Рейтинги надежности: можно ли доверять?

Как один и тот же автомобиль могут хвалить за неприхотливость и упрекать за поломки? Стоит ли вообще ориентироваться на хит-парады подержанных машин или «все куплено»?
Юрий Урюков

Рейтинги подержанных автомобилей берутся не с потолка. Исследования регулярно публикуют ведущие экспертные агентства мира, накапливающие статистику много лет. Вот только методика сбора данных у них разная, да и толкуют информацию аналитики по-своему. Поэтому мы подготовили для вас шпаргалку-гид по таким обзорам.

Америка: спросим владельцев

80 лет на страже американских потребителей стоит независимая экспертная организация Consumer Reports. На оценку различных продуктов, и автомобилей в том числе, она тратит порядка 25 миллионов долларов в год. Выводы экспертов порой безжалостны, но даже крупные концерны вынуждены с ними считаться. К примеру, настройки «мозгов» стабилизации BMW X5 и Jeep Grand Cherokee изменили именно по результатам тестов Consumer Reports, а корпорация Toyota после скандала приостановила продажи Lexus GX460 до решения проблем с работой систем безопасности.

В этом году исследование Consumer Reports охватило более 300 моделей, выпущенных с 2000 по 2016 год. Основным источником информации стали сами автовладельцы — подписчики сервиса. Эксперты собрали свыше полумиллиона подробных анкет. Каждую машину «препарировали» на 17 условных зон — от мелких дефектов отделки до серьезных проблем с трансмиссией или двигателем. А потом, с учетом собственных тестов и отзывов покупателей, начисляли очки по сложной системе, подсчитывая общий рейтинг автомобиля.

Итог — огромная база данных по машинам рынка США едва ли не любого возраста и модификации. Но в Consumer Reports учли, что потребителю зачастую лень копаться в цифрах. Поэтому все автомобили разделили, по сути, на две категории — рекомендованных к покупке и нет. Причем белый и черный списки можно сортировать по базовым параметрам (название модели, ее класс, цена на вторичке). Зашел на сайт — и сразу понял, что за фрукт тебе впаривают. Удобно! Подробная статистика для любознательных, разумеется, также доступна — после регистрации.

А еще Consumer Reports дает рекомендации новичкам. Например, предупреждает, что у годовалых машин риск поломок 6%, а у пятилеток — уже 19%. И на бренд нельзя вслепую ориентироваться. Так, седан Infiniti Q70 получился чуть ли не образцовым, а кроссовер QX60 лучше не брать. Audi в общей массе хороши (марка входит в ТОП-5), но A3 — слабоват. Да и за дебютантами авторынка не стоит гоняться. Новомодные мультимедийные системы и роботизированные коробки капризны, говорят американцы, и уж если вы водитель-гик, имеет смысл подождать два-три года до рестайлинга, когда «детские» болячки излечат.

В целом же тренды таковы. Toyota и Lexus по-прежнему в лидерах, к ним неожиданно подтянулся Buick, а вот Subaru вылетела из ТОП-10. Но хуже всех — Ram и Fiat. Отдельное внимание — модным электрокарам Tesla. В отчете говорится, что хэтчбек Model S рекомендован к покупке, зато кроссовер Model X пока сыроват.

Снова Америка: 90 дней и три года

Маркетинговое агентство J.D. Power and Associates черпает данные также через опрос потребителей, но составляет отчеты по другой методике. Каждой марке или модели присваивается индекс, равный числу одинаковых проблем на 100 машин (PP100) — чем он меньше, тем лучше. Причем рейтинги надежности делятся на два типа — Initial Quality Study (IQS) и Vehicle Dependability Study (VDS). В первом варианте исследование показывает качество «с конвейера» — владельцы жалуются на поломки, произошедшие в течение 90 дней с момента покупки автомобиля. А во втором случае собирается более обширная статистика — за три года пользования машиной. Анализируются около 200 типичных проблем, разделенных на восемь категорий: силовой агрегат, интерьер, электроника и т.д.

И снова американская тяга к простоте. На сайте J.D. Power многолетний архив (IQS имеет 30-летнюю историю, VDS подсчитывают 27 лет к ряду) представлен в виде удобного каталога. Выбираешь марку/модель или тип кузова — попадаешь на страничку с исчерпывающей информацией и «школьной» шкалой оценок по каждому из исследований: единица — очень плохо, пять — отлично. И никаких сложных индексов, их оставили для спецов.

По размеру аудитории J.D. Power далеко до Consumer Reports с полумиллионной армией информаторов. К примеру, в 2016 году IQS составили на основе более чем 80 000 анкет, а для VDS статистикой поделились 33 560 человек. Зато рейтинги J.D. Power можно сравнить между собой, и тогда обнаружатся интересные вещи.

Согласно исследованию IQS, автомобили стали лучше собирать — «краткосрочное» качество за год выросло на 6%, 21 из 33 брендов улучшили свои показатели. Успешнее всех выступила Kia, следом идут Porsche, Hyundai, Toyota и BMW. В аутсайдерах — Mini, Land Rover, Volvo, FIAT и Smart.

