помощью которого можно дистанционно узнать запас хода, включить электроотопитель или посмотреть, где припаркована машина.
Но в дальнейшем функционал расширят — следующее поколение мультимедийных комплексов Skoda получит не только увеличенный экран, но и поддержку технологий Car2X, систем «умного дома» и самостоятельно порекомендует интересные места вдоль маршрута. Появится голосовой ассистент вроде Amazon Alexa или Siri. И это ещё не всё: можно будет «апгрейдить» и сам автомобиль. Чехи пока скрывают детальную информацию, но как минимум владелец сможет обновить прошивку или «скачать» какие-то новые функции. Обещают даже онлайн-шопинг!
Думаете, это не особо и важно? По исследованиям «Шкоды», в 2016 году люди интересовались прежде всего возможностью быть онлайн в автомобиле, а 41% опрошенных признались, что поменяли бы свою машину на ту, где лучше реализованы эти сервисы. Кстати, следом в хит-параде — гибриды и электромобили.
3. Машины перестанут быть личными
В «Шкоде» не могли проигнорировать тот факт, что молодёжь всё меньше хочет владеть личным автомобилем — в крупных городах это и дорого, и неудобно. А потому в поисках решений они плотно сотрудничают со студентами (у которых мало денег и много свежих идей), и со своими сотрудниками. Например, за 3 месяца в DigiLab разработали и внедрили приложение, которое помогает «безлошадным» работникам заводов Skoda найти себе попутчика на машине.
В дальнейшем идея совместного пользования автомобилей по версии специалистов «Шкоды» выльется в частный каршеринг — владелец машины сможет сдавать её в аренду непосредственно из рук в руки. Автомобили будут интегрированы в структуры «умных» городов, получая информацию о парковках и последние данные о текущей дорожной обстановке.
Не обошлось и без сенсационных заявлений — Skoda хочет быть не просто производителем автомобилей, а именно провайдером услуг по передвижению. В идеале всё должно выглядеть так: пользователь открывает фирменное приложение и ему предоставляются все возможные варианты добраться в пункт назначения. Помимо автомобилей (в нескольких вариантах использования), это может быть электрический велосипед (их уже предлагает Skoda), а в конечном итоге всё наверняка придёт к автономному транспорту. И он тоже будет на электротяге.
4. Отказ от двигателей внутреннего сгорания
Да, Евросоюз окончательно и бесповоротно объявил войну ДВС. «Чистые» зоны уже появились в Милане, Осло и Стокгольме, а к 2020 году к ним присоединятся Штутгарт, Париж и Лондон. Полный отказ от ДВС в Норвегии и Нидерландах запланирован уже на 2025-й, а в 2040-м то же самое произойдёт в Великобритании. Но повального спроса на электромобили пока нет, и на это есть причины.
«Первая — высокая цена», — начинает доктор Гвидо Хаак, глава управления продуктами Skoda Auto, и переключает слайд. На нём сравнение цены обычного хэтчбека Volkswagen Golf и его электрического аналога — 17 850 и 34 900 евро. Почти вдвое дороже! Среди других причин недовольства людей — недостаточный запас хода, скучный дизайн и отсутствие развитой сети зарядок.
Но ужесточение норм по вредным выбросам, которое вступит в силу в 2020 году, не оставляет автопроизводителям выбора — иначе последуют серьёзные штрафные санкции. Прогноз таков — в 2020 году в Европе на долю электромобилей придётся 8% от продаж новых машин, а в 2025-м — уже четверть (в Китае — и вовсе 30%). «И наша задача — сделать электромобили привлекательными для людей», — завершает доктор Хаак. Такими, как Vision E?
5. Skoda Vision E
Первым самостоятельным электромобилем «Шкоды» (мы не берём в расчёт экспериментальный универсал Skoda Octavia Green E Line образца 2010 года) станет кроссовер, который во многом будет похож на концепт-кар Vision E. Машину уже показывали на апрельском автосалоне в Шанхае — по длине и ширине она схожа с «Кодиаком», но пропорции более привлекательные, выглядит она динамичнее.
Но главное в другом — Skoda обещает, что электромобиль будет сопоставим по цене с машинами, имеющими двигатель внутреннего сгорания! Не менее интересны и предварительные характеристики. Привод — полный или задний, максимальный запас хода в зависимости от ёмкости батареи и электромоторов (105-225 кВт) — от 400 до 600 км (в цикле NEDC), а до сотни серийный преемник Vision E будет разгоняться быстрее, чем за 6 секунд.
С практичностью всё тоже должно быть неплохо — объём багажника составит 560 литров, машина получит мультимедийный комплекс с доступом в Интернет и автопилот третьего уровня (подробно об этом читайте в статье «Автопилот: шесть шагов для безделья»). Кроме того, дизайнеры чуть изменили внешность Vision E — сегодня мы посмотрим на обновлённый концепт-кар и даже прокатимся на нём! И скоро подробно об этом расскажем.