Что такое «Фестиваль Скорости» в Гудвуде? Люди непосвящённые могут подумать, что там собираются почтенные лорды, сэры и прочая британская элита в смокингах, которые неспешно пьют скотч и курят сигары у дворца герцога Ричмонда, время от времени протирая классические купе и родстеры Jaguar, Ferrari, Porsche и другие раритетные суперкары из частных коллекций. А за всем этим наблюдает горстка зевак. Вот и я точно так же себе представлял происходящее в сердце графства Западный Сассекс. И очень зря! Оказалось, что это едва ли не единственное место на планете, где можно увидеть сразу сотни исторических и современных гоночных машин. Причём не заботливо припаркованные на полянке между стогов сена, а в действии!
Немного истории
Всё началось в 1992 году, когда граф Марч Чарльз Генри Гордон-Леннокс вернулся в родовое имение и решил, что неплохо было бы возродить историю автоспорта в этих краях. Неподалёку даже есть трек, но он был закрыт для соревнований ещё в 1966-м из-за слишком скоростной конфигурации при весьма посредственной безопасности (владельцы не хотели вкладывать деньги в модернизацию автодрома). Что же делать? Выход был найден буквально сразу — сделать гоночную трассу из... обычной дорожки прямо перед дворцом!
Она не замкнута в кольцо и, по сути, представляет собой узкий подъём на холм длиной около 2 километров — что-то вроде раллийного спецучастка от старта до финиша. И, представьте себе, здесь действительно ездили на время! Первая гонка прошла уже в 1993 году, а выиграл её Уилли Грин на машине Формулы-1 Surtees T20. На дебютный «Фестиваль скорости» пришло 25 тысяч зрителей, хотя в эти же даты проводился знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана». И это стало началом славной истории события в Гудвуде. Что же тут можно увидеть?
1. Разнообразие техники
Пожалуй, это одна из главных причин, чтобы приехать в Гудвуд — он находится в 120 км к юго-западу от Лондона. Нигде в мире вы больше не увидите столько гоночных автомобилей всех мастей одновременно! Гиганты начала прошлого столетия (самые старые — 1902 года выпуска!) с огромными моторами — как вам, к примеру, Fiat S76 с огнедышащим четырёхцилиндровым двигателем объёмом 28,5 литров? Болиды Формулы-1 всех эпох — от 50-х до современных. Спортпрототипы, участники DTM, гонок на выносливость, NASCAR, дорожные суперкары, раллийные машины (для них сделали ещё одну отдельную гравийную трассу), выводок мотоциклов разных лет, дрифткары и даже ралли-рейдовый «КамАЗ» и Формула-Е.
В сумме — почти четыре сотни автомобилей и около 70 мотоциклов (обязательно посмотрите галерею в конце статьи). И все они ездят! Не имеет значения, как быстро они катят по гудвудской трассе — аплодисментами встречают всех, кто возвращается обратно после финиша. Словом, это единственная возможность увидеть историю автоспорта в действии. И дело, кстати, не только в визуальном удовольствии. Звук — вот что так важно в современном мире, где от былого разнообразия не осталось и следа. Пронзительный визг «формульных» V10, грубый рокот американских V8, трагичные «посапывания» раллийных турбомоторов, а от завываний компрессорной «восьмёрки» довоенного «Мерседеса» W25 просто мурашки по коже!
2. Настоящие гонки
Пока в Формуле-1 внедряют защитную систему Halo (больше похожую на трусы-стринги над кокпитом), а трассы делают с километровыми асфальтовыми зонами безопасности, в Гудвуде время остановилось. Узкая полоска асфальта с 9 поворотами, немного травы по краям и тюки с соломой вместо современных металлических барьеров — вот что такое местный подъём на холм. И здесь по-прежнему проводятся соревнования, несмотря на обилие инцидентов (смотрите видеоролик ниже). Достаточно сказать, что рекорд с 1999 года удерживает Ник Хайдфельд, который промчался до финиша за 41,6 секунды. К слову, сделал он это за рулём «Макларена» MP4-13 — машины, которая привела Мику Хаккинена к чемпионскому титулу в Формуле-1 годом ранее!
Любопытно, что соревнуются за победу в Гудвуде машины из совершенно разных дисциплин автоспорта — это могут быть и болиды Формулы-1, и «ле-мановские» прототипы, и созданные специально для тайматака или подъёма на холм монстры (в 2014-м первенствовал 9-кратный чемпион по ралли Себастьен Лёб на Peugeot 208 T16 Pikes Peak). Более того, есть даже обычные дорожные суперкары. Не обошлось и без электрической «Формулы-Е». Всё тот же Ник Хайдфельд попытался установить на ней лучшее время в этом году, но его результат оказался на 10 секунд хуже, чем рекорд на «Макларене» — 51.91.
Есть тут и свои легенды — в этом году уже в шестой раз в Гудвуде победил Джастин Лоу с результатом 46,13 секунды. Трижды он выигрывал на Jaguar XJR8/9 и столько же — на Jaguar XJR12 (знаменитые спортпрототипы группы С, на счету которых пара побед в «24 часах Ле-Мана»). Его 7-литровый V12 выдаёт 740 сил, а весит Jaguar всего 900 кг. Думаете, что это просто шоу-гонка? Посмотрите, как Джастин мчит по такой узкой трассе!
