Тест-драйв самых быстрых «Лад»: в чем отличия?

На Дмитровском автополигоне состоялась ездовая презентация модельной линейки Lada Sport: Lada Granta Sport, Lada Kalina Sport и Lada Kalina NFR
Петр Баканов

Назвать новинками модели, выпускаемые подразделением Lada Sport, нельзя. Но теперь у нас появилась возможность сравнить сразу три версии быстрых «Лад» и понять, насколько существенна разница между этими моделями.

Первое, что отмечаешь за рулем Granta Sport, это специфическая посадка. Сидишь будто на табурете, но никак не в кресле автомобиля, у которого имеются «драйверские» амбиции. Само по себе сиденье неплохо по форме и с хорошим поясничным подпором, но из-за того, что оно установлено слишком высоко, потолок «напирает» на лоб, а крупнотелых выталкивают узко расставленные валики развитой боковой поддержки. Создается впечатление, что подушка у сиденья слишком короткая. Зато руль, обшитый кожей с контрастной красной строчкой, всяко приятнее держать в руках, нежели обычный пластиковый.

В мирской жизни доработанный мотор ВАЗ-21126 выдает себя чуть более басовитым выхлопом, и понять, что под капотом произошли изменения, при обычной езде можно лишь по тому, что стрелка тахометра достигает красной зоны быстрее, чем обычно, из-за более «короткой» главной пары. И неровности Granta Sport отрабатывает жестче — это следствие установки других пружин, амортизаторов и низкопрофильных шин. Однако не настолько жестко, чтобы чертыхаться от каждой кочки, да и клиренс в 150 мм — неплохо для «спортивной» машины.

А если ехать быстрее? Мотор оживает на «верхах», когда стрелку загоняешь за 4000 об/мин. Вот тут появляется и тяга, и скорость: 9,5 секунды до «сотни» и 195 км/ч «максималки» — кто еще из производителей предложит подобное за 610 000 рублей? А вот с управляемостью не все так однозначно. С одной стороны, Granta Sport ведет себя достойно, не пугая кренами, да и «держак» приличный у шин Pirelli Cinturato P1 размерности 195/50 R16. Но расхлябанные реакции на поворот руля портят всю картину, хотя от упора до упора «баранка» делает менее 3 оборотов: не хватает «остроты» и «прозрачности», при прямолинейном движении нет ощущения «четкого нуля». В этом плане Lada Granta Sport недалеко ушла от своих гражданских собратьев, а обозначенное меткой на руле прямолинейное положение колес смотрится издевкой. Но ситуацию с информативностью рулевого управления можно поправить, зная «рецепт» правильных углов установки колес. Штатная заводская настройка — это своего рода компромисс, подобранный на среднестатистического водителя, который эксплуатирует машину на не самых хороших дорогах.

Пересаживаюсь в Lada Kalina Sport — особенности посадки за рулем те же самые. Зато при прохождении поворотов чувствуется, что «Калина» юрче и лучше подходит для маневров. Неудивительно, ведь Kalina Sport на 31,5 см короче «Гранты»: меньше длина и короче задний свес. А если углубиться в детали, то «Калина» на 14 мм ниже, а ее колея на 1 мм шире спереди и на 12 мм сзади. При этом хэтчбек даже тяжелее седана на 10 килограммов! И все же «Калине Спорт» лучше подходит спортивная роль, недаром версия NFR построена на ее базе.

Lada Kalina NFR совсем другого поля ягода. Перед глазами прекрасный инструментарий на «приборке», который и выглядит круче, чем в «Калине Спорт», и располагает сумасшедшим функционалом — тут есть все: от календаря и счетчика времени прохождения круга до углубленной настройки бортовых систем. Прямоточный выхлоп дает более жесткий и громкий звук, а при сбросе газа порой слышно сочное сопение.

Однако на фоне «Калины Спорт» версия NFR не сильно быстрее. Зачетную «сотню» машина набирает за 9,2 секунды — сможете ли вы почувствовать 0,3 секунды разницы в разгоне? Максимальный крутящий момент при тех же 4750 об/мин у Kalina NFR составляет 154 Нм, что всего на 4 «Ньютона» больше, чем у Kalina Sport, зато она тяжелее на 65 кг. Но Kalina NFR создавалась не для светофорных гонок. Ее характер по-настоящему раскроется на извилистой дороге, где приходится ускоряться c ходу — двигатель оживает на верхах и легко крутится за 7000 об/мин. Lada Kalina NFR — единственный серийный российский автомобиль, который разгоняется до 205 км/ч. А как он управляется! Рулевое управление четкое, обратное усилие возрастает адекватно, нет никакой расхлябанности. За это спасибо подрамнику с мощными треугольными рычагами, который сделал всю конструкцию более жесткой и монолитной. К тому же Kalina NFR еще меньше кренится в поворотах.

Увы, опробовать все возможности автомобилей и полигона не удалось. В Дмитрове шли испытания других автомобилей, поэтому нам был выделен крохотный участок спецдорог. Но асфальт здесь пришел в негодность — много ухабов и ям, что не давало «зажечь по полной программе». К тому же на таком покрытии у машин неприятно дребезжала обшивка салона, а у хэтчбеков громыхала багажная полка. Не хватает тольяттинским машинам ощущения качества — у одной из «Калин» загорался Check Engine, у «Гранты Спорт», на которой я ездил, «гудели» штатные тормозные колодки — вроде и не дефект, но неприятно. Про фирменное «подвывание» коробок передач умолчу. Кстати, эффекта от дополнительной шумоизоляции спортивных «Лад» я не почувствовал.

Но больше всего во всех трех «Ладах» удивило отсутствие системы стабилизации даже как опции, хотя она есть у гражданских версий! Почему завод экономит на безопасности, ведь за руль «оспортивленных Лад» сядут, в первую очередь, молодые «гонщики», не всегда имеющие достаточный уровень водительского мастерства.

И все же Lada Granta Sport и Lada Kalina Sport со 114-сильным мотором — неплохой вариант автомобиля с улучшенными динамическими характеристиками, который стоит вменяемых денег, в обслуживании не сильно дороже гражданских версий и уместно смотрится на любой дороге, даже если в вашем регионе асфальт сходит каждую весну вместе со снегом. Lada Kalina NFR — более серьезный аппарат с серьезным ценником — 850 000 рублей. И если вы решили заняться автоспортом профессионально, то Lada Kalina NFR может стать входным билетом в мир больших гонок. Более чем уверен, что при регулярной езде в «боевых условиях» Kalina NFR окажется дешевле в содержании, чем зарубежный «хот-хэтч». Хотя... Не забываем про мир тюнинга — ничто не мешает нам взять «Калину Спорт», вложить в нее 230 тысяч (такова разница в цене между ней и NFR) и получить по-настоящему интересную машину.