ГАЗ представил новое поколение маршруток: все подробности

На международном автобусном салоне Busworld Russia 2016 Группа ГАЗ презентовала новые модели маршрутных микроавтобусов
Алексей Кованов

Первый автобус на базе «Газели» строили (притом не завод, а фирмы-доработчики) по простейшему рецепту: в цельнометаллический фургон врезали стёкла да установили сиденья. Всё! На долгие годы название «Газель» станет синонимом словосочетания «маршрутное такси». Но только из-за своей дешевизны, так как кузов плохо сопротивлялся коррозии, двигатель перегревался, а сдвижная дверь доставляла массу проблем. А когда владельцы самовольно увеличивали количество кресел, переставало хватать возможностей штатных тормозов.

Пока пришла очередь первой серьезной модернизации (частично оцинкованный кузов, дизельный двигатель и т.д.), когда «Газели» приобрели приставку «Бизнес», газовские автобусы (на фото) успели подрастерять популярность: перевозчики предпочитали покупать базовые версии фургонов-иномарок и заказывать доработчикам врезку стёкол и установку сидений. Получалось сердито и тряско, но достаточно дёшево, а главное — такие машины оказались сравнительно надёжными.

В 2013 году новое поколение пассажирских «Газелей» создали по технологии «больших автобусов», смонтировав на усиленное шасси только появившейся «Газели-Next» стальной каркас, на который навесили панели из оцинкованной стали и пластика. Другой признак «настоящего автобуса» — распашная дверь, оснащённая электроприводом. Машина, что называется, «пошла»: во многих городах именно газовские «каркасники» стали основной парка маршруток.

Каркасно-панельные автобусы продолжат пользоваться популярностью среди тех, кто обслуживает городские и пригородные маршруты. Но не предложить цельнометаллический автобус газовцы просто не могли, иначе такие машины из фургонов начали бы «кроить» кустари. Тем более, что «автобус» вовсе не означает «маршрутка»: для междугородних и корпоративных перевозок «цельный металл» подходит несравнимо лучше.

Если сравнивать каркасно-панельный (белый спарва) и цельнометаллический (белый слева) автобусы, то последний, конечно, проигрывает из-за меньшей площади остекления и вместимости (17 человек против 19). Но высота салона — те же 190 см. Плюс имеются такие доселе невиданные для «Газелей» вещи, как заводской электропривод сдвижной двери и автоматически выдвигающаяся подножка. Ни дверь, ни подножка ломаться не должны — комплектующие делают именитые поставщики.

Технически новый автобус ничем не отличается от соплатформенного фургона по одной причине: в фургон сразу закладывали хорошую шумоизоляцию, усиленную раму, модернизированные коробку и мост, поскольку пассажирская версия разрабатывалась параллельно. А потому цельнометаллические машины получили оригинальную заднюю подвеску (схема взята от среднетоннажников): под пакетом рессор — подрессорник на резиновых буферах, а амортизаторы расположены поперёк хода. Получилось надёжно и мягко.

В отдаленных регионах, где наблюдается недостаток качественной солярки, оценят существование заводской битопливной модификации. Правда, отдача 2,7-литрового атмосферника серии EvoTech невелика: на пропан-бутане — 104,3 л.с. и 219 Н·м, на бензине — 109 л.с. и 220,5 Н·м. Впрочем, можно заказать и знакомый по другим «Некстам» 2,8-литровый 150-сильный турбодизель Cummins, либо чисто бензиновое исполнение «Эвотека».

В городском исполнении микроавтобус может вместить 17 пассажиров: 16 сидячих и одного стоячего, либо 14 сидячих и трое стоячих. Опросив клиентов, специалисты Группы ГАЗ определили, что именно такие планировки салона будут наиболее востребованы. При этом задачи «напихать максимальное количество кресел» не стояло вовсе — расстояние между рядами кресел сделано довольно приличным, а в версии «14+3+1» можно перевозить даже полноразмерную детскую коляску.

На рынке сегодня представлено немало автобусов вместимостью около 20 человек. В чём плюсы новой «Газели»? Главное — цена на 30% ниже конкурентов (от 1,38 млн рублей за бензиновую версию и 1,51 млн за дизельную). Кроме того, газовцы хвалятся качественной формованной обивкой салона, недоступной для дешёвых иномарок. А ещё новинка имеет такую очень полезную для наших условий опцию, как блокировка межосевого дифференциала, — не повод для покупки, но приятно.

Напоследок — неожиданный бонус. 22 пассажира (от 10 до 13 сидячих и от 9 до 12 стоячих), низкий уровень пола, двустворчатая дверь, задняя пневматическая подвеска, мост увеличенной грузоподъемности и усиленная рама. Тормозная система — с дисковыми тормозными механизмами на всех колёсах. Если потребителей заинтересуют такие каркасно-панельные автобусы, Группа ГАЗ начнет их производство. А пока стильная новинка (прежний «каркасник» смотрится погрубее) носит статус концепта.

А вот одна из премьер осталась фактически незамеченной публикой. Это — усиленное шасси, рассчитанное на «тяжёлую версию» Газели-Next полной массой 4,6 тонны. Модернизированная рама имеет дополнительные поперечины, в заднем мосту — полуоси повышенной прочности. (Именно на этой «тележке» базируется вышеупомянутый 22-местный автобус-концепт). Серийные грузовики на таких шасси должны появиться до конца следующего года.