3. Шоу
Какой фестиваль обходится без шоу? В Гудвуде, само собой, выступал известный на весь мир трюкач и каскадёр Терри Грант, который в этот раз проехал всю трассу на Range Rover Sport... на двух колёсах! Эффектную дымовуху устраивают и дрифтеры — один из самых известных в мире ездоков боком Майк Уиддетт выкатил на трек скромную Mazda MX-5 с роторным мотором мощностью свыше 1000 сил, взбодрил публику и Айрат Мардеев, решивший поставить боком на узком полотне свой могучий «КамАЗ».
Автомобилями всё не заканчивается — свои трюки показывают мотокроссмены на специальной арене, а в перерывах посетителей развлекают... лётчики! Да-да, своё 15-минутное авиашоу устраивает звено Red Arrows, выполняющее фигуры высшего пилотажа, а потом в небе появляется истребитель Eurofighter Typhoon. Плюс разные конкурсы, розыгрыши, экспозиции, автограф-сессии — между прочим, тут можно встретить настоящих звёзд. Сэр Джэки Стюарт, Йохен Масс, Эмерсон Фиттипальди, Рене Арну, Роберт Кубица, Нико Росберг, Валттери Боттас и другие гонщики Формулы-1 управляли болидами разных лет. Плюс легенды «кузовов» — Том «Мистер Ле-Ман» Кристенсен и Роберто Равалья. При должной сноровке можно было разжиться немалым числом росчерков именитых пилотов!
4. Юбилеи
Впрочем, не только с гонщиками можно случайно встретиться на какой-нибудь из лужаек гудвудского фестиваля. Каждый год тут обязательно что-то празднуют. 100-летние юбилеи отмечали тут Alfa Romeo, Rolls-Royce, Ford, Mercedes-Benz, Audi и даже гонки Гран-При. 4 года назад здесь почтили 50-летие Porsche 911, а в 2017-м было сразу несколько интересных событий.
Первое прошло достаточно скромно — о 60-летии Fiat 500 говорила лишь горстка экспонатов на площадке. Да и AMG к своему 50-летию не стала поднимать шумиху. А вот проводы Берни Экклстоуна на пенсию прошли с размахом! Ежегодно на лужайке перед резиденцией герцога Ричардса возводят памятную скульптуру (причём её архитектор не меняется) — на этот раз её назвали «5 эпох Экклстоуна», что символизировало 5 машин Формулы-1 разных поколений. Тут же присутствовал и президент FIA Жант Тодт и нынешний владелец «Королевских гонок» Чейз Кэри — он, кстати, не отказывал желающим сфотографироваться с ним. Разве можно было представить такое c Берни?
И, наконец, украшение этого «Фестиваля скорости» — 70-летие бесподобной Ferrari. В честь этого на трассе в Гудвуде прозвучал не только итальянский гимн, но и состоялся настоящий парад машин с гарцующим жеребцом на эмблеме — из Маранелло и частных коллекций привезли 44 гоночных автомобиля, включая и Формулу-1, а также современные дорожные модели! Временами они создавали настоящие... пробки. Но о таких заторах можно только мечтать.
5. Новинки автопрома
Неудивительно, что «Фестиваль скорости» очень популярен — организаторам даже пришлось ограничить квоту 150 тысячами человек, хотя желающих обычно чуть больше. Поэтому билеты нужно покупать заранее — в этом году они стоили от 34 фунтов стерлингов (2 700 рублей) за пропуск на четверг до 154 фунтов на весь уик-энд (12 200 рублей). И не надейтесь, что вам хватит одного дня — как минимум на несколько часов вы прилипнете к ограждению трассы, провожая взглядом прекрасные автоспортивные легенды и вдыхая запахи масла, бензина, выхлопных газов и жжёной резины.
А ещё есть раллийный гравийный участок, куча магазинчиков с атрибутикой, коллекционными моделями автомобилей и уйма стендов автопроизводителей — они, познав популярность «Фестиваля скорости», проводят тут даже мировые премьеры новых моделей. Большинство из которых, конечно же, суперкары, хотя Rolls-Royce показал в Гудвуде уникальное купе Sweptail, созданное в единственном экземпляре по заказу клиента (надо полагать, очень богатого и важного для марки — самая дорогая в мире машина стоит 13 миллионов долларов).
Porsche привезла сюда экстремальное купе GT2 RS (700 л.с., задний привод) и ограниченную версию 911 Turbo S Exclusive, Aston Martin показал DB11 с мотором V8 от Mercedes-AMG GT. Здесь же дебютировала открытая версия 610-сильной Audi R8 V10, а Jaguar представил сразу две новинки — седан XE SV Project с самым мощным двигателем в сегменте (600 л.с.!) и флагманский XJR575, в индексе которого зашифрован его «табун». После премьеры на Нюрбургринге в Гудвуд приехал обновлённый Nissan GT-R Nismo, а ещё Nissan выкатил на трек необычный трёхместный электрокар BladeGlider Concept. Причём нам удалось проехать на обоих «Ниссанах». Может ли машина на электротяге быть настоящим спорткаром? Скоро расскажем!