Auto article image: 63267

Самые умные автомобили-2016: чему научились беспилотники в этом году

Павел Ёлшин

Что должны уметь автономные машины, известно каждому, кто читал «Незнайку в Солнечном городе». В 2016 году многое из этого стало реальностью

За последний год испытания беспилотных машин стали меньше походить на эксперимент и больше на настоящую эксплуатацию. Алгоритмы управления и искусственный интеллект получили новые решения по части безопасности и не только. Беспилотники впервые начали использоваться в реальном транспортном бизнесе и на гоночных трассах. Мы разобрались, каким новым трюкам научились беспилотники в 2016 году.

content image for: 63267

Работать в такси и грузоперевозках

Этим летом Uber приобрел стартап Otto, занимающийся беспилотными грузовиками, и осенью тягач этой компании перевез первый коммерческий груз — 50 тысяч банок пива по 200-километровому маршруту. Но самое большое достижение беспилотников за год — это то, что они впервые попали в распоряжение служб такси и начали возить реальных пассажиров.

Всех опередила американская компания nuTonomy, которая в августе предложила жителям Сингапура услуги такси с использованием автономных электрокаров. Буквально через месяц на дороги США вышли беспилотные такси Uber, на подходе — аналогичный проект Lyft. Служба «Яндекс. Такси» поспешила заявить, что ведет переговоры с автопроизводителями по поводу подобных испытаний в Москве.

О том, чтобы отправлять к клиенту автомобиль без сопровождения водителя, речь пока не идет. Законодательства стран, где проходят тесты, требуют, чтобы за рулем беспилотной машины всегда находился испытатель. И пока воспользоваться автономным такси не так просто: Uber дает такие авто только своим «самым преданным клиентам», и география перевозок ограничивается Питтсбургом. У nuTonomy охваченная территория еще меньше — всего один район Сингапура площадью семь квадратных километров.

content image for: 63267

Самые комфортные автомобили на данный момент — у «Убера». Если nuTonomy и Lyft выбрали в партнеры производителей компактных электрокаров (Renault, Mitsubishi и Chevrolet), то Uber делает ставку на сравнительно крупные модели Ford и Volvo. На первом этапе испытаний пассажиров «Убера» стали возить на седанах среднего класса Ford Fusion (он же Mondeo), а в дальнейшем ожидаются флагманские шведские модели: бизнес-седан S90, универсал V90 и внедорожник XC90.

Службы такси и рады бы использовать Tesla Model S с системой Autopilot — пространство в салоне на уровне моделей бизнес-класса, а объем багажника еще больше, — но путь в такси этим моделям закрыт: компания Илона Маска решила не сотрудничать с существующими сервисами пассажирских перевозок, а конкурировать. В октябре Tesla объявила, что запрещает владельцам машин с автопилотом работать в таких сервисах, как Uber, Lyft и подобных. Тем, кто захочет использовать свою «Теслу» для извоза за деньги, следует дождаться старта программы Tesla Network. Что она собой представляет, мы узнаем в 2017 году.

content image for: 63267

Меньше пугать и лучше видеть

Компания Google ежемесячно публикует отчеты о том, что нового освоили ее экспериментальные беспилотники с точки зрения безопасности. Вопрос доверия автоматике остается самой тревожной темой, касающейся автономных машин. Весной «Гугл-кары» научились сигналить, предупреждая других участников движения об опасности, летом — распознавать жесты велосипедистов, выполняющих повороты, а осенью — маневрировать «по-человечески». Раньше они совершали слишком точные движения, проезжая в нескольких сантиметрах от препятствий, что пугает пассажиров и водителей других транспортных средств.

Все это происходит на фоне не самых оптимистичных событий. Весь год автомобильная пресса разбирала подробности новых происшествий с беспилотниками. «Гугл-кар» в этом году попал в первое ДТП по собственной вине (ранее в 17 авариях эти машины оказывались пострадавшей стороной). Такси Uber и nuTonomy, передвигающиеся под присмотром испытателей, пока попадали лишь в мелкие ДТП, а вот «Теслы», на которых с прошлого года автопилотом может пользоваться любой владелец, успели попасть в несколько серьезных аварий.

content image for: 60872

В мае Tesla Model S «не разглядела» грузовик с прицепом, пересекавший ее путь. Владелец электрокара Джошуа Браун погиб. Разработчики автопилотов бросили все силы на то, чтобы укрепить пошатнувшееся доверие к беспилотникам.

В октябре компания Илона Маска объявила, что нынешняя система Autopilot уходит в прошлое, и все новые «Теслы» получат новый набор «железа», названный Hardware Two. Если Autopilot был рассчитан на полуавтономное управление автомобилем (по сути это — чуть более продвинутый круиз-контроль), то свежая разработка призвана превратить электромобили этой марки в полноценные беспилотники. Вся «начинка» для этого готова, но ее функционал будет вводиться в эксплуатацию постепенно — по мере готовности нужного ПО и внесения изменений в ПДД.

content image for: 63267

Новое оборудование лучше старого по всем пунктам, и главный — это «глаза», то есть — видеокамеры. Есть мнение, что причиной трагического инцидента с Tesla Model S стало именно «плохое зрение»: одной видеокамеры оказалось недостаточно для того, чтобы правильно распознать столь крупный объект, как автопоезд. Теперь все «Теслы» получат восемь видеокамер кругового обзора (вперед смотрят две: основная охватывает пространство в 150 метрах от машины, а «дальнобойная» — до 250 м). Как и прежде беспилотной системе помогают двенадцать ультразвуковых датчиков, опоясывающих автомобиль, причем их радиус действия отныне увеличен вдвое. Также фронтальный радар прошел обновление.

