5 новых способов владения машиной

Скоро привычная нам система владения автомобилями изменится. «Авто Mail.Ru» рассказывает, к чему надо готовиться
Денис Смольянов

Cхема, когда мы покупаем автомобиль и потом на нем ездим, куда захотим, останется. Однако за последний год стало ясно — скоро появится что-то новое. И это новое может завоевать мир очень быстро, повлиять на сам принцип создания автомобилей и даже на наши привычки и образ жизни.

1. Каршеринг

Краткосрочная аренда автомобилей набирает обороты. Например, в Москве уже есть несколько операторов, которые предоставляют машину в аренду. Однако все идет к тому, что скоро у них появятся конкуренты со стороны... самих автопроизводителей. А это уже совершенно другие инвестиции и возможности. Но почему создатели машин (а здесь практически все гиганты рынка) ринулись именно сюда?

Частное владение автомобилями никуда не исчезнет, но мы с позиции автопроизводителя понимаем, что масштабы частного владения будут сокращаться, и — что более важно — характер владения автомобилем будет меняться.
Хокан Самуэльссон
президент и генеральный директор Volvo Cars

«Восприятие методов передвижения на автомобилях и принципов владения, к которым мы привыкли сегодня, меняется. Мы отмечаем, что эти перемены фундаментальны и скоротечны», — добавляет г-н Самуэльссон.

Причем новый тренд отмечают не только в Volvo. Toyota, Mercedes-Benz, GM, Ford, Hyundai и многие другие тоже работают над развитием своего каршеринга. «В прошлом году компания car2go, которая принадлежит нам, смогла увеличить число клиентов сразу на 43% до 2,2 млн человек», — рассказали в пресс-службе компании Daimler AG.

Мало того, автопроизводители даже придумывают новые «фишки», которые облегчают использование машин в каршеринге. Например, некоторые компании начали внедрять так называемые электронные ключи — открыть машину можно при помощи смартфона, на котором установлена соответствующая программа. Пока производители экспериментируют, но если бесключевой доступ понравится покупателям, то через 10 лет мы будем открывать все машины при помощи «мобилы».

2. Покупка не машины, а марки

Этот способ владения автомобилями придумал Cadillac. Его смысл заключается в том, что водитель платит ежемесячно по 1500 долларов, но за эти деньги получает доступ ко всем моделям марки. Можно, например, зимой ездить на кроссовере, летом пересесть на седан, а в путешествие отправиться на огромном внедорожнике. При этом заботиться о налогах, страховках или техническом обслуживании не надо — все включено в стоимость.

Если другие автопроизводители начнут использовать подобную схему владения, то можно будет в буквальном смысле этого слова менять машины как перчатки.

3. Купить, чтобы сдавать

Недавно многие из нас не представляли себе, что можно пустить жить незнакомого человека в свой дом, на свою кровать. Но благодаря сервису Airbnb и ему подобных услуга краткосрочной сдачи квартир в аренду стала нормой. А отелям пришлось потесниться на этом рынке.

Но не исключено, что в будущем нормой станет и сдача автомобиля в аренду по примеру квартир. Например, если вы уезжаете летом на море, то свой автомобиль можно будет в это время не держать на парковке, а передать кому-то. И заработать деньги. Думается, жителям курортных городков подобный способ владения машиной мог бы принести немалый доход, учитывая, что стоимость привычной аренды порой очень высокая.

4. Совместное пользование

Система совместного использования автомобилей, которую собирается предлагать Nissan жителям Парижа, несколько отличается от аренды или каршеринга. Ведь тут вы покупаете часть автомобиля. Причем конкретного. Правда, машина принадлежит группе из 3-5 человек, которые могут ей пользоваться по очереди. Предполагается, что если покупателей пять, то каждый из них будет получать автомобиль на один рабочий день в неделю, а также примерно на один уик-энд в месяц (график владения, а также возможность бронировать «свои» дни можно будет отслеживать по интернету).

Подобная схема может очень понравиться студентам или, например, пенсионерам. Общие затраты на автомобиль окажутся невелики, ведь они будут делиться между пятью участниками программы. А одного дня обладания машиной часто хватает, чтобы съездить в супермаркет, в гости или по каким-то делам.
Денис Смольянов
Главный редактор проекта Авто Mail.Ru

Здесь также всевозможные страховки, техобслуживание и прочие заботы не будут волновать автомобилистов. Правда, есть один нюанс. Nissan пока ввел ограничение на пробег — не более 15 тыс. км в год. Есть ограничение и по машине — только Nissan Micra.

5. Едем вместе

Еще один набирающий популярность способ экономить — так называемый райдшеринг. В этом случае машина остается вашей, но если вы куда-то едете, то просто берете с собой пассажиров. И нет — это не такси. Райдшеринг работает в первую очередь на длинных поездках. Например, если вам нужно добраться из Петербурга в Москву, то можно разместить объявление о своем путешествии (ну или найти попутчиков самому) и разделить вместе с ними стоимость бензина. При этом программа обычно сама подсказывает, сколько это будет стоить. Подвозя, например, трех пассажиров водитель сможет сэкономить на топливе до 75%!

Подобные сервисы давно пользуются спросом в США и Европе. Есть они и в России. Например, BeepCar. Он, в отличие от ряда аналогичных программ, является абсолютно бесплатным как для водителей, так и для пассажиров. К тому же имеет ряд приятных опций. Например, женщины могут выбрать в качестве водителя/пассажира только женщину. Или найти машину, где можно перевозить животных. В общем, вариантов — масса. И если вы часто путешествуете на машине, то райдшеринг является отличным способом сэкономить.