Нужно смириться — в 2016 году российский авторынок вернется на 10 лет назад. Казалось бы, еще совсем недавно у нас продавалось в год почти 3 млн машин, а все рассуждали о том, что скоро Россия обгонит Германию и выйдет на первое место в Европе. Крупнейшие автопроизводители строили свои предприятия и искали свободные площадки для сборки. Но сейчас производственные мощности российских автозаводов загружены всего на 40% (даже конвейеры «АвтоВАЗа» заняты только на 47%).
На этом фоне никто не ждал каких-то прорывов от результатов продаж в августе. Но все же цифра падения в 18% по сравнению с кризисным прошлым годом разочаровала многих.
Август оказался не способен прервать отрицательный тренд в динамике продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, который мы наблюдали в последние месяцы. Однако необходимо помнить, что в прошлом году продажи августа были поддержаны скачками валютного курса, стимулирующими клиентов ускорить покупку автомобиля. Такого не случилось в этом году, что плохо для статистики прошедшего месяца, но хорошо для продаж ближайшего будущего, так как спрос не был деформирован валютным курсом.
У кого-то плюс, а у других — провал
Всего было продано 113 749 автомобилей, из которых почти 21 тысяча пришлась на марку Lada — последняя, несмотря на все сложности, сумела даже увеличить продажи по сравнению с прошлым годом (+4% в августе, хотя в годовом исчислении Волжский автозавод имеет пока минус 8%). И спасибо за это надо сказать Vesta и самой популярной вазовской модели — Granta. Кстати, среди «плюсовых» компаний еще можно отметить чешскую Skoda, которая увеличила продажи в августе на 6%.
Самой популярной Skoda стал Rapid. По итогам прошедшего месяца продажи модели выросли на 36% и составили 2 167 автомобилей. На втором месте Octavia (1851 шт.), на третьем — Yeti (484 шт.).
Кроме того, относительно неплохо чувствует себя УАЗ (плюс 3% по итогам августа и +1% за 8 месяцев 2016 года), Mercedes-Benz (+1% за август, но пока -13% по итогам года) и китайский Lifan. Последняя компания вообще рекордсмен — по итогам года она смогла увеличить продажи сразу на 40% (в августе рост скромный — всего 2%, — но он есть). Неплохо идут дела и у Jaguar — благодаря кроссоверу F-Pace сразу плюс 73% за 8 месяцев.
А вот подавляющее большинство крупных игроков демонстрируют падение (обычно от 5 до 20%). Хотя есть марки, которые пережили август хуже рынка. Например, Ford потерял сразу 24%, хотя последнее время эта компания демонстрировала весьма уверенное восстановление позиций. Но у Nissan дела еще хуже — минус 30%. Причем это не случайность, а устойчивый тренд — по итогам 8 месяцев у «Ниссана» уже минус 27%. Но это еще цветочки. Mazda показала минус 31%, Mitsubishi минус 59%, Subaru минус 48%, а Peugeot — минус 61% (данные за август, хотя и по итогам года все эти компании падают очень прилично).
Rio стал лидером
В последние два месяца самым популярным автомобилем на рынке был Hyundai Solaris. Однако в августе появился новый лидер — Kia Rio (кстати, вторым по популярности Kia стал новый Sportage). И все идет к тому, что Rio сможет побороться за лидерство по итогам года! Ну а на четвертом месте (после Solaris и Granta) оказалась Lada Vesta. Флагман российского автопрома сейчас продается лучше, чем Volkswagen Polo или Renault Duster.
Еще одним сюрпризом августа стало шестое место нового кроссовера Hyundai Creta, которая только недавно появилась на рынке — согласно статистике АЕБ, речь идет о 3 479 «Кретах». Однако нужно учитывать, что АЕБ считает не количество проданных, а лишь число отправленных дилерам машин. А «Крета», которую совсем недавно начали выпускать на заводе в Санкт-Петербурге, как раз в августе стали доставлять в регионы страны.
Ну а наиболее дорогим автомобилем из 25 самых популярных в стране в августе 2016 года стал внедорожник Toyota Land Cruiser Prado — 18 место. То есть «Прадо» продавался в России лучше, чем Lada XRAY, UAZ Patriot, Nissan Qashqai или Mazda CX-5!
Полюбили секонд-хенд
Какие прогнозы? Увы, но ничего хорошего ждать не стоит. Многие экономисты говорят, что после выборов рубль может опять стать нестабильным, что отрицательно скажется на перспективах роста рынка. Да и цены на машины неуклонно растут. По данным агентства «Автостат», только за 7 месяцев этого года средневзвешенная цена машины в стране выросла на 18%. При этом не надо забывать о подорожании продуктов, ЖКХ и далее по списку. Все это говорит о том, что машины с каждым днем становятся все менее доступными для большинства россиян. Хотя ходить пешком наши сограждане все равно не хотят — если рынок новых авто падает, то секонд-хенд растет!
И все же мы верим, что дно достигнуто и снизу больше не постучат. «На данный момент рынок перестал проседать ниже исторического дна, достигнутого в 2009 году», — с оптимизмом говорит Йорг Шрайбер. Надеемся, что этот оптимизм основан не на пустом месте.