Теперь «Теслам» предстоит накапливать эксплуатационные данные, на основе которых компания будет «допиливать» алгоритмы полностью автономного управления. Надо отметить, что «Гугл-кары» делают это уже много лет, и проект все еще далек от готовности. Но Tesla может пройти этот путь быстрее. Если в испытаниях Google принимают участие всего несколько десятков транспортных средств, то Tesla сможет получать данные от тысяч серийных машин, и значит — процесс пойдет гораздо активнее.

content image for: 63267

Так или иначе, это вопрос не одного года, а пока автомобили с Hardware Two не только не освоили новых трюков, а даже забыли старые. Автоторможение, адаптивный круиз-контроль и система удержания автомобиля в полосе, работающие на машинах с прежним оснащением, будут недоступны на новинках, пока компания не разработает для них соответствующую прошивку.

Что же касается ранее выпущенных машин, на них продолжает функционировать полуавтономная система Autopilot. Не опасно ли продолжать ей пользоваться? В компании говорят — нет. В сентябре разработчики представили прошивку Autopilot 8.0, в которой учтены такие ситуации, как в случае с произошедшими трагическим ДТП. Теперь система более активно использует штатный радар и фиксирует в шесть раз больше объектов, чем раньше. В Tesla Motors утверждают, что этот софт смог бы спасти жизнь Джошуа Брауну.

content image for: 63267

Гоняться

Весной публике впервые показали дизайн гоночных болидов Roborace, а осенью прошли их первые успешные испытания на британской трассе Сильверстоун. Новая гоночная серия уже через несколько месяцев должна стартовать в качестве сопутствующих соревнований параллельно с Formula E. Одним из учредителей Roborace стал основатель компании Yota и бывший заместитель министра связи России Денис Свердлов. За дизайн болидов-роботов отвечает Даниэль Зимон, известный тем, что разрабатывал внешность транспортных средств в фильме «Трон: Наследие».

Roborace — это гонки программистов. Все команды получат одинаковые болиды, а алгоритмы управления автомобилем и искусственный интеллект участники гонок будут разрабатывать самостоятельно.

content image for: 63267

Устраивать соревнования беспилотников пробовали и прежде, но гонками это было трудно назвать. На соревнованиях Urban Challenge, прошедших в 2007 году на военной авиабазе в Калифорнии, победитель гонки — Chevrolet Tahoe — прошел трассу со средней скоростью всего в 23 км/ч. Спустя десять лет прогресс налицо: болиды Roborace будут управляться искусственным интеллектом на скоростях более 200 км/ч.

Еще одно важное событие в мире скоростных беспилотников, произошедшее в 2016 году, — первые в истории трек-дни для автономных машин. Это мероприятие прошло в конце мая на американской гоночной трассе Thunderhill Raceway. Обычно трек-дни — это своеобразные дни открытых дверей на автодромах, когда владельцы спорткаров могут от души пожечь резину и посоревноваться друг с другом. Беспилотные трек-дни стали чем-то вроде форума — местом общения разработчиков. На трассу вышли автономные машины PolySync, Denso, Renovo Motors, Velodyne и Nvidia. Их представители не столько соревновались друг с другом, сколько делились опытом. Организатором мероприятия выступил инвестор из Кремниевой долины Джошуа Шехтер.

slide image for gallery: 23324 | Трек-дни для автономных машин
slide image for gallery: 23324 | Трек-дни для автономных машин
slide image for gallery: 23324 | Трек-дни для автономных машин
slide image for gallery: 23324 | Трек-дни для автономных машин
slide image for gallery: 23324 | Трек-дни для автономных машин
7
Читайте также
Auto article image: 54863
На пороге революции. Беспилотное будущее по версии Mercedes-Benz
В 1885 году автомобиль Бенца уже произвёл революцию в средствах передвижения. Совершит ли теперь Mercedes-Benz ещё одну?

«Гоночная трасса позволяет проводить испытания в сложных условиях (на высоких скоростях), но при этом прощает ошибки (безопасность выше, чем на дорогах, и нет постороннего трафика)», — рассказал Шехтер в интервью блогу Future of Transportation. Идею быстро подхватили и в Европе. Финансируемая британскими властями организация Innovate UK наметила на конец 2016 года целую серию подобных мероприятий в Англии, Франции и Австрии.

* * *

Какие еще умения мы ждем от беспилотников в будущем? Скажем, Land Rover утверждает, что научит свои модели штурмовать бездорожье в автономном режиме. Ford обучает свои беспилотники зимнему вождению по скользким покрытиям. А еще машины-роботы обещают научить общаться с окружающими. Речь не только о взаимодействии беспилотников друг с другом, но и о контактах с людьми — пешеходами. Исследование шведской компании Semcon показало, что восемь из десяти пешеходов, пересекая дорогу по «зебре», привыкли устанавливать зрительный контакт с водителем, чтобы убедиться в том, что идти по проезжей части безопасно. А как быть, если за рулем никого? Одно из решений этой проблемы заложено в концепте Semcon, предполагающем, что беспилотник должен научиться приветствовать пешеходов широкой светящейся улыбкой на передней части автомобиля.

Владельцам машин, пассажирам и пешеходам нужно научиться доверять беспилотникам. Опросы той же Semcon показывают, что более половины людей этого еще не умеют.

Павел Ёлшин