Запрос на MT-шину поступил не от любителей как следует поковыряться в грязи с лебедкой, а от рабочего люда. Во всем мире есть множество мест, где без хороших покрышек не то что работать, вообще существовать невозможно. Так что новую покрышку разрабатывали под требования профессионалов. А требования у них, разумеется, несколько иные, нежели у джиперов-любителей.
В первую очередь, покрышка должна быть надежной, «долгоиграющей» и максимально защищенной от повреждений на сложных поверхностях. И лишь во-вторых, — супер-проходимой. Вопрос проколов и порезов, не столь критичный для любителей («ну подумаешь, запаска есть»), для профи — жизненно важен. Словом, Rockproof идеологически заметно отличается от большинства представителей «породы МТ». Подтверждением тому — участие в разработке ребят из «грузового» подразделения фирмы.
Привет из армии
Наиболее «болезненными» и трудноустранимыми для любой шины являются боковые порезы и «грыжи». На борьбу с ними в Nokian бросили «военные» технологии. В состав резины боковин, еще на этапе варки, добавили мелко нарезанное арамидное волокно. То же самое, что применяется в изготовлении бронежилетов и, кстати, некоторых слоев корда, но здесь ему придумали совсем иное применение. Это позволило сделать боковины более жесткими и «грыжеупорными», но без излишнего утяжеления конструкции.
На видео отлично видно, как две покрышки одной модели, но одна с арамидом, а другая — без, ведут себя при наезде на острое препятствие.
Чем проще — тем надежнее
Второй источник проколов колеса на бездорожье — это мелкие острые камешки, которые застревают между шашками протектора и, в конце концов, «пропиливают» тонкую часть рабочей поверхности шины. С учетом ширины канавок протектора грязевой покрышки, камней в них должно набиваться изрядно. Инженеры Nokian нашли простое, изящное и, главное, эффективное решение — на дне всех широких канавок есть выступающая полоска резины — «камнеудалитель». Если гравий или камень застревает между шашками, при движении эта, вроде бы, небольшая полоска резины просто выдавливает его из паза. Эффективность системы оказалась на высоте — за, примерно 700 километров теста пройденных по асфальту и бездорожью, при регулярных осмотрах, нам удавалось обнаружить камни только в тех местах, где удалителей нет — самых узких канавках между шашками. Словом, еще одной проблемой меньше.
Плющим
Любой мало-мальски опытный джипер знает, что для успешного преодоления болот, песка и прочих жидких субстанций, необходимо «стравливаться» — спускать давление в шинах, тем самым, расплющивая их и увеличивая пятна контакта. Для достижения наилучших результатов, покрышка должна плющиться вдоль, образуя некое подобие длинной и узкой гусеницы, которая будет хорошо цепляться за грунт и не создавать излишнего поперечного сопротивления.
Rockproof с этим упражнением справился отлично, благодаря все тем же жестким боковинам. Мы стравили колесо размерностью 245/70R17 до 0,5 атмосферы. Автомобиль — Toyota Fortuner, снаряженная масса — около двух тонн. Колесо повело себя идеально. «Расплющ» произошел только вдоль протектора. Боковины же, хоть и деформировались, не легли на землю.
Практика
Оправдывая свое название, Rockproof превосходно справляется с каменистыми и твердыми грунтами. Тестовые автомобили (Ram, Toyota Firtuner и Hilux Arctic Trucks) чувствовали себя на сухой, твердой глинистой почве Африки как рыба в воде. Ни одного «твердого» препятствия машины не прошли «наскоком». Держак на каменистой земле, голых камнях, чистой земле — пять из пяти. Причем как курсовой, так и поперечный. А вот болотце, в котором нам удалось повозиться, показало, что тут резина ведет себя не так уверенно, как на твердых грунтах. Субъективно, на четыре из пяти возможных.
Но на асфальте резина поразила! При всей своей жесткости, даже мокрый асфальт Rockproof держит не хуже иной дорожной резины! Экстренное торможение на мокром после дождя асфальте не приводит даже к срабатыванию ABS! Весь мой прошлый опыт общения с MT-шинами говорит о том, что так вообще не бывает, но финны смогли сделать чудо!
Примерно такой же эпитет можно применить и к шумности на скорости. Опять же, многое здесь зависит от машины. В RAM покрышки вообще не было слышно за ревом американского V8, на отлично изолированном от внешнего мира Fortuner, шум от шин начинал ненавязчиво проникать в салон примерно к 80 км/ч. А Аrctic Truck — Hilux, конечно, давал послушать всю широту мелодии. Но и здесь не было привычного для MТ-шек шума, не говоря уж о «нивовском» вое.
Итог
У Nokian tyres получилось сделать не просто хорошую внедорожную покрышку, но, что особенно важно, сделать ее пригодной для каждодневной эксплуатации на всех типах покрытия. Rockproof отлично справляется с бездорожьем и хорошо работает на асфальте, имеет отличный уровень защиты от повреждений и превосходный запас безопасности на мокрой и скользкой дороге. Кстати, финны не могли не учесть и зимний аспект эксплуатации. «Рокпруф» имеет отверстия под ошиповку!
Линейка насчитывает восемь типоразмеров. В 16 дюймах — два: 225/75R16 и 245/75R16. Семнадцатый диаметр располагает размерами от 235/80R17 и до 315/70R17. Все размеры имеют префикс LT то есть для легких грузовиков и пикапов, а скоростное ограничение у всех одно — до 160 км/ч. Цены на новые шины начинаются от 6990 рублей.