Форсаж по правде: зачем смотреть гонки прототипов

И что такое класс LMP2, в котором Россия хочет (и может) победить всех?
Павел Ёлшин

Если вы еще не следите за многочасовыми гонками в Ле-Мане и на других автодромах, где проходят соревнования серии World Endurance Championship, самое время начать интересоваться этой темой. Во-первых, тут выступает российская команда с российским пилотом. И выступает сильно. Во-вторых, новый технический регламент, вступивший в силу с 2017 года, сделал машины быстрее, а борьбу — интереснее.

... Среди болельщиков со стажем принято ворчать: мол, автоспорт мертв, а мы еще нет. Литраж двигателей стал меньше, команды переходят на гибриды, появились гонки электрических болидов, на подходе — заезды беспилотников. Серию WEC эти нехорошие, по мнению поклонников «старых добрых гонок», тенденции пока коснулись лишь отчасти.

Российская команда G-Drive Racing, за которую выступают наш Роман Русинов, француз Пьер Тирье и британец Алекс Линн, соревнуется в классе LMP2. Cреди специалистов он пользуется славой «истинных» гонок. Что называется, «тру». Причем даже на фоне машин более высокой категории — LMP1 — болиды LMP2 кое в чем круче и интереснее.

LMP1, LMP2 — это вообще что такое?

Тем, кто не очень ориентируется в гоночных классах, дадим короткий ликбез. В гонках на выносливость на трассу одновременно выходят автомобили четырех категорий. В двух из них (LMTGE AM и LMTGE PRO) выступают специально подготовленные, но все же серийные суперкары — Porsche, Ferrari, Aston Martin и Ford GT. А в двух других — настоящая элита автоспорта, гоночные прототипы, не имеющие дорожных аналогов. Собственно, аббревиатура LMP расшифровывается как «Le Mans Prototype» (Прототипы Ле-Мана).

В прежние годы между характеристиками прототипов LMP1 и LMP2 была огромная разница: первые развивали более 1000 л.с., а вторые — менее 500. Теперь все поменялось. Технический регламент заставил команды LMP1 несколько понизить отдачу силовых установок. А вот болиды LMP2 с 2017 года стали заметно мощнее.

«Для меня ле-мановские прототипы LMP2 — настоящие олдскульные гоночные машины. Атмосферные 600-сильные моторы V8, развитая аэродинамика, широкие колеса. Здесь нет никаких электромоторов и гибридных установок, как в LMP1 или той же Формуле-1. Поэтому LMP2 — это и есть настоящий серьезный автоспорт», — говорит Роман Русинов.

Команда G-Drive Racing выступает в гонках прототипов с 2013 года. Как можно догадаться по названию, ее владельцем является компания «Газпромнефть», выпускающая под этим брендом премиальные марки топлива. Причем российский гоночный коллектив использует отечественный бензин во время официальных тестов. Специалисты говорят, он отлично подходит для испытаний моторных характеристик в экстремальных гоночных условиях на сложнейшей технике.

Болид 2016
Болид 2017

Как устроен болид LMP2?

Российская команда, как и большинство соперников, использует прототип, разработанный известной компанией Oreca, которая использует необычные двигатели — 4,2-литровые «восьмерки» Gibson. Впервые слышите о таком производителе? Дело в том, что эта британская компания имеет мало отношения к традиционному автопрому, а вот по гоночным моторам равных ей в мире мало. Двигатели для ле-мановских прототипов фирма создает с конца 1980-х годов (в те времена — под названием Zytek).

Конструкция гоночного мотора вполне классическая: восьмицилиндровый V-образный блок, цилиндры расположены под углом 90 градусов, система смазки с сухим картером и, на первый взгляд, никаких особых хитростей. Даже непосредственный впрыск тут не применяется, так как запрещен регламентом. Такое решение приняли, чтобы обслуживание моторов не становилось для команд слишком разорительным. Впрочем, и дешевым его, конечно, не назовешь: нормо-час обходится в 1250 евро.

Не стоит думать, будто большой атмосферный V8 — уже архаика. В Gibson говорят, это самый технически продвинутый двигатель в истории компании. Высокие технологии сделали гоночный мотор на удивление легким — всего 135 кг. А в автоспорте, как известно, каждый грамм на счету.

