КАМАЗ накрыло «Тайфуном»: тест нового российского супергрузовика

Еще вчера «Тайфун-К» был засекречен. Его показывали на парадах и выставках, но за руль посторонних не пускали. Для нас сделали исключение
Юрий Урюков

В 1914 году парижские такси спасли столицу Франции. Вовремя переброшенные автомобилями армейские резервы помогли сдержать блицкриг немцев, сотворив «чудо на реке Марне». Стало очевидно — моторизованный транспорт куда быстрее и эффективнее лошадей с телегами.

Спустя сто лет концепция усложнилась. Мобильности мало, нужна защита. Нападения на колонны даже в глубоком тылу вошли в обиход партизан-террористов. Их атаки внезапны, оружие — смертоносно. В ход наравне с автоматами идут противотанковые мины, крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки, переносные гранатометы. Зачастую против них бессильна броня БТРа, а обычный грузовик гарантированно становится братской могилой экипажа.

Натовцы опомнились первыми, массово освоив машины категории MRAP: Mine-Resistant Ambush Protected, «с защитой от подрыва и нападения из засад». Россия оказалась в отстающих — стыдно признать, с 1961 года, когда в армии появился Урал-375, войска не получили ни одной принципиально новой автомобильной платформы! ЗИЛ-131, ГАЗ-66, КАМАЗ-4310 — лишь вариации на тему. Вот и приходилось бойцам уповать на брезентовый тент да дощатый пол. Достаточно глянуть на фотохронику Афгана или Чечни: бронежилеты на окнах, стальные пластины в моторном отсеке — отчаянные попытки водителей спасти себя и машину...

2010 — переломный год, стартовала программа «Тайфун». Еще живые российские заводы и НИИ включились в разработку унифицированной армейской платформы. Четырех-, шести- и восьмиколесные шасси создавались по модульному принципу, допуская установку как вооружения или спецоборудования, так и бронекапсулы для перевозки личного состава. «Тайфун-К», он же КАМАЗ-63968, относится как раз к этой категории. То есть это вовсе не гражданский грузовик в панцире, а оригинальный проект.

Бронекапсула: не бойся темноты

С усердным жужжанием сервоприводы захлопнули за спиной массивную аппарель. Свет едва пробивается сквозь четыре бронеокошка размером со школьную тетрадь. Мрачно... Но отставить нытье — в БТРе и этого нет, а ради безопасности можно потерпеть.

Шарю по стене в поисках выключателя, потолочные плафоны вспыхивают холодным белым светом, освещая бойцов роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-саперной бригады. Ребята уже год осваивают «Тайфун-К», отрабатывая боевые действия в городских условиях, взятие укрепрайонов и прочие спецоперации.

Солдаты облачены в современную экипировку «Ратник», но даже в касках и с пулеметами в защищенном отсеке не тесно. Бойцы сидят вдоль бортов лицом друг к другу, причем каждый — в индивидуальном анатомическом кресле! Сбоку — крепление для автомата, тепло поддерживают две автономные «печки», летом выручает кондиционер. И даже в случае химической атаки дышится легко: фильтрационная установка очищает воздух, создавая в герметичной бронекапсуле избыточное давление.

На ходу: везет нежно

Пока едем на полигон, десантники шутят: «Хочешь, фильм на DVD посмотрим?» Дефицит окон компенсируют камеры кругового обзора — по паре на каждую сторону. Картинки выводятся на два монитора, виды переключаешь и комбинируешь по своему усмотрению.

В динамиках слышен разговор командира роты, старшего лейтенанта Дмитрия, с водителем. Между кабиной и бронекапсулой — защищенный моторный отсек, прохода нет, связь только через переговорку.

Похоже, свернули на проселок — тряска усилилась. Ищу, за что бы ухватиться, но зря. Плавность хода — не хуже, чем в БТРе. У «Тайфуна-К» тоже независимые подвески на поперечных рычагах. Убийственные для экипажа обычного «КАМАЗа» или «Урала» рвы да канавы бронеавтомобиль проходит с вальяжным покачиванием. Подкидывает, болтает в разные стороны, но ударов нет, о тяжелом рельефе сообщают лишь подвывания трансмиссии и смена тембра натужно бормочащего дизеля.

