Ехал по воде и мотор заглох. Это плохо?
Порадовать вас нечем. Скорее всего, это гидроудар — смертельный приговор для двигателя. Ведь вода, в отличие от топливо-воздушной смеси, практически несжимаема. Когда вода через воздушный фильтр попадает в цилиндр, то происходит «Сталинград». Ремонт после гидроудара стоит очень дорого. Порой дешевле поставить новый двигатель, чем восстанавливать старый...
Внимание! Даже если есть полис каско, то рассчитывать на компенсацию при гидроударе бессмысленно! И это общая практика для всех страховых компаний.
Если говорить о РЕСО-Гарантии, то в случае с гидроударом все однозначно. Согласно нашим правилам, не являются страховыми рисками, если иное прямо не предусмотрено договором страхования, поломка, отказ, выход из строя деталей, узлов и агрегатов Застрахованного ТС в результате его эксплуатации, в том числе вследствие попадания во внутренние полости агрегатов посторонних предметов и веществ (гидроудар).
Теоретически можно проговорить страховую защиту от гидроудара. «Такой момент индивидуально рассматривается с клиентом, и стоимость полиса в таком случае может вырасти на 10-30%», — пояснил нам Виталий Савельев, руководитель прямых продаж компании «Реймерс Иншуранс».
Чем еще опасна вода?
Внутри машины воды быть не должно. Иначе она проникает в скрытые полости, портит электронные датчики и проводку, наносит ущерб обшивке салона. В машине появляется плесень, неприятный запах гнили, начинает глючить электроника, кузов ржавеет. Серьезного «утопленника» самостоятельно починить практически нереально — часто даже на сервисах опасаются связываться с такими машинами. Ведь работы много, а результат неясен. Кстати, в Европе и США страховые компании «утопленников», как правило, вообще не восстанавливают.
Можно по ОСАГО что-то получить?
Нет, ОСАГО — это страхование вашей гражданской ответственности перед третьими лицами (если вы в кого-то врежетесь, то пострадавшему компенсируют ущерб, однако вы ничего не получите). К потопу ОСАГО не имеет никакого отношения.
А если есть каско?
При наличии полиса каско (да и то не всякого) можно надеяться на компенсацию. Но для ее получения нужно сделать несколько шагов:
- Не заводить двигатель! И никуда не уезжать даже на эвакуаторе. Мало того, лучше всего обесточить машину — снимите клеммы с аккумулятора.
- Позвонить в страховую компанию. Кроме того, вызовите независимого эксперта, который оценит ущерб и зафиксирует затопление.
- Вызвать участкового, который зафиксирует затопление автомобиля. Без справки от последнего вам могут отказать в выплате!
- Провести фотосъемку со всех ракурсов, в кадр должен попадать не только сам автомобиль, но и «окружающий мир»: деревья, дорожные указатели, разметка и пр.
- Получить справку, что был сильный дождь (часто ее берут сами страховщики, но лучше иметь свою, на всякий случай). В Москве такую справку дают в ФГБУ «Центральное УГМС» (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»). Тел. 8-(495)-684-83-99, 8-(495)-684-59-84, 8-(495)-684-83-88, электронная почта: moscgms-oak@mail.ru.
- Дождаться решения страховой компании о месте осмотра автомобиля — не исключено, что эксперт приедет на место затопления. Также нужно получить разрешение от страховщика на просушку машины — если с ней затянуть, то итоговый ущерб может быть гораздо выше.
Правда, страховщики пока не отмечают всплеска обращений по стихийным бедствиям.
По грозе, которая была 1,5 недели назад, у нас было только одно обращение. И то связано оно с тем, что на автомобиль упало дерево из-за сильного порыва ветра.
А если автомобиль затопило в подземном паркинге или на платной стоянке?
В этом случае шансы получить компенсацию есть даже при отсутствии каско, хотя юристы признаются — они минимальны. Ведь часто договоры составлены таким образом, что владелец стоянки не несет фактически никакой ответственности за состояние машины. Но побороться можно.
Вы обращаетесь к независимым экспертам, чтобы они просчитали стоимость восстановительного ремонта. Далее направляете досудебную претензию и прикладываете калькуляцию либо к администрации района, либо к хозяину частной подземной парковки. Именно они должны понести издержки. Дальше два исхода: либо вам все выплачивают, либо выдают письменный отказ. В последнем случае обращаться следует уже в суд.