Рейтинг «долгосрочной» надежности VDS не столь оптимистичен. Оказывается, каждая пятая трехлетка испытывает проблемы с мультимедийными устройствами, да и вообще электронные «глюки» вылезают чаще. А средний индекс PP100 за год вырос со 147 до 152, то есть надежность подержанных автомобилей снизилась, хотя поломок силовых агрегатов, например, стало меньше... И лидеры в VDS другие. Лучший — Lexus, за которым идут Porsche, Buick, Toyota и GMC.

Великобритания: страховка подскажет

Особый взгляд на оценку надежности автомобилей у британской компании Warranty Direct. Она специализируется на страховании автовладельцев от поломок машин с 1997 года. Анализ выплат и база данных из более чем 50 тысяч полисов позволила англичанам придумать свой «индекс надежности» — RI.

При подсчете учитывается не только количество технических проблем, но также стоимость ремонта, время простоя машины на сервисе, ее возраст и пробег. Причем в архив попадают только те модели, по которым удалось собрать информацию как минимум с 50 экземпляров. Сейчас таких в статистике Warranty Direct более 250 штук.

Чем выше RI, тем менее надежен автомобиль. Среднее значение индекса — 100. Поэтому, открыв страничку марки или модели, легко понять, на какие варианты резонно обратить внимание. А кликнув по приглянувшейся машине, вы получите ее полную анкету, вплоть до процентов отказа каждой из систем. Внизу для сравнения приводится индекс надежности по отзывам пользователей, причем он не всегда совпадает с данными Warranty Direct, но эксперты компании считают, что цифры объективнее.

Есть и глобальный рейтинг — по автопроизводителям, который можно группировать по отдельным показателям (неисправности, частота поломок, простой на сервисе) или общему индексу RI. Если принять за основу методику Warranty Direct, то равных японским маркам в мире нет: Daihatsu, Honda, Suzuki, Toyota, Mazda, Lexus и лишь на седьмом месте — Ford... Интересно, что постоянному лидеру американских рейтингов — Porsche, — по мнению англичан, место в аутсайдерах: третье с конца! Позади только Land Rover и Bentley...

Германия: от техосмотра не уйдешь!

В Германии насчет подержанных автомобилей с 1971 года своя правда. Здесь принято ориентироваться на ежегодные отчеты TÜV — организации, заведующей в стране техническим надзором. За прошлый год она провела осмотры свыше девяти миллионов (!) машин 233 моделей — представительная выборка и, по идее, объективная. Ведь личное мнение людей в ней не учитывается.

Рейтинга марок TÜV не составляет (хвалят только одну — Toyota), полагая, что разумнее делить конкретные модели на подгруппы в зависимости от возраста. Таких категорий пять: 2-3 года, 4-5 лет, 6-7 лет, 8-9 лет и 10-11. Места распределяют в порядке убывания уровня надежности — его немцы вычисляют как процент, показывающий долю неисправных автомобилей на 100 осмотренных.

Абсолютный лидер — Porsche 911. Если верить рейтингу TÜV 2016 года, то надежнее этого спорткара не найти машины возрастом от 6 до 11 лет. А вот в более «молодых» классах вперед вышли Audi A1 и Mercedes-Benz B-класса. В целом же получается, что до 7 лет различным моделям Audi, BMW, Mercedes-Benz и Porsche вообще нет равных. И лишь с 8-леток в топы хит-парадов выбиваются Toyota и Mazda. Зато аутсайдеры почти не меняются: Chevrolet, Fiat, Dacia, Ford, Renault... Неожиданно, правда?

По сравнению с прошлым годом число мелких неисправностей чуть выросло, серьезных — слегка сократилось. «Качество автомобилей в последние годы в общем улучшилось», — резюмирует доктор Клаус Брюггеманн, управляющий член президиума VdTÜV. Эксперты отметили, что машины почти перестали ржаветь, зато выросло число отказов по системам освещения, также нередки течи масла, неполадки в ходовой части и тормозах. Вот только пользоваться отчетом не особо удобно — табличка рейтинга дает минимум информации.

Еще Германия: наша «Нива» в олдтаймерах

Другое дело — отчеты компании Dekra, которая соперничает с TÜV. В базе «Декры» — данные осмотров 15 миллионов автомобилей в 11 классах. Причем ежегодную выборку делают только по тем моделям, которые приезжали к экспертам свыше 1000 раз. Машины делятся не по возрасту, а по пробегу: 0 — 50 000 км, 50 000 — 100 000 км, 100 000 — 150 000 км и 150 000 — 200 000 км. Отдельный зачет есть даже для олдтаймеров!

Подача информации на сайте — наподобие американской. Выбираешь класс машины, модель, поколение, километраж и попадаешь на архивную карточку автомобиля, где есть не только его краткое описание, перечень основных поломок, но также положение в рейтинге относительно одноклассников и доля серьезных дефектов. Можно даже он-лайн сравнение разных моделей провести.

По мнению «Декры», в своих категориях сейчас лидируют Toyota Yaris, Honda Civic, Volvo S60/V60, Mercedes-Benz CLS, Mercedes-Benz SLK, Mercedes-Benz M-класса, Mercedes-Benz B-класса, Opel Combo и Renault Master.

Вывод:

По отдельности рейтинги надежности — сомнительный и однобокий источник информации. Но вместе они — огромный сундук знаний, которым грех не воспользоваться при выборе подержанного автомобиля. Ведь теперь вам известно, откуда и как экспертные компании берут данные. Осталось лишь грамотно их отфильтровать под свои нужды.