1. Не стесняйся заглядывать под юбку
Оставили машину на подземной стоянке или чистом, сухом асфальте? По приходу не поленитесь отвесить поклон автомобилю, заглянув под брюхо. Увидели свежие пятна — это повод насторожиться и, возможно, сгонять на диагностику. Отговорки вроде «у меня иномарка, а не советское ведро с болтами — под себя не делает» дорого обходятся. Помните: и в современных моделях хватает систем, герметичность которых обязательна: картеры двигателя и коробки передач, мосты, редукторы и раздатки кроссоверов-внедорожников, радиаторы и патрубки охлаждения, тормоза, гидроусилители... Не уследил, потекло — прикончил дорогой агрегат. Ведь даже на свежей машине иногда от тряски расходятся хомуты и перетираются шланги. А с возрастом сальники и прокладки лучше не становятся. Так что не стоит ждать, когда на панели приборов вспыхнет какая-нибудь сигнальная лампа — может быть уже поздно.
2. Ходи в баню
Такое ощущение, российские дороги нарочно пытаются сделать грязными: зимой реагенты сыпятся на асфальт обильнее снега, летом поливалки не в меру усердствуют. Нас тоже это бесит, однако держать автомобиль чумазым по полгода, как делают некоторые особо скупые на мойки водители («все равно тут же испачкается»), не рекомендуем. И не только по эстетической причине. Химический «загар» отменно скрывает мелкие сколы и царапины, при этом активно разъедает лакокрасочное покрытие и металл. Современные машины гниют неохотно, но со временем едва заметный дефект способен перерасти в нечто большее. Например, краска может вспучиться. Замазать ремонтным набором такую язву не получится — придется перекрашивать деталь: частично или целиком, но уже в условиях автосервиса и за соответствующие деньги. Оно вам надо?
Кроме того, от дорожной химии и грязи страдают резиновые изделия и электрические разъемы. Посмотрите статистику: нарушение контакта и протечки через уплотнители — бич многих подержанных автомобилей. Отсюда вывод — моемся регулярно, покупаем у дилера набор для подкраски сколов («карандаш» в цвет кузова плюс лак) и при необходимости устраняем мелкие повреждения ЛКП в домашних условиях.
3. Проверяй лампочки
Оптика прямого отношения к долговечности автомобиля не имеет: сгорела лампа и ладно. Зато потухший фонарь косвенно влияет даже на сохранность кузовщины и здоровье людей. К примеру, отказали габариты — вас сзади не видно, незадачливый или сонный водитель запросто способен причалить в корму. Не в полную силу светят основные фары? Рискуете вовремя не заметить препятствие. Итог тот же — в лучшем случае кузовной ремонт.
А всего-то надо раз в неделю, пока греется мотор, обойти вокруг машины, попеременно включая световые приборы (подсказка — задний ход и стоп-сигналы удобно проверять, стоя «спиной» к стенке). Да, мы в курсе, что на современных моделях есть системы бортовой диагностики. Однако перегоревшую лампу они распознают далеко не всегда.
4. Натирай кожу, береги ткань
Долговечность в современные машины не закладывают — автопроизводителям сейчас выгоднее выпускать товар лимитированного срока годности. Выдержал гарантийный период, уже хорошо. Вот почему износостойкость материалов отделки салона под большим вопросом. И в ваших интересах, если хотите потом на вторичке получить хорошую цену, сохранить интерьер опрятным. Тем более, что это не так сложно.
Ткань регулярно пылесосим, чистим, кожу и пластик обрабатываем кондиционерами-восстановителями. Выбор за вами — заняться этим самому (в любом автомагазине средствами по уходу целые полки уставлены) или заказать услугу на автомойке. Главное, не допустить появления затертостей, трещин и пятен. Резиновые уплотнители раз в полгода смазываем силиконовым составом. Так они дольше сохранят эластичность, надежнее защищая салон от пыли и влаги.
Воду на пол допускать никак нельзя — если есть подозрение на протечку ковриков, лучше их сразу заменить и просушить интерьер. Иначе ткань начнет гнить, рваться и вонять. Под ударом окажутся и нежные электрокомпоненты. Пыль вроде бы не таит в себе опасности. Но для глянцевых панелей отделки, ныне очень модных, она выступает в роли абразива. Протер — как наждачной бумагой прошелся, останутся микроцарапины. Поэтому время от времени (допустим, раз в месяц) в салоне желательно проводить деликатную влажную уборку.
5. Следи за давлением
О давлении в шинах мы обычно вспоминаем при сезонной смене колес или когда ставим «запаску» вместо проколотой покрышки. А надо бы контролировать накачку чаще — каждую неделю-две. Если вкратце, это влияет на множество важных вещей: от ресурса резины и подвески до расхода топлива, динамики, управляемости. К тому же давление воздуха зачастую надо регулировать еще и по сезону или при изменении загрузки машины. Здесь повезло владельцам моделей с электронной системой контроля — им даже из-за руля выходить не надо, все покажет борткомпьютер. Остальным же рекомендуем проверять накачку, например, при заправке (разумеется, с поправкой на нагрев шин). Сейчас на каждой солидной АЗС есть компрессор с манометром. Удобно — если колесо подспустило, можно сразу исправить. Кстати, если вы еще не поняли, для чего же надо проверять давление в шинах, то почитайте наш эксперимент. И все сразу станет ясно.