7 великих машин, выпущенных в единственном экземпляре

Когда все силы брошены на создание автомобиля, который не пойдет в серию, порой получаются шедевры
Павел Ёлшин

Единственный в своем роде автомобиль — так можно сказать почти про любой концепт, кастомный аппарат или модификацию, созданную по спецзаказу. Мы выбрали из всего многообразия подобных проектов самые интересные — те, которые можно назвать полноценными и по сути самостоятельными моделями от известных производителей.

При этом макеты и прототипы, жизнь которых прошла на выставочных стендах и в музеях, мы оставили в стороне. Речь пойдет о машинах, про которые известно, что они создавались как полноценные автомобили для реальной эксплуатации. Большинство из моделей, вошедших в нашу семерку, сразу разрабатывались под конкретных частных заказчиков, но есть и пара исключений.

Abarth 1500 Biposto Bertone

Что это: произведение искусства студии Bertone и одна из самых прославленных работ фирмы Abarth
Дизайнер: Франко Скальоне
Год постройки: 1952
Сколько стоит: $296 500 — аукцион Christie's, 2003 г. (эта сумма была заплачена за неотреставрированный автомобиль)

В середине прошлого века итальянская дизайнерская школа и студия Bertone приобретают культовый статус. Тогда же компания Abarth решает, что ей не стоит ограничиваться выпуском автокомпонентов, и превращается в производителя автомобилей.

За основу решено брать фиатовскую начинку, и это свяжет две компании на много лет вперед. А в плане внешности Abarth решает удивить всех и заказывает разработку кузовов нескольким дизайнерским студиям. В результате на свет появилась целая группа уникальных и мелкосерийных машин, самая знаменитая из которых Abarth 1500 Biposto, стиль которой создан в ателье Bertone.

Автомобиль произвел фурор на Туринском автосалоне 1952 года: посетившие выставку руководители марки Packard сразу же его приобрели и отвезли в Детройт. Предполагалось, что американские дизайнеры будут его использовать как источник вдохновения.

Дизайнерскому шедевру не суждено было навсегда остаться в запасниках. Уже в 1953 году автомобиль обрел нового владельца, который справедливо рассудил, что такую эффектную машину грешно прятать от публики, и он стал на авто ездить.

Этим владельцем уникального «Абарта» был американский автожурналист Ричард Смит, причем машина досталась ему бесплатно. История похожа на байку, но ее официально подтверждают в аукционном доме Christie's, где машина оказалась много лет спустя. Во время визита в штаб-квартиру Packard Смит узнал, что фирма выбирает для себя новый рекламный слоган, и поделился своими соображениями с руководством марки.

Какая именно идея понравилась боссам, история умалчивает, но известно, что президент Packard Джеймс Нанс предложил Смиту оплату за креатив, а тот отказался брать деньги. Мол, как штатный сотрудник журнала Fortune, он не имеет права получать «кэш» с героев своих публикаций. Тогда Нанс предложил ему машину. Взять в подарок уникальный автомобиль журналистская этика почему-то позволила...

Abarth 1500 Biposto эксплуатировался Смитом целых 20 (!) лет, прежде чем тот не поставил его на постоянное хранение. В 2003 году автомобиль был продан с аукциона Christie's, затем прошел скрупулезную реставрацию. В 2010 году Abarth 1500 Biposto предстал перед публикой на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, и получил там престижную награду Gran Turismo Trophy.

Ferrari 375 MM Scaglietti Coupe (#0402AM)

Что это: итальянский ответ немецкому «Крылу чайки»
Дизайнер: Серджио Скальетти
Год постройки: 1955
Сколько стоит: н/д

Перед нами первая в череде многих прославленных работ знаменитого дизайнера Серджио Скальетти, выполненная для марки Ferrari. Что еще добавляет проекту ценности — автомобиль строили по спецзаказу кинорежиссера Роберто Росселлини.

