Для проверки состояния автомобиля достаточно приехать в профильный сервис и провести диагностику. Но как не нарваться на угнанную или арестованную машину и не тратить время на просмотр «левых» предложений, когда перекупщики завлекают ценами?
![](https://resizer.mail.ru/p/2b429b8a-751c-5684-8cfa-f2466fae9487/AQABpF8VByYhaDL6t716pJWcLiHitmLvROvQNci-w0CDjNAN68uQiUqnQJNOX19zuTITDw2mX0S6jfLtJ1oOx8NE764.jpg)
1. Отсекаем «левые» объявления
Видите «вкусный» вариант по сильно заниженной цене? Не думайте, что вам повезло! Это мошенники, которые наживаются на вашем стремлении урвать побыстрее классную машину. В лучшем случае продавец просто не возьмёт трубку или по стандартной схеме попробует стрясти с вас копеечку: «Я сейчас нахожусь в области, но еду к месту осмотра. Вы уже не одни, я продаю срочно по заниженной цене, но можете забронировать автомобиль, если переведёте 5-10 тысяч на карточку».
![](https://resizer.mail.ru/p/d9a31727-f61b-5758-be33-3de4dc6d4b7a/AQABo_g6Er331zQy4h-uUB5cETLMGDx1oVvtuK1IElxVkq-LZ1cCTpbZY93HEzyyInWEsoRGgpsSqpXJDrIzJ41eGkg.jpg)
К счастью, в последнее время такие объявления практически не попадаются — во-первых, они проходят премодерацию до публикации, во-вторых, после привязки к объявлению VIN мошенникам стало гораздо сложнее. Если вписать неправильный VIN (или номер кузова в случае с японскими праворульными машинами), то в объявлении тут же появится пометка «Указанный VIN не найден». Иногда это бывает следствием ошибки в базах, но в случае с массовыми машинами это должно насторожить. Зачем связываться с непонятным продавцом?
2. Обращаем внимание на добросовестных продавцов
В последние месяцы крупные интернет-площадки по продаже автомобилей начали «прикручивать» сервисы прямо к объявлениям. Зелёная пометка «VIN проверен» означает, что продаваемая машина как минимум не находится в залоге и соответствует заявленным данным — марка, модель, двигатель и его мощность, год выпуска. Разумеется, для этого продавец обязательно должен указать настоящий VIN и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
![](https://resizer.mail.ru/p/2f897244-a323-5f2d-b0d5-93f88346caf5/AQABe4UKRZYRZUAAMC1GYxa9dKqCRkWDAH_70AKiK3EIul6Eb5D0a0Kq4M9zWgIpR_fwuVg2vIpPDcK1knMtjtMDSL4.jpg)
Впрочем, бывает и так, что внесённые данные не соответствуют реальным, или машина находится в залоге (по причине, например, неоплаченных штрафов). Всё это тоже отмечается в отчёте, как и количество собственников с датами начала и окончания владения, сведения о ДТП. Если автомобиль уже продавался ранее на том же сайте, то за дополнительную плату можно посмотреть прежние объявления — например, там может быть пробег больше, чем сейчас.
![](https://resizer.mail.ru/p/95b17439-22cb-57c0-8430-3111e20a7281/AQABevs7aTRzxen3Q6G8agsabCNQKa1DpsY_cd44ohJm2EdbYlRDLWwd2qgNwJhldE6eYtvYJzOKVn3VOwtq2i9skAs.jpg)
Наконец, можно заплатить за подробный отчёт, который предоставляет сервис «Автотека» — там можно узнать всё вплоть до того, что ремонтировалось с обращением в страховые компании.
3. Бумажная проверка
Допустим, вы посмотрели объявление, ознакомили с кратким отчётом по VIN (или заказали полный) и договорились о встрече. Не спешите оформлять сделку. В первую очередь нужно проверить все документы — паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). К слову, если ПТС у автомобиля уже не первый — это вовсе не повод бить тревогу и отказываться от машины. Часто бывает так, что даже у трёхлетних экземпляров оригинальный ПТС может быть заполнен штампами дилеров, да и владелец обязан обращаться в ГИБДД при смене места жительства или фамилии, что также влечёт за собой дополнительные записи в ПТС.