У меня есть полис каско. Все в порядке?
Ну почти. Все зависит от договора. «Стихийные бедствия входят в страховку не каждого клиента. На сегодняшний день есть варианты страховки только от угона, либо от угона и тотальной гибели. По стоимости эти варианты отличаются от полного комплекта. “Стихийные бедствия”, как правило, входят в полный пакет, и его берут не все», — рассказал «Авто Mail.Ru» Виталий Савельев. Это подтверждают и другие эксперты рынка.
Подобные ситуации — веский повод обратить внимание на то, что написано в правилах страхования. Ведь если по ОСАГО условия идентичны для всех, то в случае с каско каждая компания самостоятельно определяет страховое покрытие.
Могут ли страховщики отказать в выплате по каско?
Увы, да. Во-первых — повторим еще раз — повреждения после гидроудара двигателя ремонтировать не будут (за редким исключением — например, если гидроудар произошел после ДТП). Во-вторых, недобросовестные страховые компании будут искать любую лазейку, лишь бы отказать в ремонте, ведь восстановление «утопленника» стоит дорого. Особенно когда речь идет о машинах премиальных марок, в которых полно всевозможной электроники.
Одна из причин отказа заключается в том, что, согласно ГОСТу, бывает аж семь видов дождя: изморось, моросящий, легкий, умеренный, интенсивный, сильный и ливень, которые отличаются по интенсивности, диаметру капель и скорости падения. Так вот — «ливень» относится, согласно ГОСТ 22.0.03-97, к «природным чрезвычайным ситуациям». И у недобросовестных страховщиков «чрезвычайные ситуации» могут не входить в список страховых случаев.
Надо внимательно смотреть в правилах страхования, что именно понимается под "Стихийными бедствиями". Град, например, не во всех компаниях покрывается.
Другим способом отказа от выплат может стать тот факт, что вы добровольно и осознанно въехали в зону подтопления и не предприняли все «разумные меры» для спасения автомобиля. Другими словами, вы должны были остановиться перед затопленной улицей, развернуться и поехать другим путем. Или пойти пешком.
Машину просушил, она работает. Можно расслабиться?
Если затопление было серьезным, то большинство специалистов советуют продавать автомобиль. Для «утопленников» характерно появление отложенных проблем — через год электроника может «заглючить», а в салоне появится плесень и вонь.
Скоро опять обещают дожди! Где машину парковать?
Если на вашей улице уже было подтопление (пусть и небольшое), то лучше всего автомобиль переставить куда-то в другое место. Лучше всего в многоярусный паркинг. Только не подземный! И ищите места повыше — увы, но это чуть ли не единственный совет, который можно дать в таком случае.
Кстати. Не дожидаясь нового дождя, нанесите визит на сервис и попросите мастеров проверить сливные отверстия, которые есть на кузове и под капотом. Часто они засоряются песком и грязью.
Что делать, если двор уходит под воду?
Нужно обратиться в управу района, префектуру округа, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства или Мосводосток. Или позвонить на горячую линию 8 (499) 264-96-81. Еще один вариант — вызвать аварийную бригаду Мосводостока (который и отвечает за ливневые стоки) по телефону: 8 (495) 657-87-03 или через портал «Наш город». За ликвидацию подтоплений в подземных переходах отвечает ГБУ «Гормост». Пожаловаться можно по круглосуточному телефону диспетчерской: 8 (495) 632-58-46 или по электронной почте: disp-gormost@dom.mos.ru.
Потерял в луже номер. Это плохо?
Это, как минимум, неприятно. Согласно действующему КоАП, за езду даже без одного регистрационного знака штраф составляет 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 1 до 3 мес. Поэтому если номер утонул, то надо делать дубликат. По счастью, это можно осуществить в любом регионе России — изготовлением номеров занимаются коммерческие структуры. При этом предъявлять машину на осмотр не нужно. Цена вопроса — 700-1500 рублей.
А что лучше делать вот в этом конкретном случае?
Водителям легковых автомобилей лучше было бы остановиться и заглушить двигатель. Ведь проезжающие мимо автобусы создают большую волну, которая резко увеличивает риск гидроудара. Помните — если у легковой модели вода дошла до порогов, то дальнейшее движение очень опасно.
Как вообще правильно ездить по лужам?
Все ответы в нашем видеоролике ниже. Пусть вас не смущает его название — все основные законы проезда брода действуют и на столичных улицах во время потопа.