У камазовцев получился армейский лимузин! С точки зрения солдат, «Тайфун-К» по сравнению со старыми советскими грузовиками — все равно что президентский люкс на фоне казармы. Никогда еще военный транспорт не был таким фешенебельным. А каково водителю?

Кабина: кибернетика и немного «Дакара»

Ручка бронедвери, словно рычаг на банковском сейфе. Не знаю, как петли держат такую нагрузку, но открыть путь в кабину я смог, лишь упершись в подножку. А если ранение и нет сил, машина подбита или лежит на боку? На этот случай есть пневмоусилители: нажал кнопку, могучие сервоприводы автоматически распахнут двери — как в «Роллс-Ройсе».

«Тайфун-К», похоже, успел породниться даже с дакаровским «КАМАЗом». Водитель бронеавтомобиля сидит в плотном и удобном кресле наподобие гоночного «ковша», зафиксированный пятиточечными ремнями безопасности. Перед глазами — цифровая приборная панель, под правой рукой — интерактивный экран бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), следящей за состоянием автомобиля и работой основных узлов. Еще дальше вбок — командирские приборы связи и радиационно-химического контроля.

Автономная печка, кондиционер, даже круиз-контроль и ретардер есть, а главное... автоматическая коробка передач! О старых «КАМАЗах» напоминают только «автобусный» отлогий руль и характерные кнопки на панели. А управление армейским грузовиком теперь не «тяготы службы» — удовольствие.

За рулем: жми педали, вывезет

На вопрос: «Куда едем?» Получаю лаконичный ответ: «Куда хочешь, только газ не бросай». Легко сказать, когда кругом снежное поле черт знает какой глубины, скрывающее пересеченный рельеф. Видя сомнение, офицер лезет в меню и заставляет гидропневмоподвеску задрать кузов в верхнее положение. С клиренсом в полметра, понижайкой в раздатке, системой регулирования давления в шинах и блокировками всех дифференциалов «Тайфун-К» даже без колеса способен уползти с поля боя. А тут — обычное бездорожье. Погнали!

И, знаете, водить громадину полной массой 25 тонн не сложнее электрической машинки в парке аттракционов. Сделай поправку на размеры, жми педали, крути руль — новобранец выучится быстро. Тяжести на органах управления нет вообще, справится и подросток. Другое дело, с мудреной электроникой придется общий язык найти и на «длинную» баранку наматываться запаришься — слишком много оборотов от упора до упора. Зато усилитель не затыкается, как, например, на старых колесных тягачах МАЗ-543.

Нижнее положение
Верхнее положение

И маневренность великолепная — у «Тайфуна-К» поворачиваются колеса первых двух осей. Отчего приходится помнить: чтобы не промахнуться в поворот, вращать руль надо уже после того, как вираж начался. Ведь сидишь не за, а перед колесами, не то что в легковой машине.

Вывод: опасная запрещенка

Для бронеавтомобиля у «Тайфуна-К» отменная обзорность. Стекла толщиной аж 130 мм слегка искажают пространство, но поскольку капота нет, дорогу видишь буквально под ногами. А боковые зеркала с электроприводом помогают контролировать обстановку по бортам, поэтому исполинские габариты и высоченная посадка — не помеха.

450-сильный турбодизель V8 КАМАЗ-740.354-450 тянет всегда и везде. По ровной дороге «Тайфун-К» легко держит «сотню». По словам штатного водителя, и 120 км/ч для броневика не предел. Двигателю не мешает даже неторопливый и не всегда логичный шестиступенчатый автомат американской фирмы Allison. Например, при движении внатяг по целине он порой норовит перейти на ступень повыше, тем самым обрубив тягу на колесах. Выручает ручной режим. И это в любом случае лучше, чем по-старинке ворочать непослушной кочергой механической трансмиссии.

Хотя, пожалуй, именно зарубежные компоненты — главная проблема «Тайфуна-К». Хорошая получилась машина: прочная, проходимая, комфортабельная, но дорогая. Поговаривают, стоимость российского MRAP — около 50 миллионов рублей. Американская коробка, французские шины Michelin, немецкая комбинированная броня с керамическим усилением, ирландские ступицы Timoney с колесными редукторами... Ладно деньги, есть сомнения, что в случае войны НАТО великодушно продолжит поставлять запчасти. И эту проблему создателям «Тайфуна-К» придется решать.