![](https://resizer.mail.ru/p/24171063-a6db-5bcb-bfca-f47bce70ceac/AQABplZp6kLlQFWhJujudk4B8_MpfgKAylD4jGyiq2nNe6nIVhqOnMMg1-W3OLzXSDWfFDeyAmC3Mvyqwi6K7Chx1V8.jpg)
В любом случае, спросите копию оригинального ПТС — если с машиной всё «чисто», то, скорее всего, кто-то из прежних владельцев таковую сделал. Впрочем, скоро ценность оригинальных ПТС сведётся к нулю, ибо уже введены в оборот электронные ПТС (пока, правда, ЭПТС выдают только некоторые производители на новые автомобили). Кроме того, если от продавца вы узнаете, что машина была в кредите, но он погашен, попросите справку из банка.
Нужно внимательно сверить все данные в ПТС и СТС, после чего найти на кузове таблички с VIN. Где они находятся? Это лучше заранее узнать в Интернете, чтобы не рыскать по всей машине. Интересно, что многие производители ставят табличку с VIN на «телевизор» — рамку впереди моторного отсека. Это значит, что риск потерять или деформировать её при ДТП — максимальный. Не видите её или она испорчена? Лучше отказаться от покупки, иначе предстоит долгая и муторная процедура прохождения экспертизы и последующей «легализации» автомобиля.
Не будет лишней и сервисная книжка — её отсутствие у свежего автомобиля тут же наводит на сомнения, что он обслуживался должным образом, а пробег соответствует заявленному. Разумеется, сама по себе она ничего не гарантирует, но можно связаться с дилерскими центрами, проводившими ТО (они указаны в книжке), и уточнить, действительно ли они принимали данную машину в ремонт.
4. Интернет-сервисы
Проверить машину можно, не выходя из дома — достаточно попросить продавца прислать вам VIN и номер свидетельства о регистрации. Дальше вбиваете их в «Автокод» и получаете информацию о количестве собственников, страховых случаях, ДТП и наложенных на машину ограничениях. Однако есть нюанс — «Автокод» предоставляет данные только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области!
![](https://resizer.mail.ru/p/fa39e278-5d81-5726-852c-1375ce92c216/AQABrJ_DVS_LzPdReWZPItZ0dCyDXx0hdS-QQAF5I8OD5_eyLT2wXl6z21CSkYV6TJggazheV1nVodr2FI3d-xMiiRA.jpg)
Как быть автолюбителям из других регионов? Аналогичный сервис предоставляет ГИБДД — на сайте можно вбить VIN и уточнить данные по регистрационным действиям, количеству ДТП и прочую информацию. Причём на сайте ГИБДД, в отличие от «Автокода», даже не нужно быть зарегистрированным пользователем. Но и тут не обошлось без неприятного нюанса — база без нареканий выдаёт количество владельцев и даты предыдущих постановок на учёт, но показывает только те ДТП, которые произошли с 2015 года, хотя «Автокод» имеет данные и по более ранним событиям. К тому же, как мы писали в январе, даже эта проверка не застрахует вас от покупки автомобиля с невыплаченным за него кредитом.
Есть и частные сервисы, причём там за отчёты придётся платить! Суммы разные и немаленькие — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, поэтому решили проверили, насколько достоверную информацию они предоставляют. Результаты оказались неубедительными, так что не тратьте лишние деньги — как показала практика, достаточно ознакомиться с историей размещения на Auto.ru и заказать отчёт на «Автотеке».
5. Доверять ли автосалонам?
![](https://resizer.mail.ru/p/fa2a9428-9d62-5781-8536-944b5c10433a/AQABbBK-wl_7gXBuQtTZ6HU0HnlH-wOPyz4mDuTd6bNhS4fUcyGwM_OR4HWRMBQ7jTQuxQxClRiYABLHf3FEORTBUvk.jpg)
Под автосалонами мы понимаем не многочисленные лавки мошенников, наживающихся на приезжих из других регионов и «впаривающих» им автомобили с дикой комиссией (бегите от таких, как от огня), а отделы трейд-ин официальных дилеров. Наша практика показывает, что их услугами можно пользоваться.
Во-первых, перед тем, как выкупить автомобиль в зачёт нового, представители автосалона точно так же проверяют машину по всем возможным базам данных (зачем им «висяк» в виде автомобиля с запретом на регистрационные действия или в залоге?). Во-вторых, они проводят диагностику машины. Но есть и жирный минус. Результаты диагностики потенциальному покупателю они предоставлять не обязаны, так что о техническом состоянии придётся только догадываться. Бывает, что менеджеры рассказывают о «косяках», но делают это неохотно, поэтому можно попробовать «подбодрить» их требованием внести в договор пункт о том, что дилер продаёт автомобиль в исправном состоянии, без окрашенных элементов кузова и т.д. (на случай поломки сразу после покупки). Разумеется, они этого не сделают, но информации дадут больше.
