История первая. Внезапный автоюрист
«В меня въехали: притормозил и тюкнули сзади. Виновник набрал 112. И тут ему перезванивают. А как вас найти? А какие повреждения? Сообщают, что экипаж ГИБДД на подъезде. Ровно через 5 минут прибыла помощь. Это был молодой человек — сотрудник некоммерческой организации, готовый за небольшую плату проконсультировать по основным аспектам оформления европротокола»
В частных беседах сотрудники ГИБДД даже не скрывают, что информация «некоммерческим организациям» уходит непосредственно из их ведомства — либо от дежурного, либо от экипажа, которому поручили выехать на место ДТП. Разумеется, «источник информации» получает свой процент.
Что делать? Конечно, никто не запрещает воспользоваться услугами приехавшего «сотрудника некоммерческой организации». Но зачем? Если есть смартфон, оформить «европротокол» поможет наша инструкция — поверьте, это весьма простая процедура. Второй вариант — дождаться ГАИ.
История вторая. Принудительная эвакуация
«Ехал на своём фургоне по двухполосной дороге, когда мне навстречу выехала легковушка — водитель потом сказал, что отвлекся на магнитолу. Обошлось без пострадавших, хотя авария сильная. Инспектор сказал, что обе машины эвакуируют как вещественные доказательства, а потом, на стоянке, меня заставили оплатить за эвакуацию и хранение. Законно ли?»
Признание машины вещественным доказательством — обычная практика. Но только когда есть пострадавшие. Жаль, что некоторые инспекторы ГИБДД пользуются незнанием законов водителями и незаконно отправляют подбитую машину на стоянку «как вещдок», получая процент от службы эвакуации и стоянки.
Что делать? Помните, что для признания автомобиля вещдоком необходимо постановление следователя, дознавателя, прокурора или определение суда. Всё остальное — самоуправство инспектора. А уж счета за принудительные эвакуацию и хранение — чистое мошенничество.
После ДТП машину могут отправить на стоянку, только если есть тяжкие телесные повреждения или трупы. Но если автомобиль действительно является вещдоком, то при помещении на стоянку, владелец не обязан платить ни за эвакуатор, ни за саму стоянку! Хотя часто машину отказываются отдавать, пока не будет произведена оплата. Вопрос решается через полицию и прокуратуру.
История третья. Случайный эвакуатор
«Выбросило на встречную, где стоял сломавшийся грузовик. Вызвал ГИБДД. Но намного раньше приехал эвакуатор — якобы проезжал мимо, хотя место глухое. Водитель пригласил погреться. Пока сотрудники ГИБДД не дали отмашку грузить машину, эвакуаторщик ждал. А когда пришло время расплачиваться, насчитал ну очень большую сумму. Деваться некуда — заплатил».
Судя по количеству подобных историй, когда эвакуатор «случайно» оказывается на месте ДТП, информацию также «сливают» на уровне ГИБДД. Более того, во многих регионах службы эвакуации по факту принадлежат бывшим или действующим сотрудникам полиции.
Что делать? Договариваться «на берегу», сколько стоит ожидание, погрузка и транспортировка пострадавшей машины. Правда, если место действительно глухое, иногда приходится соглашаться на условия того самого «случайного эвакуатора», потому что другому взяться неоткуда.
История четвёртая. Электронный полис
«Решил воспользоваться самым модным способом покупки полиса ОСАГО — через интернет. Но когда меня остановил сотрудник ГИБДД, выяснилось, что возить обычную распечатку недостаточно: инспектор даже показал Правила дорожного движения, где действительно ничего не написано об электронной форме полиса, и выписал штраф. Как же так?»
В ПДД сказано, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки полис ОСАГО. Но не сказано, в каком формате должен быть полис! Отсюда и возникают такие случаи. Притом возникают довольно часто.
Что делать? Как уверяет руководство ГИБДД, инспекторам по всей стране уже разъяснили, что водитель может не иметь гознаковского бланка полиса — достаточно иметь распечатку. А уж имеет сотрудник ДПС возможность проверить подлинность бумаги или нет — это его проблема.
Само появление электронного полиса не предполагает наличие специального бланка. Однако предполагает электронное письмо со всеми данными. По закону вы обязаны предъявить сотруднику ГИБДД все документы, включая распечатку этого электронного письма. А вот как будет сотрудник проверять подлинность этих данных — лично его проблема, а не ваша.
История пятая. Странное письмо
«Пришло письмо “Госпочта. Вам назначен штраф ГИБДД”, причём отправителем значатся Госуслуги. В письме есть ссылка на фотографию. Нажимаешь и попадаешь на страницу, где тебя просят ввести логин и пароль твоей почты. Я вовремя сообразил, что это обман, а когда внимательно изучил письмо, понял, что оно отправлено со странного адреса, и к настоящим Госуслугам не имеет никакого отношения».
Такие письма рассылаются массово, поэтому попадают даже тем, у кого вообще нет автомобиля. Это так называемый «фишинг» — замаскированные под настоящие поддельные сайты, задача которых — заполучить персональные данные, в первую очередь, логины и пароли.
Что делать? Доверяйте только проверенным источникам: проверить, «висят» ли на вашем автомобиле штрафы, поможет специальный сервис на сайте gibdd.ru, где имеется соответствующий функционал под названием «Проверка наличия неуплаченных штрафов по данным транспортного средства».
История шестая. Удивительное предложение
«В пробке стукнулись зеркалами — у водителя-виновника треснул зеркальный элемент, а у меня слегка поцарапана краска на корпусе. Оппонент отказался признать вину! Вызвали ГАИ. Но раньше приехал автоюрист, который предложил на двоих 10 000 рублей и попросил подписать документы — дескать, сам получит деньги по ОСАГО от страховой. Мы согласились».
Странно, что эта схема вообще работает, ведь, по новым правилам, потерпевший просто обязан предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику. Но, видимо, «автоюристы» нашли лазейку (или сообщников из страховых компаний). Кстати, информацию про ДТП передают из ГАИ.
Что делать? Лучше отказаться от таких «заманчивых предложений». Кто знает, чем всё это обернётся? В худшем случае — уголовным делом по статье «мошенничество» или денежными потерями, так как страховая вполне может предъявить регрессный иск.
Скорее всего, речь идет об уступке прав требования. То есть водитель передает автоюристу права требовать со страховой компании свой ущерб по ДТП. Это простой договор, который составляется на месте. Выгоден он или нет, водитель должен решать сам — если он считает, что получил незначительный ущерб, а ему предлагают больше — то почему и нет.