Кто разбивает российские дороги?

Каждую весну на российских дорогах асфальт сходит вместе со снегом. В этом водители традиционно обвиняют дорожников. Но власти, похоже, решили найти ещё одного виновника...
Алексей Кованов

Сколько возишь?

С таким вопросом мы обратились к знакомым перевозчикам, которые занимаются доставкой песка, щебня и пиломатериалов. Владелец парка самосвалов открыто сказал, что гружёные трёхосники весят от 40 до 50 тонн. При разрешённых 25. В свою очередь, автопоезда-сортиментовозы (в народе такую технику называют «лесовозами») перегружают минимум на 10-15 тонн.

Да, перегружаем. Но саму систему взвешивания тоже нужно реформировать: в двух соседних областях при взвешивании опломбированного автомобиля масса может отличаться на 3-5 тонн!
Роман Бородин
перевозчик

Если зайти на сайт ФКУ «Росдормониторинг», то выяснится, что перегруз — обычная практика для нашей страны. Вот «лесовоз» Volvo везёт на 77% сверх положенного: весы на трассе М-8 «Холмогоры» зафиксировали, что 7-осный автопоезд весит почти 90 тонн! Другой нарушитель — самосвал Scania: в огромный кузов насыпали столько песка, что четырёхосник при взвешивании вместо 32 «потянул» на 50 тонн.

Между прочим, в России работает действительно суровая система штрафов. При превышении полной массы на 2-10% владельцу автомобиля придётся заплатить 150 тысяч рублей, а если перегруз составляет более 50% — сразу полмиллиона! Но всё как всегда: с «весовщиком» можно договориться всего за тысячу рублей, а выписанный камерой штраф не платить — пусть приставы ищут фирму-хозяина фуры, с которой и взять нечего.

Взвесят всех и сразу

К концу 2020 года на федеральных трассах появятся 387 пунктов автоматического взвешивания грузовиков (по одному посту на каждые 130 км дорог) — машины будут проезжать через рамки «ходом», а штрафы нарушителям отправят по почте. Разумеется, порядка на дорогах станет больше, так как сейчас пунктов весового контроля на дорогах страны откровенно не хватает.

Такие [автоматизированные] пункты помогли бы исключить человеческий фактор, так как для самих весовщиков очень выгоден перевес, это очень серьёзные взятки.
Валерий Войтко
председатель профсоюза «Дальнобойщик»

Главное, чтобы весы работали как следует... Существующие весовые контрольные пункты работают плохо — погрешность может достигать 20%. Притом иногда перегруз появляется «на ровном месте». Машина тормозит перед пунктом, масса распределяется на переднюю ось, и весовой пост фиксирует превышение. Или машина подскочила на кочке перед пунктом взвешивания...

Ещё один важный нюанс — законодательство. Сейчас ответственность ложится на перевозчика, хотя он, как правило, не виноват — ответственность должны нести те, кто машину загружал, так как они допустили перегруз: «Мы предлагаем пойти по европейскому пути, штрафуя грузоотправителей», — говорит Валерий Войтко. Впрочем, надежд, что это предложение будет услышано, пока мало.

Почему появляются колеи?

С перегрузом, конечно, нужно бороться: «Чем масса авто выше, тем больший ущерб они наносят дороге», — говорит Юрий Васильев, профессор кафедры дорожных материалов МАДИ. Но дороги России изобилуют ямами не только из-за «ненормативных» машин! Взгляните на левые полосы МКАД и увидите... выбоины и колеи, которых быть не должно, так как тяжеловозы по этим полосам не ездят.

Колеи на левых полосах. Казалось бы, во всем мире их нет, а у нас — есть. К нам приезжала немецкая делегация, которая как раз доказывала, что на левых полосах наличие колеи невозможно. А у нас они есть!
Юрий Васильев
профессор кафедры дорожных материалов МАДИ

Разгадками этого феномена профессор Васильев считает зимние шины летом (как уверяют шинники, проводившие «полевые исследования», россияне часто используют покрышки «не по сезону») и... неправильный выбор реагентов: «У нас по этому пункту главное — их экологичность. И лишь на четвертом месте — безопасность для самой дороги», — сетует эксперт.

«С фурами колейность никак не связана. Вся колейность на дорогах России из-за легковых автомобилей, мы неоднократно приводили доказательства этому — и фотографии, и видео», — также считает Андрей Бажутин, лидер «Объединения перевозчиков России». При этом Бажутин также соглашается, что перевес — это зло, но штрафовать нужно отправителей груза.

Взгляд «из-за бугра»

А теперь давайте отвлечёмся от российских реалий и посмотрим на соседнюю Финляндию. У нас 90-тонному автопоезду выписывают миллионы рублей штрафа, а у соседей совершенно легально ездят 34-метровые (!) стотонные «гусеницы» — наши северные соседи на государственном уровне активно экспериментируют и с разрешённой массой, и с длиной автопоездов.

При этом обратите внимание: в Финляндии дороги для грузовой техники остаются бесплатными, а чтобы вывести на трассу «шаланду» полной массой до 100 тонн, нужно уведомить Департамент транспорта Финляндии, по какому маршруту будет ездить такая техника, и в течение недели получить разрешение. И всё. Никакого сопровождения, никаких пошлин — езжай и работай.

Да, у финских гигантов сразу 10-12 осей, чтобы снизить осевые нагрузки. Но здесь важнее другое: местные власти уверены, что тяжеленный грузовик не навредит дорогам, мостам и окружающим — то есть никто не сомневается, что дороги построены правильно и качественно. В нашей стране, к сожалению, такой уверенности нет.

Виноваты все

Так кто разбивает российские дороги? В выбоинах и колейности виноваты и грузовики, которые откровенно плюют на весовые нормативы, и легковушки, которые летом ездят на шипованных шинах и, как оказалось, коммунальщики. Всё это накладывается на качество самих дорог — мы прекрасно знаем, что при строительстве и ремонте трасс нарушаются технологии и разворовываются материалы.

Влияние климата тоже велико. Те же финны недавно жаловались на выбоины, а власти оправдывались: «Нынешняя зима была довольно сложной из-за переменчивой погоды. Температура часто колебалась, и это негативно сказалось на дорожном покрытии. Появилось множество ям», — говорит директор дорожно-ремонтного отдела транспортного управления Финляндии Юкка Карьялайнен.

В любом случае, то, что российские власти начали войну против перегруза — это хорошо. Но нужно, чтобы и дороги были соответствующего качества, а «правила игры» для дальнобойщиков — предельно прозрачными. Тем более, что теперь грузовики платят за каждый километр своего пробега и вправе требовать и того, и другого.