В 1954 году тот приобрел бывший в эксплуатации гоночный спайдер Ferrari 375 MM c 300-сильным V12, стал его эксплуатировать как обычную дорожную машину и в результате разбил переднюю часть о дерево. Тогда ему пришло в голову переделать автомобиль в купе, и он отправил разбитую машину на завод Ferrari.

Прежний кузов, созданный ателье Pininfarina, полностью отправился в утиль. В Carrozzeria Scaglietti был изготовлен абсолютно новый кузов-купе, выполненный целиком из алюминия. Идея проекта была не только в том, чтобы изменить внешность и нахлобучить на открытую машину крышу. По задумке заказчика, гоночную машину требовалось превратить в престижное дорожное купе.

Легенда гласит, что сам Энцо Феррари был впечатлен тем, что вышло в итоге — актуальнейший для своего времени автомобиль, бросающий вызов мерседесовскому «Крылу чайки». Дорожная версия Mercedes 300 SL появилась в 1954 году, и Скальетти явно находился под впечатлением от нее. Но если немцы выпустили 1400 купе 300 SL, то работа Скальетти такая одна.

Хотя на базе спайдера Ferrari 355 MM было создано еще несколько штучных купе с другим дизайном. И одно из них тоже заказывал Роберто Росселлини (автомобиль на шасси #0456AM), однако не стоит путать этот автомобиль с произведением Скальетти. Кузов для #0456AM создавался не Скальетти, а «Пининфариной».

Эта машина примечательна тем, что Росселлини ее заказывал в подарок для своей супруги — актрисы Ингрид Бергман. Неофициально проект называется «Bergman Coupe» или «Dono d'amore» («подарок любви»). Правда, подарок так и не дошел до Ингрид Бергман, и в дальнейшем это купе не так прославилось, как работа Скальетти.

Сегодня Ferrari 375 MM Scaglietti Coupe принадлежит к числу самых титулованных раритетов: автомобиль регулярно завоевывает призы на выставках автомобильной элиты. Одна из побед — титул «Best of Show», заработанный на Конкурсе элегантности Пеббл-Бич в 2014 году. Впервые за много лет это звание получила послевоенная модель (чаще ценятся более старые раритеты).

Американская пресса утверждает, что владельцем раритета с 1995 года является экс-президент Microsoft Джон Ширли, но сколько ему пришлось отдать за автомобиль, неизвестно.

Ferrari P4/5 by Pininfarina

Что это: уникальный кузов с начинкой от Ferrari Enzo — специально для нью-йоркского магната
Дизайнер: Джейсон Кастриота
Год постройки: 2006
Сколько стоит: $4 млн (такую сумму отдал заказчик в 2006 году)

В середине «нулевых» в дизайн-студии Pininfarina решили развивать побочный вид бизнеса — разработку и производство штучных суперкаров по заказам коллекционеров. Самым ярким проектом стала модель на основе Ferrari Enzo.

Все началось с того, что итальянцы в 2005 году предложили идею создания такой машины американскому магнату фондового рынка и коллекционеру Джеймсу Гликкенхаусу. Клиенту идея понравилась, и он приобрел последний выпущенный экземпляр Enzo, чтобы сразу отправить его на глубокую переделку. Если Enzo разошелся по миру тиражом 400 экземпляров, то таких машин, как Ferrari P4/5, не выпускали ни до, ни после.

Фишка исходной модели — рубленые угловатые формы, ну а P4/5 весь состоит из волнообразных линий. При этом машина не превратилась в обмылок, как это часто бывает. Тут каждая округлость призвана возбуждать. Особенно необычно смотрится куполообразные лобовое стекло и крыша. И по названию проекта можно угадать, что дизайнеры вдохновлялись классической Ferrari 330 P4 образца 1967 года.

Для проекта P4/5 разработали более 200 уникальных деталей, но все они относятся к дизайну. Двигатель, шасси и трансмиссию не трогали.

