Шаблоны мешают мыслить открыто. Вот вездеходный УАЗ принято считать гостем в городе, колхозником на воскресных закупках. А теперь загляните внутрь в очередной раз обновленного «Патриота». Проведите рукой по кожаной отделке сидений; ощутите тепло подогреваемого руля; выставите климат-контроль в Auto и забудьте о вентиляции навсегда; да просто новые кнопки понажимайте — приятно удивитесь комфорту бывшего армейца. Миниатюрный, но также нехило упакованный опциями Smart fortwo стереотипы, наоборот, из зоны офисов и небоскребов не выпускают. Дескать, на такой малютке да на природу — смех. Однако вспомним, заднемоторный советский «Запорожец» очень неплохо ползал по грунту: хорошая загрузка ведущей оси выручала.
Но сперва Smart поразил верткостью. Избавленные от компоновочных оков моторного отсека (движок-то под багажником) передние колеса выворачиваются чуть ли не на прямой угол. Поэтому малыш способен крутануться почти на месте, словно танк, — чтобы сменить направление движения за один прием, ему надо меньше 7 метров!
«Патриот» при таких маневрах напоминает медведя — тяжелого и неуклюжего: огромный радиус поворота, тугой руль... Зато за бамперы и пороги переживать не приходится — они расположены выше любого бордюра. Со временем это воспитывает пофигизм к городским препятствиям, становится все равно, что там хрустит под колесами. А приземистый fortwo заставляет нервничать за свою сохранность — с такими низкими бамперами к краю тротуара лучше не прижиматься. Ведь если нет каско, чинить/менять кузовщину придется по мерседесовским ценам.
Слепота, полнота и дизайнерские неудобства
Smart умеет находить парковочные места даже там, где их нет. Очевидно, 2,7-метровый малыш залезет в самую тесную норку — в этом ему нет равных. Но есть опасность забыть о широкой «талии» кузова: 1,7 метра — пусть уже «Патриота», но почти как у Lada Granta. Люди внутри локтями не трутся, однако в типичном дворе спального района с разбросанными по обеим сторонам проезда машинами Smart тоже рискует застрять.
Куда серьезнее проблема с обзорностью. И это когда до любого стекла с водительского места рукой дотягиваешься! Тем не менее, широченные задние стойки «Смарта» перекрывают видимость при выезде с парковки «елочкой» задним ходом или повороте на разгонную полосу. Камеры заднего вида нет, скромные боковые зеркала не спасают — порой приходится маневрировать исключительно на удачу. «Патриот» на фоне fortwo — высокий и прозрачный аквариум. Зеркала-«лопухи», большая площадь остекления, угловатые формы, посадка на уровне водителя самосвала — достаточно беглого взгляда через плечо, чтобы оценить обстановку.
Но внутри УАЗа — черно-серое уныние, а яркому «Смарту» не устаешь радоваться. Салон такой милый, что даже в пробках не бесит. Только отражение нарядной оранжевой сеточки назойливо маячит в ветровом стекле. И в пузырике ползунка климат-контроля не видно значения температуры. Спидометр «слепой», за ремнем надо тянуться куда-то назад и гимнастическую гибкость демонстрировать, пытаясь стекла опустить. Увы, дизайнерское — не значит удобное.
О количестве и качестве
«Патриот» внутри продуман лучше, здесь всё квадратно-практично и по классическим канонам. О вместимости всерьез говорить не будем — тут пространство на пять мужиков и огромный багажник. Кажется, в УАЗ войдет не только сам двухместный Smart, еще и тележка из супермаркета с недельной закупкой. Но качество... Оно, по недоброй традиции, плавает.
После дебюта рестайлингового внедорожника мы успели поездить на нескольких экземплярах и хоть бы один «Патриот» обошелся без багов. Где-то барахлил бортовой компьютер, на другой машине — дверные замки, на третьей покраска кузова не выдерживала критики, мультимедийная система жутко тупила. Список легко продолжить, а у fortwo его даже начать не получится — добротный продукт.
Чего не скажешь о роботизированной коробке. Спору нет, с автоматом в городе, по идее, удобнее. Но шестиступенчатый Getrag с двумя сухими сцеплениями на ползучих скоростях даже в спортрежиме дергается и вибрирует. Проще смириться с хрюканьем и подвыванием уазовской механики. К тому же «Патриот» надежно удерживает при старте на склоне система стабилизации, а fortwo иногда успевает откатиться так сильно, что может тюкнуть соседнюю машину.
Один белый, другой рыжий — оба не для трассы
Время разгона до «сотни» УАЗ не заявляет, но и без цифр ясно — 900-килограммовый Smart (11,3 с) едет бодрее. Трехцилиндровый 900-кубовый турбомотор (90 л.с.) ощутимо трясется на холостых, однако рабочий диапазон у него шире и тянет он веселее, нежели 2,7-литровая атмосферная «четверка» (135 л.с.) двухтонного «Патриота». Зато брутальный УАЗ побаиваются и пропускают, а симпатичный fortwo вызывает у людей улыбки вместо уважения.
Но это в городе, а на трассе — оба не бойцы. Предельные возможности скромные — 150-155 км/ч. УАЗу не хватает эластичности для уверенных обгонов. После 100 км/ч в целом неплохая шумоизоляция словно исчезает и удерживать машину на курсе всё сложнее. У «Смарта» похожие проблемы, только если «Патриот» подводят неразрезные мосты и архаичное рулевое управление, то малыш страдает из-за короткоходных подвесок, скромной колесной базы и субтильного тела. Волны асфальта, порывы ветра — и ты больше паришь над дорогой, чем едешь по ней. А уж если придется плотно тормозить... fortwo чуть ли не задом наперед разворачивает. УАЗ замедляется стабильнее, но тоже требует твердой руки. И могучей ноги — на педаль надо давить от души.
Встать и выйти из ряда вон
Неровности выбивают Smart из колеи во всех смыслах. УАЗ же готов шпарить по любому покрытию, не снижая скорости. И, естественно, с подключаемым полным приводом, понижайкой и блокировкой заднего дифференциала он легко заедет туда, где заморский малыш по крышу утонет. Ведь у fortwo до гибкой юбки переднего бампера всего 11 см, а картер коробки передач не защищен. И всё же Smart удивил — заднемоторная компоновка сработала: пока не посадишь fortwo на пузо, он с упорством крота роет снежно-весеннюю шугу. В общем, если не лезть на рожон, выезд за город станет удовольствием, а не испытанием.
Получается, «Патриот» со «Смартом» пусть и специфические, но вовсе не такие узкоспециализированные машины, как принято думать. Поэтому покупка любого из этих автомобилей гарантированно выделит вас из массы рио-солярисов. Вопрос, готовы ли вы пойти против общественного мнения и надо ли вам это?