Лада Гранта потеряла звание самой популярной модели в стране

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2016 году упали на 11%
Дмитрий Гайдукевич

В конце прошлого года можно было услышать мнение, что автомобильный рынок в России начал возрождаться. Мол, все плохое закончилось, теперь заживем как люди, кризису конец. Однако данные продаж Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) приводят в чувство оптимистов — несмотря на рост цен на нефть и заявления чиновников в стиле «у нас все хорошо», автомобильный рынок по итогам 2016 года упал еще на 11%. Всего был продан 1 425 791 автомобиль. Для сравнения, в 2012 году, когда нефть стоила 110-120 долларов за баррель, а за доллар давали 30 рублей, в России продавалось почти 3 млн авто!

Главный вопрос простой — это дно или еще нет? В самой Ассоциации европейского бизнеса надеются, что хуже уже не будет. «В 2017 году у рынка есть потенциал закончить 4-летний период падения и вернуться к умеренному росту. Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Читайте также
9 вещей из будущего, к которым придется привыкать
Мир никогда не будет прежним: показанные на выставке потребительской электроники (!) новинки автопрома удивили куда сильнее экспонатов Детройта

Звучит неплохо. Но при этом нужно понимать, что рост на 4% — это оптимистический сценарий. Даже в АЕБ это понимают и делают одну очень важную поправку — рост будет возможен, только если государство сохранит программы поддержки авторынка. А, между тем, чиновники уже не раз говорили, что они собираются их сворачивать.

Да и постоянный рост цен на автомобили не дает надежд: производители используют любую возможность, чтобы переписать прайс-листы. Ведь не секрет, что сейчас в России на многие модели одни из самых низких цен в мире (разумеется, в долларовом эквиваленте). Например, в России Skoda Superb стоит от 1,3 млн рублей. А, скажем, в Германии за такую же машину просят от 25 750 евро или... 1,6 млн. Поэтому нечего удивляться, что в 2016 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла сразу на 15% и составила 1,4 млн рублей (данные «Автостат»). При этом все понимают — в 2017 году тенденция к росту цен будет продолжаться.

Отрицательные примеры

Подавляющее большинство компаний по итогам 2016 года показали отрицательную динамику. Но при этом важно отметить — катастрофических падений почти не было. В группе лидеров разве что Nissan показал минус 23% (еще отметим падение Datsun на 41%, хотя к концу года эта компания имела положительную динамику и следующий год, видимо, для нее пройдет удачно).

Наибольшие потери в 2016 году понесли Honda (-62%) и Mitsubishi. Причем если к тому, что «Хонда» становится редким гостем на наших дорогах, мы начали привыкать, то провал когда-то популярной «Митсу» удивил. За год она потеряла 53%. Но если зайти к дилерам Mitsubishi, то все становится ясно. Ведь легковых моделей этого бренда на нашем рынке сейчас вообще нет, маленький ASX больше не поставляют, «Паджеро» уже откровенно стар на фоне конкурентов, Outlander тоже желательно обновить (да и стоит он минимум 1,4 млн), а за новый «Паджеро Спорт» просят и вовсе 2,8 млн.

Положительные примеры

В группе лидеров самый впечатляющий рост показал Lexus: благодаря новому поколению RX и компактному NX эта компания имеет сразу плюс 19%. Неплохо выступил и Ford — после многолетнего падения продаж, спрос на «Форды» пошел вверх. Плюс 10%. Неплохо показал себя и китайский Lifan — плюс 15%. И сейчас «Лифаны» продаются лучше, чем, скажем, уже упоминаемая Mitsubishi.

Сегмент премиум

Среди машин для богатых на первом месте идет, как всегда, Mercedes-Benz — в России было куплено 36 888 автомобилей с трехлучевой звездой на капоте. На втором месте BMW — 27 507 шт. А вот на третьем... Lexus (24 117).

Личный зачет

Ну а самым продаваемым автомобилем в 2016 году стала... Нет, не «Лада». Впервые в истории это иномарка! Hyundai Solaris разошелся тиражом в 90 380 шт, а «Лада Гранта» — 87 726 машин. Причем ее чуть было не опередил Kia Rio, который показал результат 87 662 авто.

Впервые в истории самым популярным автомобилем в России стала не «Лада», а иномарка. Это по-настоящему знаковое событие, которое лишний раз доказывает: если «АвтоВАЗ» хочет быть успешным, то ему надо делать не только дешевые, но и качественные автомобили.
Денис Смольянов
Главный редактор проекта Авто Mail.Ru

Продажи автомобилей в России по маркам

Продажи автомобилей в России по моделям

История кризиса в России