Кто-то, вероятно, скажет: как только поднялась рука так безжалостно перекроить Enzo Ferrari?! Однако дизайнеры Pininfarina имели на то моральное право. Кузов серийного Enzo — это тоже их работа, а тут они стремились переплюнуть сами себя. И даже фирма Ferrari дала свое благословение этому проекту, разрешив официально именовать его Ferrari P4/5 by Pininfarina. В 2006 году этот автомобиль стал главной звездой Конкурса элегантности в Пеббл Бич.

Джеймсу Гликкенхаусу этого показалось мало, и в дальнейшем он продолжил вкладывать деньги в постройку уникальных машин, а в 2014 году основал новую марку суперкаров SCG (Scuderia Cameron Glickenhaus). Первая модель под этим брендом была представлена на следующий год в Женеве.

Jaguar XJ13

Что это: самый красивый гоночный автомобиль, никогда не участвовавший в гонках
Дизайнер: Малкольм Сейер
Год постройки: 1966
Сколько стоит: $15 000 000 (часто фигурирующая в прессе цифра)

В автоспорте уникальные машины — это скорее норма, а не исключение, но Jaguar XJ13 даже по гоночным меркам весьма «ненормален». В середине 60-х англичане вложили все свои силы и средства в постройку этой машины, чтобы попробовать на ней выиграть Ле Ман.

По иронии судьбы уникальной машине помешало именно то, что ее создали в единственном экземпляре. Технический регламент гонок внезапно изменили: до соревнований стали допускать только модели, выпущенные тиражом не менее 50 штук. На производство такой омологационной партии у «Ягуара» денег не было, и проект свернули. Но XJ13 не был забыт. В историю он вошел как самый красивый и самый несчастливый Jaguar. 

Maybach Exelero

Что это: суперкар для скоростных испытаний покрышек, полюбившийся американским рэперам
Дизайнер: Фредрик Бурхарт
Год постройки: 2005
Сколько стоит: $8 млн (за такую цену рэпер Бёрдман намеревался приобрести этот автомобиль в 2011 году)

С некоторых ракурсов Exelero выглядит, как не слишком удачный «кастом» (читай — самоделка), однако это настоящий Maybach, к тому же один из самых дорогих и быстрых в истории (если не самый).

Автомобиль получил странноватый дизайн отчасти потому, что к проектированию были привлечены студенты Политехнического колледжа города Пфорцхайма. Их работы выбирали на конкурсной основе, и победил проект 24-летнего Фредрика Бурхарта.

Интереснее всего Exelero смотрится в профиль: сдвинутая назад кабина, вытянутая массивная носовая часть и большие свесы отдаленно напоминают стиль скоростных машин 30-х годов. Но дизайном все не ограничилось.

Проект стал совместной работой Maybach и шинной марки Fulda. Они не только задались целью создать экстравагантный шоу-кар, но и решали любопытную техническую задачу. Exelero еще на этапе проектирования был ориентирован на испытания покрышек в экстремальных режимах — за 350 км/ч.

Почему для этого разработали отдельную модель, а не использовали, скажем, Mercedes SLR, который выпускался в те годы? Дело в том, что Exelero заметно мощнее, а вдобавок — в полтора раза тяжелее. Эта модель предъявляет самые жесткие требования к скоростным шинам. На итальянском автодроме Нардо уникальное купе разогналось до 351,45 км/ч.

За основу взят седан Maybach 57, который в серийной версии имел под капотом 5,5-литровый V12 с двумя турбинами, развивавший 558 л.с. Его мощность увеличили до 700 л.с. На разгон до 100 км/ч Exelero тратит 4,4 с, что, конечно, не так впечатляет, как результаты многих других суперкаров, но стоит вспомнить, что по снаряженной массе Exelero сравним с крупными внедорожниками — 2,6 т. Столь большой вес объясняется размерами купе: его длина почти 6 м.

