Недавно передо мной в очереди в регистрационном отделении ГИБДД «развернули» мужчину с формулировкой: «Мы не можем поставить автомобиль на учёт, так как на него наложены ограничения на регистрационные действия. Езжайте к приставам и разбирайтесь». Такое бывает, если вы купили машину, которая находится под обременением — сделать это может как суд в ходе судебного производства, либо Федеральная служба судебных приставов (ФССП), когда вынесенный судебный акт вступил в законную силу.
Что же делать в этих случаях?
В первую очередь, запасаться терпением — предстоит либо побегать по инстанциям, либо отстаивать свои интересы в суде. По статье 460 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
Простыми словами, в любом договоре купли-продажи (ДКП) желательно наличие пункта, согласно которому продавец гарантирует, что транспортное средство (ТС) не заложено, не находится в споре, под арестом, не обременено правами третьих лиц. Разумеется, за исключением тех случаев, когда покупатель осведомлён об этих обременениях. Но что, если продавец скрывает факты? Можно ли об этом узнать ещё до подписания ДКП?
Можно, но, к сожалению, полученная информация не гарантирует на 100% беспроблемный итог сделки. В первую очередь, проверить автомобиль можно через интернет-сайты «Автокод» (только для машин, зарегистрированных в Москве и Московской области) и ГИБДД. Кроме того, есть такая возможность и на сайте ФССП, но там нужно вносить данные не автомобиля, а его текущего собственника. Видите там непогашенную задолженность? С большой долей вероятности, на принадлежащий ему автомобиль наложены ограничения.
Разумеется, на чистосердечное признание можно не рассчитывать, да и продавец может сам об этом не знать (на доставку уведомлений ФССП нужно время), так что, по сути, от покупки такого автомобиля не застрахован никто. Поэтому, если вы уже его купили и при попытке поставить его на учёт вас развернули в ГИБДД, то варианта тут два.
Первый — ехать в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и выяснять, почему на данное ТС наложен запрет (часто бывает так, что данные от ФССП попадают в базу ГИБДД с опозданием). Пугаться сразу не стоит — ФССП может наложить ограничения на регистрационные действия банально из-за неоплаченного предыдущим собственником штрафа ГИБДД или из-за задолженности по транспортному налогу. Но даже при оплате штрафа приставы не торопятся самостоятельно снимать запрет — иногда этот процесс может растянуться на несколько месяцев.
Поэтому после оплаты задолженности (разумеется, это должен делать предыдущий собственник) лучше сразу приехать в ФССП и предоставить им подтверждение. Обычно приставы сразу убирают ограничения из базы и достаточно просто подождать, пока эта информация попадёт в базу ГИБДД.
Покупать ТС следует исключительно у собственника, а не у его друга, брата, свата. Внимательно проверяйте паспортные данные на соответствие с регистрационными документами на автомобиль и ПТС. Если продавец действует по нотариальной доверенности от собственника, нужно проверить её на действительность. Следует позвонить нотариусу, выдавшему документ (его данные указаны в конце доверенности) и спросить о действительности и актуальности, так как она может быть отменена. В таком случае сделка может быть признана недействительной, и покупатель рискует остаться как без денег, так и без автомобиля! Наконец, в ДКП нужно указывать реальную стоимость покупаемого автомобиля. Покупателя это ни к чему не обязывает в плане налоговых органов, а аргумент продавца «не платить налог» — должен насторожить. Как минимум, это его проблемы, а не покупателя
Второй путь — связываться с продавцом для возврата ТС и возмещения денежных средств. Отказывается? Значит, идти в суд. Но тут есть нюанс — добровольно или по решению суда вернут вам только ту сумму, что указана в ДКП! Поэтому любители занизить стоимость автоматически попадают в невыгодную ситуацию. Более того, вернуть вам деньги ответчик может не сразу — каждый месяц из его дохода будет удерживаться до 50%.
