Джимхана
Бестолковая абракадабра? Заклинание? Загадочное слово джимхана разлетелось по тусовкам после ошеломительного успеха видеороликов Кена Блока. Но американский раллист в этой дисциплине был далеко не первым. Своя джимхана существовала даже в... СССР! А зародились эти гонки еще в ту пору, когда и машин-то на свете не было. Английские аристократы назвали джимханой соревнования наездников на трассе с препятствиями. Термин же позаимствовали из языка хинди, в котором он означает «место для состязаний».
По большому счету, автомобильная джимхана — это разновидность слалома, «фигурки», в ряде стран также называемого «моторханой» или «автотестом». Суть одна. Участникам предлагается по очереди за ограниченное время пройти насыщенную упражнениями трассу: «змейки», повороты, «восьмерки», «шпильки», «бублики» да хоть заезд в гараж задним ходом. Кто справился быстрее и проехал точнее, не выйдя за границы обозначенного коридора, — тот и победил. Иными словами, устроить джимхану можно на обычной асфальтовой площадке с конусами, выпустив на трассу совершенно стандартный автомобиль. Чем и занимались советские таксисты и автолюбители на соревнованиях по автомногоборью.
Хотя, конечно, многомиллионные просмотры роликов Кена Блока говорят о том, что медлительные «Волги» и «Жигули» меркнут на фоне эффектной езды гоночных Subaru Impreza или Ford Fiesta. Ведь современная скоростная джимхана — это и дрифт, и ралли-кросс, и кольцо. Весь техничный автоспорт в одном флаконе.
Каждый ролик про джимхану — маленькое кино. На разработку сценария, переговоры и прочие формальности обычно уходит до полугода. А съемки, если все идет по плану, продолжаются около четырех дней. За это время мы уничтожаем в среднем 30-40 покрышек. Экшн-камеры — тоже расходный материал. Например, при создании «Джимханы 5» погибло порядка 15 камер
Спринт кар
Трасса соревнований Sprint car, весьма популярных в США, Канаде, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, — ипподром, на котором гоняются тысячи лошадей разом. Трек представляет собой профилированный грунтовый овал, мощность каждого болида, чем-то напоминающего багги, — от 600 до 1100 сил. Число участников доходит до трех десятков.
Половину времени машина проводит в глубоком заносе, а другую — предлагает пилоту совладать с инфернальной динамикой на короткой прямой. Это чертовски непросто, так как многолитровые атмосферные V8 на метаноле очень мощные, а весит автомобильчик всего около полутонны.
«У меня был шанс поводить это чудище. Сидя за рулём, пилот состоит из прямых углов: согнутый на 90 градусов в коленях, в пояснице, руках. Руль огромный и вертикальный, обзорность — условная. Старт в гонках дается с ходу, так как двигатель запускается только “с толкача” — для этого болид разгоняется сзади специальным пикапом с силовым бампером. Момент, когда мотор завелся, не прозеваете — будет эпически громко. Чтобы быстро и правильно мчать на “спринт каре”, нужно забыть обо всех известных рефлексах. Даже (и особенно) если вы гонщик. Потому что у этой машины нет тормозов на внешнем переднем колесе, а диаметр заднего внутреннего меньше, чем заднего внешнего! Первая особенность позволяет инициировать занос на дуге, а вторая — лучше поворачивать в отсутствие дифференциала. Строптивая штука, даже если не нажимать газ более чем до половины. А если прожать в пол... ну, вы поняли. И это я был на треке один. Как только представлю вокруг себя десятки соперников — холодный пот становится ледяным», — рассказал Дмитрий Ласьков, редактор «Авто Mail.Ru».
Дрифт
Так называют вид автоспорта, в котором заднеприводные автомобили со скольжением задней оси проходят трассу в соответствии с заданием судей. В России дрифт появился недавно и сразу стал популярным, поскольку в СССР ничего столь эффектного не проводилось.
Парные заезды длятся чуть меньше минуты, времени на раскачку у гонщиков нет, поэтому напряжение на трассе быстро достигает предела — зрители замирают при движении двух автомобилей боком. Во главу угла ставится зрелищность и близкое скольжение рядом с соперником.
Никаких сложных делений на классы, как в классическом автоспорте (кольцо, ралли), в дрифте нет! Класс один — с самыми разнообразными машинами: здесь нет «обычных» гоночных Volkswagen Polo или вазовских «Калин» со скромными моторами. В дрифте — 500-сильные Lexus, Nissan, Toyota, которые извергают облака дыма, буксуя задними колесами. Даже старенькая Toyota Corolla KE70 начинает вызывать интерес, когда под капотом у нее четырехлитровый двигатель V8 (280 л.с.), механическая коробка передач от спорткара Toyota Supra, а масса снижена до 900 кг.
Я пошел в дрифт, имея опыт в кольцевых и ледовых соревнованиях, — хотелось победить страх заноса. С фобией справился, и затянуло. Никаких регламентных ограничений в дрифте нет. Любые двигатели, трансмиссии и конфигурации подвески — ставь, что есть под рукой. Но главное — атмосфера праздника и шоу. Дрифт — это то, чем автоспорт был в безумных 70-х годах!
FMX или фристайл
Соревнования по мотокроссу подразумевают прыжки — длинные и высокие. А почему бы полеты не использовать для демонстрации трюков? Так решили американские байкеры, придумав в 90-х новый вид соревнований — мотофристайл.
Сегодня Freestyle motocross (FMX) имеет несколько разновидностей. Тут и битва за самый высокий прыжок, и самый зрелищный трюк, и даже выступление с программой, когда за отведенное время надо выполнить больше разнообразных пируэтов, как в фигурном катании на льду. В любом случае все это проводится на компактной и удобной для зрителей площадке. Вот только основное действо происходит в воздухе, а не на земле.
В этой дисциплине нет ни одной мелочи, от которой бы меня не трясло (в хорошем смысле слова). Бескомпромиссность здесь основной момент, ты постоянно бросаешь вызов — и, в первую очередь, самому себе. Здесь нельзя попробовать чуть-чуть: либо ты это делаешь и отдаешься полностью, либо не делаешь совсем.
Стантрайдинг
В FMX трюкачи летают, а в стантрайдинге если и отрываются от земли, то сохраняют точку опоры. Зато крутятся вокруг нее в самых разнообразных вариациях. Главное в этой дисциплине опять же зрелищность и сложность программы, но финты совершенно другие и техника отличается. Если фристайлеры отдают предпочтение непробиваемым кроссовым мотоциклам, то стантрайдеры обычно используют мощные спортбайки (хотя квадрики и прочая техника тоже встречаются). Ведь прыгать с трамплинов тут не требуется — соревнования проводят на ровных площадках. Что, кстати, и подстегнуло популярность стантрайдинга: для тренировок по акробатике подходит чуть ли не любая парковка.
Стантрайдинг — это моя страсть! Неотъемлемая составляющая жизни и возможность выражения себя как спортсмена, каскадера и артиста. Мастерское владение мотоциклом, скорость, головокружительные трюки — все это вызывает у зрителей самые яркие эмоции и заставляет их сердца биться чаще!