Maybach Exelero с момента своего появления приглянулся звездам американского рэпа. В 2006 году эта машина появилась в клипе Jay-Z на песню «Lost One». В 2011 году рэпер Birdman объявил, что покупает Exelero за $8 млн.

Позднее в прессу стали просачиваться сообщения, что сделка не была завершена, и текущим владельцем Exelero стали называть немецкую контору Mechatronik, занимающуюся реставрацией автомобильной классики, а также торговлей современными раритетами.

McLaren X-1

Что это: спецзаказ от коллекционера британских спорткаров
Дизайнер: Хонг Йео
Год постройки: 2012
Сколько стоит: £7 млн (по слухам)

McLaren X-1 самое место в музее экспериментальных разработок: экзотичный полностью карбоновый кузов с подвижными аэродинамическими элементами на бортах, прикрывающими задние колеса, выглядит как далекий от реальности концепт.

На самом же деле машина создавалась под частного заказчика и для реальной эксплуатации. После единственной демонстрации на публике она сразу отправилась в его личный гараж.

До сих пор не раскрыто, что за неизвестный клиент смог дойти до самого Рона Денниса, главы McLaren, чтобы уговорить того на постройку подобной машины. Сообщается лишь то, что покупатель к тому времени уже успел приобрести McLaren F1 и Mercedes SLR McLaren, а на этот раз хотел получить нечто особенное с точки зрения дизайна.

В результате McLaren X-1 при всей своей футуристичности вобрал в себе черты машин разных эпох. В его стиле есть элементы Mercedes-Benz 540K 1939 года, Chrysler D'Elegance Ghia 1953 года, Buick Electra 1959 года, Facel Vega 1961 года и Citroen SM 1971 года.

В основе тут — McLaren MP4-12C, но интересно, что разработка X-1 началась еще в 2009 году, когда MP4-12C еще не был готов. Фактически серийную модель и заказанный уникум проектировали параллельно, и в последний вложили массу усилий — целых три года работ департамента McLaren Special Operations (MSO). Впрочем, для того этот департамент и создавался: McLaren X-1 стал первым проектом в истории MSO.

Porsche 935 Straßenversion

Что это: модель, побеждавшая в Ле Мане и переделанная для повседневной езды
Дизайн: подразделение Porsche Sonderwunsch
Год постройки: 1983
Сколько стоит: €300 000 — 400 000 (по оценке 2014 года)

Название говорит само за себя: Porsche 935 — это прославленная гоночная модель, выигрывавшая множество соревнований, включая 24 часа Ле Мана и 24 часа Дайтоны. Ну а приставка Straßenversion указывает на то, что перед нами дорожная версия.

Такую построили лишь однажды специально для владельца холдинга TAG Мансура Оджея (он же по сей день является совладельцем формульной команды McLaren). В начале 80-х TAG серьезно вложился в гонки — вот Porsche и пошла навстречу богатому спонсору.

Porsche 935 Straßenversion стал одним из первых дорожных Porsche c «плоским носом»: вместо выступающих круглых «глаз» — подъемные фары, скрывающиеся в передних крыльях. Это, а также гигантское антикрыло сзади указывало на родство с гоночными Porsche.

А вот интерьер тут — люксовый. В этом и была «фишка» проекта: сделать эффектный автомобиль для нормальной эксплуатации, но наделить его настоящей гоночной начинкой, включая 3,3-литровый турбомотор, раскачанный почти до 400 л.с. В начале 80-х для дорожных моделей это было солидно.

За первые тридцать лет жизни этот экземпляр сменил несколько владельцев и ни разу не реставрировался, поскольку сохранился в идеальном состоянии: на одометре — около 20 000 км. В 2014 году автомобиль выставили на торги аукциона Bonhams, оценив его в €300 000 — 400 000. На официальном сайте аукционного дома не указана окончательная цена этого экземпляра, но сообщается, что он продан.