Этим активно пользуются мошенники. Например, ранее была очень популярна сумма 120 тысяч рублей (максимальный налоговый вычет на движимое имущество). Сейчас она составляет 250 тысяч рублей. Продавец попросит: «Давайте напишем 200 тысяч, а то я не хочу платить налог». И, конечно же, торопит вас с принятием решения: «Да у меня уже очередь стоит!». Вы соглашаетесь и попадаете под удар.
Во-первых, тем самым вы лишаете себя возможности продать автомобиль в дальнейшем за реальную сумму (например, если сдаёте его в отдел трейд-ин официального дилера) — придётся заплатить налог с прибыли после имущественного налогового вычета. Во-вторых, в случае разбирательства и положительного решения суда рассчитывать придётся лишь на указанную сумму. Поэтому не соглашайтесь на покупку, если продавец настаивает на заниженной стоимости! Это тут же отобьёт желание у мошенников.
А если транспортное средство заложено?
Ситуация с залоговым имуществом тоже интересная. В 2014 году был создан реестр залогового имущества Федеральной Нотариальной Палаты (ФНП), доступ к которому имеет любой желающий — можно проверить, находится ли ТС в залоге. Так вот, согласно статьи 353 ГК РФ, залоговые обязательства (читайте — невыплаченный кредит за авто) переходят на нового собственника ТС. Да, его поставят на учёт в ГИБДД, а счастливый новоиспечённый владелец будет ездить некоторое время, пока банк не потребует вернуть заложенный автомобиль (статья 334 ГК РФ). И в конечном итоге требования эти он предъявит именно вам.
Разумеется, с круглыми глазами вы обратитесь к прежнему владельцу. И дальше вам предстоит возмещать сумму, указанную в ДКП, с него — в суде или добровольно, как повезёт. Поэтому перед покупкой любого ТС зайдите на сайт реестра ФНП и проверьте, числится ли там данное ТС (для этого достаточно внести VIN). Да, банки не обязаны вносить туда информацию о кредитных автомобилях — из нескольких проверенных нами по реестру ФНП машин в списке оказалась лишь одна. Но, если новый собственник не мог знать и не должен был знать о том, что ТС находится в залоговом реестре — например, если запись не была туда внесена или появилась там после даты совершения сделки — то залог прекращается (статья 352 ГК РФ), и банк не имеет права предъявлять вам претензии.
Конечно, банк будет упирать на то, что вы не проверили, заложено ли ТС, или даже знали об этом. Поэтому для гарантии лучше поехать к любому нотариусу и взять заверенную выписку из реестра. Пусть за это придётся заплатить, но к вам не будет никаких претензий со стороны банка. Увы, если вы невнимательно прочитали ДКП, в котором был пункт, что ТС является предметом залога, то все обязательства перед залогодержателем ложатся на ваши плечи.
Советы юриста
- Покупайте ТС у его собственника и внимательно сверяйте паспортные данные в договоре купли-продажи.
- Если ТС продаётся по нотариальной доверенности, уточните у нотариуса, действительна ли она на момент заключения сделки (она может быть отозвана до указанного в ней срока)
- Указывайте реальную стоимость ТС в договоре купли-продажи. Проблемы продавца с налоговыми органами вас не касаются.
- Если продавец настаивает на заниженной сумме, то, как правило, это мошенники. Помните, что даже по суду вам выплатят только ту сумму, которая указана в ДКП.
- Проверяйте ТС до заключения сделки по всем доступным онлайн-сервисам: «Автокоду», сайту ГИБДД, сайту ФССП и залоговому реестру ФНП.
- Уточняйте информацию по реестру ФНП — особенно это касается «свежих» и дорогих автомобилей. А лучше всего взять нотариально заверенную выписку из ФНП о том, что ТС не заложено
- Внимательно читайте ДКП на предмет пунктов о наличии каких-либо обременений, наложенных на ТС