![](https://resizer.mail.ru/p/db41fea3-95d2-59c8-9b71-9efb57140cae/AQABBCoF0Y1rT5enri0P6lA7_n-_a9Jmjk7VJc9p7nDYdoE0GGQ8vBZChGmc_b3w8s6-qMW4gXiBsk8SmMYW9bZfC38.jpg)
Если вы интересуетесь автомобилем профильной марки (например, покупаете подержанный BMW в отделе трейд-ин официального дилера BMW), то можно рассчитывать на более глубокую диагностику с использованием фирменного программного обеспечения — как минимум, считать данные по обслуживанию с ключа (электронная сервисная книжка) и получить информацию из многочисленных электронных блоков (во многих из них зашифрован и пробег автомобиля). Как узнать, что вы имеете дело с официальным дилером? Очень легко — свериться со списком на сайте производителя.
К тому же, это удобно — не нужно договариваться с «частником» о встрече, гнать автомобиль на диагностику и думать о том, как оформить сделку и рассчитаться за машину. Приехал в любое время в рамках часов работы салона, осмотрел машину, запустил процесс оформления, внёс деньги в кассу и через час уехал на авто. Изредка свою комиссию берут и «официалы», но, как правило, она невелика, и о ней предупреждают заранее. Главное — проверяйте наличие СТС, бывают случаи, когда некоторые трейд-ин отделы не отдают их, мотивируя это защитой предыдущих собственников от штрафов и «лишнего» транспортного налога (вам придётся сразу ехать ставить автомобиль на учёт на себя). Это незаконно и не отдать вам СТС они не имеют права. Более того, без СТС вы не можете управлять автомобилем!
![](https://resizer.mail.ru/p/d97060ae-7efa-5111-a091-4074785bbc66/AQABh8l8aWIhKsN3SomPQBiL2HzBD0eFMyekEPEmXJ6bMjhuYW8IXMNseUyzpZQVI95bPAQ89uU742Hdt2GNjTk-Ueo.jpg)
Увы, даже салоны официальных дилеров не гнушаются скручиванием пробегов, что иногда приводит к появлению глупых объявлений, где заявленный километраж оказывается сильно меньше того, что на приборном щитке — видимо, его фотографируют раньше, чем корректируют пробег. Конечно, узнать примерный пробег интересующего автомобиля для опытных людей не составит труда — на рынке существуют фирмы и специалисты, предлагающие услуги по подбору подержанных машин. И, если вы выбираете дорогую машину, то лучше обратиться к профессионалам.
Как видите, покупка подержанной машины в любом случае сопряжена с риском и необходимостью дополнительных проверок — как технического состояния, так и юридической «чистоты». И всегда есть вероятность, что купленный автомобиль окажется в залоге или с ограничениями на регистрационные действия. Катастрофа? Не совсем — в следующей публикации мы расскажем, что делать в таких случаях.
Несколько правил, которые нужно соблюдать
- Не ищите «халяву». Бесплатного сыра не бывает.
- Не связывайтесь с автосалонами, которые не относятся к официальным дилерам. Даже если вам продадут хороший автомобиль, заплатите вы за него больше, чем указано в объявлении. К тому же, именно у них чаще всего указанные данные (год выпуска и пробег) расходятся с реальностью.
- Обращайте внимание на объявления, проверенные «Автокодом», — положительная отметка означает, что продавец хотя бы вбил реальные данные. Если есть сертификат проверки, изучите его. Возможно, выявленные недостатки не критичны, а продавец снизит цену.
- Уделите 15 минут проверке документов и табличек с VIN на автомобиле.
- Проверяйте автомобиль по всем доступным онлайн-сервисам: «Автокоду», сайту ГИБДД, сервисам, привязанным к сайтам по продаже автомобилей.
- Обязательно сделайте запрос в залоговый реестр ФНП — лучше и через сайт, и доехать до нотариуса. Мы уже писали, чем грозит скоротечная покупка автомобиля в залоге.
- Всегда указывайте полную стоимость в договоре купли-продажи, так как в случае судебных разбирательств вы можете вернуть автомобиль, но и деньги получите обратно только объёме, указанном в ДКП. Если продавец настаивает на сильно меньшей сумме, мотивируя это возможными лишними вопросами со стороны Федеральной налоговой службы, лучше отказаться от покупки.