Два вида топлива — это бензин и метан. «В первую очередь, мы планируем продавать такие автомобили корпоративным клиентам», — говорят вазовцы. Ха! Знаем мы этих клиентов: к 2020 году Газпром пообещал перевести весь свой автопарк на метан. Поэтому АВТОВАЗ начал разработку целого семейства газовых машин — внедорожника 4х4 CNG, универсала Largus CNG и седана Vesta CNG.
Vesta CNG могла бы стать самой прогрессивной из этой троицы. У экспериментальной машины под фальшполом багажника скрываются лёгкие баллоны четвёртого поколения (композитные, немецкой компании Xperion), редуктор, форсунки и штуцер взяты из каталога итальянской Emer, а системой питания управляет единый и для бензина, и для метана блок управления.
Но... В серию пошла другая версия — с начинкой попроще и подешевле: да, оборудование осталось итальянским (правда, поставщиком определена фирма BRC), однако вместо общего блока управления установлена пара отдельных, а баллон выбран самый простенький — стальной, китайской компании Sinoma. Поэтому на снимках две машины: белая — экспериментальная, коричневая — серийная.
Впрочем, в движении экспериментальная «Веста» абсолютно ничем не отличается от серийной (и наоборот). Зато отличается от стандартных бензиновых седанов, поскольку битопливная версия получилась более тяжёлой и менее мощной. Почему? Сейчас расскажем. А заодно обсудим главные мифы, которые окружают технику, потребляющую газовое топливо.
Газовые машины дорогие (почти правда)
Что касается цены. Продавать битопливные «Весты» по полтора миллиона рублей за штуку никто не собирается — это стоимость экспериментального автомобиля «по документам». Здесь одни только баллоны стоят больше тысячи евро! Но учитывая, что АВТОВАЗ решил не тратиться на дорогущие композитные ёмкости, в реальности переплата за метаново-бензиновую версию составит 80-90 тысяч рублей.
Газовые машины медленные (не сильно)
Формально теплота сгорания метана выше, чем бензина — сразу 50,1 МДж/кг против 44 МДж/кг. Вот только стехиометрическое соотношение метановой горючей смеси — 17,3:1 против бензиновых 14,7:1, так что при одинаковом количестве воздуха газового топлива сгорит меньше. Разницу можно нивелировать, подняв степень сжатия, но тогда нужны другие поршни и клапаны, а это — слишком дорого.
При работе на метане двигатель «Весты» развивает 98 л.с. (на восемь меньше, нежели на бензине), так что машина разгоняется до 100 км/ч за 13 секунд. И это... хороший результат! На «девяносто пятом» спурт займёт на секунду меньше. Правда, переключаясь на газовое топливо, следует помнить: мотор становится не слишком эластичен — перед обгоном нужно «скинуть» передачу-другую.
Газовые машины тяжёлые (правда)
Основную прибавку даёт баллон: у экспериментальной машины он весит 38 кг, у серийной — 75 кг. Не считая одного нюанса: у белого седана очень тяжёлая фальш-крышка над баллонами, поэтому фактически весят автомобили одинаково. То есть представьте: вы постоянно возите ещё одного «пассажира». Вряд ли такое увеличение массы можно считать существенным.
Газовые машины требуют особых навыков (почти правда)
Обе Lada Vesta CNG устроены весьма толково — заправочные разъёмы выведены под лючок бензобака (последний остался стандартным, 55-литровым, так что суммарный запас хода составляет порядка 1 100 км). Заводятся битопливные машины только на бензине, а для перехода на метан нужно дождаться «полного прогрева» и просто нажать кнопку (на фото).
Но есть нюансы. В последнее время на АГНКС требуют свидетельство «2б» — документ, подтверждающий работоспособность узлов и герметичность соединений: если на автомобиле установлены стальные баллоны, бумага выдаётся сроком на 5 лет. А еще водителю формально необходимо удостоверение на право управления «газовой машиной»! Для его получения придётся проходить обучение.
У газовых машин маленький багажник (правда)
В багажнике предсерийной Vesta CNG расположены баллоны, накрытые эффектной крышкой, — из-за этого объём уменьшился сразу на 180 литров. Ещё один недостаток — ремкомплект вместо полноразмерной запаски... У серийных машин баллоны установлены позади спинки заднего дивана — запасное колесо осталось, объём «трюма» составляет приличные 400 литров, но... сиденье сложить нельзя.
Газовая машина никогда не окупится (неправда)
В России средняя стоимость кубометра природного газа составляет 13 рублей — это почти втрое дешевле литра бензина. При таких ценниках, по расчётам Газпрома, доплата за приставку CNG окупится примерно через 70 тысяч километров. Да за год столичные таксисты накатывают даже больше! Собственно, экономический эффект и предлагается считать на примере такси.
Допустим, водитель «Весты» за сутки проезжает 300 км со средним расходом бензина 8 литров на 100 км. Метана тратится меньше (при расчётах применяется коэффициент 0,9) — 7 кубометров на 100 км. Таким образом, при стоимости 1 литра бензина на уровне 37 рублей за 12 месяцев набежит 200 тысяч экономии. Итог: окупится машина или нет, зависит только от пробега.
Газовые машины негде заправлять (правда)
Действительно негде. Это касается именно природного газа метана — станций, торгующих сжиженным нефтяным газом (он же пропан-бутан), хватает, а вот метановых катастрофически мало. Для справки: на огромные Москву и Подмосковье приходится всего десяток АГНКС. А всего, по данным Газпрома, в России работают 259 станций — позор для газодобывающей страны!
Газовые моторы недолговечны (неправда)
Наоборот! Газ помогает увеличить срок службы двигателя примерно вдвое. Этому способствует чистый состав топлива: при сгорании метан не образует вредных отложений, не смывает масляную пленку — тем самым уменьшаются трение и износ. Вдобавок при работе мотора на газовом топливе не возникает детонация, что снижает нагрузку на элементы цилиндропоршневой группы.
Но чаще всего противники газовых машин пугают обывателей прогаром клапанов. Действительно, на метановых моторах нужно применять другие клапаны, но, как говорилось выше, на такой апгрейд мотора вазовцы не решились... поскольку он просто не нужен — температура и давление внутри камеры сгорания не изменились, так как степень сжатия осталась прежней.
Газовые машины опасны (неправда)
Опять же, нужно разделять CNG (метан) и LPG (пропан-бутан): первый легче воздуха, а потому куда менее пожароопасен, чем бензин или пропан. А ещё заправлять машину природным газом значит беречь природу: в выхлопе отсутствует сажа, а выбросы угарного и углекислого газов, а также несгоревших углеводородов меньше сразу на 20-30%.
В ближайшее время первые экземпляры Lada Vesta CNG будут переданы корпоративным клиентам, а позже начнётся продажа через дилерскую сеть (хотя цены пока не озвучены). И если государство, наконец, решится субсидировать частникам покупку метановых машин... Это будет хит! Даже несмотря на неудобный багажник и отсутствие заправок.