Сразу назовем вещи своими именами. Atlas — имя только для Америки, поскольку местным сложно выговаривать фирменное Teramont. Не забыли? Все внедорожники Volkswagen начинаются на «Т». Так будет и в России.
Теперь разберемся с форматом. Ошибаетесь, это не распухший Renault Duster или пассажирская версия пикапа Amarok. Atlas — своего рода автомобильная крошка-картошка, самый крупный всход на унифицированной грядке модульной «тележки» MQB. Да-да, этот гигантский пятиметровый чемодан технически близок к Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq... (нужное подчеркнуть). Причем по размерам он превзошел даже уважаемый у нас Touareg. Но при этом оказался дешевле. В чем подвох?
Салон: смотря с чем сравнивать
Элитный пиджак — это не только правильный бренд. Крой и материалы порой говорят об одежде больше этикетки. Так вот двери у «Атласа» захлопываются легко, даже слишком, без присущей премиуму солидной тяжести. Верхняя накладка передней панели — мягче плюшевого мишки, однако прострочка по типу народного Kia Sportage, то есть фальшивая. Кожей обтянуты только кресла, а на торпедо — исключительно пластик. Причем он словно в попсовом хите: чем ниже любовь, тем тверже поцелуи — ногами о детали интерьера лучше не прикладываться, будет больно. Даже деревянные вставки на поверку оказываются грубоватой имитацией, к тому же похрустывающей от прикосновений. Уж лучше панели под металл взять, не столь по-цыгански выглядят...
В общем, вы поняли — туареговского внимания к деталям «Атласу» не хватает. Но в Америке такие модели берут не ради статуса, а чтобы семью по лавкам рассадить, зацепить дом на колесах и рвануть в парк. Ford Explorer, Toyota Highlander, Honda Pilot — вот с кем тут будут сравнивать «немца». А на фоне этих соперников строгий интерьер «Атласа» с сенсорным экраном и виртуальной приборной доской смотрится, пожалуй, выигрышно.
Вместимость: два «капитана» или семь матросов
Как же тут просторно! Даже третий ряд умудрились сделать функциональным: над головой запас есть, ниши для ступней предусмотрели. Только сидишь с поджатыми ногами и в коленях сильно жмет, но эта проблема решается смещением вперед среднего дивана. Он двигается по частям и в огромном диапазоне — 20 см. Поэтому при должной сноровке каждое из пяти задних мест превращается в уголок социопата — личное пространство чужой локоть не нарушит. И привычки тоже: климат сзади свой, USB-порты и подстаканники есть.
Atlas бывает и шестиместным — на второй ряд можно заказать пару раздельных «капитанских» кресел. И тогда на «галерку» будешь не протискиваться, а проходить — по центральному коридору с ровным полом. Любопытно, что количество мест почти не влияет на грузовые способности «Фольксвагена». Позади третьего ряда остается порядка 300 литров — как в хэтчбеке гольф-класса. Надо больше? Каждое из сидений складывается, образуя ровную площадку — вжух, и едешь на фургоне. Правда, трансформировать надо руками — сервоприводов нет, экономия...
В России — только полный привод
Начинка у «Атласа» тоже без изысков. Подвески независимые и только пружинные — о пневме не мечтайте. Адаптивные амортизаторы DCC и новый турбомотор 2.5 V6 (299 л.с.) предложат лишь китайцам. А к нам пойдут машины в американской спецификации. Она подразумевает расположенные поперечно двухлитровую наддувную «четверку» (235 л.с. по стандарту SAE) либо атмосферник VR6 объемом 3,6 л (276 сил) в паре с классическим восьмиступенчатым автоматом: DSG янки не нравится, слишком резко работает. Но ведь и у нас робот с двумя сцеплениями не особо жалуют, хотя и по другим причинам.
Фишкой российских «Атласов» станет трансмиссия. В США даже такой громадной машине полный привод нужен не всегда, здесь он идет за доплату и исключительно в паре с движком VR6. У нас же большой кроссовер получит все ведущие по умолчанию, с любым из моторов. И опять же на продвинутые решения не рассчитывайте: понижайки нет, блокировки только электронные, а за передачу тяги на задние колеса отвечает многодисковая муфта — как на «Тигуане» или чешском «Кодиаке»
Мотор: respect fuel economy
О двухлитровом Atlas 4x4 ничего не скажем — в Америке их было не сыскать. А заслуженный атмосферник порадовал. Он такой же могучий и невозмутимый, как сам автомобиль. Подхватов и провалов нет, с ростом оборотов тяга накатывает плавной волной. В отличие от современных даунсайзинговых жужжалок, этот мотор приятно крутить вплоть до красной зоны. И звук! От урчания до рыка, но никакого истошного рёва или визжания. Даже пресловутый «старт-стоп» и тот не раздражает. Эх, рано списывать со счетов классические движки...
На этом месте воинствующие гринписовцы убегут вниз страницы строчить гневные комментарии, а зря. Тестовым «Атласам» наклейки «fuck fuel economy» не подходят — машины кушали чуть больше 11 л бензина на 100 км, хотя маршрут нельзя назвать экономичным. Прохваты по хайвеям чередовались с рваным ритмом техасских ковбойских троп: без остановки вверх-вниз, вправо-влево. Немало мы проехали и в спортрежиме, когда газ становится острее, а коробка передач чаще использует пониженные передачи.
Коробка: не DSG, но осадочек остался
К восьмиступенчатому автомату Aisin, кстати, остались вопросы: на одной машине он работал как полагается — быстро и плавно, на другой менял передачи с толчками, будто масло в агрегате забыли поменять. Почему так случилось — загадка. Спишем на предсерийность автомобилей, потому что в остальном они отличались только размером колес — 245/60 R18 против 255/60R20.
Причем размер дисков и шин на плавность хода мало влияет. Atlas в любом случае идет по дороге упруго и даже слегка расслабленно — на поперечных волнах порой появляется раскачка. Податливые подвески не всегда справляются с колебаниями увесистых двадцаток, транслируя на пол и сиденья неприятный зуд. Зато на таких колесах «баранка» плотнее в нуле.
Езда: а можно потише?
Выглядит Atlas неповоротливым бегемотом, однако рулится приятно — в нем нет излишней резкости или укачивающей американской вальяжности. Всё просто — куда повернул, туда машина и едет. Как будто управляешь проворным «Гольфом» или послушным «Тигуаном», которого по недосмотру нарядили в костюмчик на три размера больше. И, пожалуй, такая нейтральность семейному экипажу к лицу.
А не делает чести «Атласу» тот факт, что его разработчиков, похоже, подкупили фармацевты, выпускающие таблетки от мигрени. Иначе как объяснить никудышную шумоизоляцию колесных арок? Шины (даже породистые Continental CrossContact LX Sport) отчетливо гудят всегда — начиная с детских скоростей! А ведь в остальном изоляция грамотная — и ветер хорошо заглушен, и мотор... Конечно, асфальт в Америке шершавый, а на бетонных трассах полно жестких стыков, но так это было заранее известно — почему бы не парировать?
А раз вопрос с поставками «Атласов» в Россию решен, надо бы провести апгрейд. Ведь у нас, по идее, новый Volkswagen будет дешевле «Туарега», но дороже Skoda Kodiaq, то есть попадет в вилку 2,5-3 миллиона. Деньги немалые, покупатель вряд ли обрадуется явным инженерным промахам. Тем более, в целом Atlas удался — солидный, вместительный и едет неплохо.