Коробки передач у всех команд также одинаковые. Это секвентальные шестиступенчатые Xtrac. И шины единые — Dunlop. Равная техника обостряет борьбу. На первый план выходит мастерство пилотов и инженеров команд, отвечающих за настройки шасси и аэродинамики.

Сколько стоит этот аппарат?

Цена болида LMP2 не должна превышать 483 000 евро. Этот предел закреплен в регламенте, чтобы уравнять шансы команд с разными финансовыми возможностями.

Какова «максималка»?

Болиды этого года еще не прошли главную проверку трассой в Ле-Мане, но, по расчетам, на длинных прямиках знаменитого автодрома максимальная скорость LMP2 будет достигать 335 км/ч, что на 25 км/ч больше, чем в прошлом году.

Но ведь болиды LMP1 все равно быстрее?

Не все. Гибридные прототипы LMP1 Porsche и Toyota проходят 6-километровую трассу на 3-6 секунды быстрее, чем болиды LMP2. А вот болиды команды Bykolles с традиционной силовой установкой стабильно пропускают вперед прототипы LMP2. Это объяснимо: у Bykolles под капотом 3-литровый турбомотор Nissan (Nismo) мощностью около 500 л.с. За 600-сильными машинами LMP2 ему трудно угнаться.

У Porsche и Toyota в распоряжении почти 1000 л.с. И надо отдать этим фирмам должное: их моторы весьма примечательны. У немцев — 2-литровый V4 с одной турбиной и двумя системами рекуперации энергии (как в Формуле-1). У японцев — V6 битурбо с системой KERS.

Но несмотря на такие могучие возможности, интриги в классе LMP1 сейчас поубавилось. В конце прошлого года гонки неожиданно покинула команда Audi, и теперь две «Тойоты» сражаются с двумя «Порше» — вот и всё соревнование.

А в LMP2 — девять машин шести команд. Надо ли пояснять, где больше интриги?

Плюс ко всему, есть мнение, что на некоторых трассах в этом году болиды LMP2 и LMP1 будут сражаться почти на равных. На сложных «пилотажных» автодромах разница в мощности не так важна, а, скажем, аэродинамика выходит на первый план. И тут болиды LMP2 не имеют каких-то принципиальных минусов. С 2017 года требования несколько поменялись, в результате коэффициент лобового сопротивления стал меньше, а прижимная сила, напротив, увеличилась. Двойной выигрыш.

Обтекаемость кузовов у прототипов обоих классов можно считать близкой к идеалу: они даже внешне весьма похожи. Несведущему зрителю легко перепутать. Если вы их не различаете, дадим маленькую подсказку: у болидов «первой» серии красные номерные таблички, а у машин «второй» серии — синие.

С кем «мы» соревнуемся?

В этом году соперниками G-Drive Racing являются две французские команды, две китайские и одна швейцарская. По технической части силы близки, так как все используют одинаковые прототипы Oreca 07 за единственным исключением. Французская команда Signatech Alpine Matmut предпочитает автомобиль Alpine A470.

Среди пилотов, с которыми соревнуется Роман Русинов и его напарники, — полно знаменитых имен: Бруно Сенна, Нельсон Пике-младший, а также... Виталий Петров. Он выступает за китайскую команду CEFC Manor TRS Racing.

И что российская команда может выиграть?

Постараемся не сглазить и приведем лишь несколько фактов. Если опираться на статистику выступлений с 2013 года, когда G-Drive Racing пришла в WEC, то российскую команду можно назвать самой успешной в этой гоночной серии. Коллектив побеждает, грубо говоря, в каждой второй гонке. В 2015 году команда стала чемпионом класса LMP2. Следующий год сложился менее удачно: по итогам — третье место. Задача на 2017-й — подтвердить статус главного фаворита чемпионата.

На первом этапе сезона-2017, который прошел на британском Сильверстоуне, G-Drive Racing в квалификации заняла первое место в классе, а к финишу гонки пришла пятой.

До второго этапа серии WEC 2017 осталось совсем чуть-чуть. 6 мая состоится второй 6-часовой этап, который пройдет на бельгийской трассе Спа-Франкоршам. А главная гонка сезона — 24 часа Ле-Мана, стоящая в календаре третьей, — намечена на 17 июня. Там всегда «жара», а в этом сезоне болиды класса LPM2 должны «отжечь», как никогда раньше.

История команды G-Drive Racing