И самое тревожное, что эксперты еще не понимают, когда же будет дно и начнется пусть медленное, но восстановление.
«Нравится нам это или нет, но в целом текущее состояние рынка далеко от того, чтобы по крайней мере стабилизироваться на скромном уровне прошлого года. Несмотря на устойчивые цены, большие скидки и сохранение поддержки со стороны правительства, основная проблема заключается в том, что на данный момент существует только ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможность потратить деньги на приобретение нового автомобиля», — заявил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.
Конечно, нотки оптимизма пытается излучать и он — все надежды на так называемый отложенный спрос. Ведь надо же когда-то будет людям менять нынешние машины на новые.
Долгосрочный спрос остаётся на высоком уровне и на самом деле даже увеличивается в связи с тем, что решение о покупке откладывается. Это лишь вопрос времени, когда указанный спрос реализуется. Однако все еще остаётся неясным, как долго нам придется ждать перемены ситуации в лучшую сторону.
И господин Шрайбер прав — рано или поздно менять машину придется. Однако статистика показывает, что в условиях кризиса россияне начинают переориентироваться не на новые модели, а на подержанные. Если по итогам 7 месяцев 2016 года общее падение рынка новых машин составило 14,4% (а в июле снижение было 16,6%), то на рынке секонд-хенд все прекрасно — плюс 11%.
Кстати, снижается спрос на наши машины не только внутри России (по данным АЕБ, «АвтоВАЗ» потерял за первые 7 месяцев этого года более 10%, хотя в июле продажи Lada и выросли на 4%). Падает спрос на собираемые в России автомобили и в других странах — по данным Федеральной таможенный службы, экспорт легковых машин снизился сразу на 31,7% по сравнению с прошлым годом (в страны дальнего зарубежья было отправлено всего 10,5 тыс. автомобилей, еще 22,9 тыс. было продано в странах СНГ). Скорее всего, в этом году из России будет экспортировано в общей сложности менее 70 тысяч машин! Для сравнения, в 2013 году мы продавали вдвое больше.
Тройка лидеров в общем зачете по итогам 7 месяцев следующая: Lada, которая почти в два раза опережает остальных преследователей, Kia и Hyundai. При этом Kia прочно закрепилась на втором месте, а вот к Hyundai, которая потеряла за 7 месяцев 18%, начинает постепенно подбираться Renault (минус 9%).
Однако во второй половине 2016 года ситуация может измениться — Hyundai начинает продажу своего маленького кроссовера Creta, который имеет неплохой потенциал для роста. По крайней мере, у Renault кроссовер Kaptur продается неплохо — модель сразу же заняла 18 место в списке самых популярных моделей (Kaptur сейчас продается лучше, чем, скажем, Lada Priora). При этом Kaptur пока не нанес ущерба «Дастеру» — продажи последней модели пока стабильны.
Еще в июле удивила Skoda — сразу плюс 12%, что в нынешних условиях воспринимается как огромный успех. Помимо «Шкоды», в лидирующей группе плюс смог показать только Mercedes-Benz, но и он увеличил продажи всего на 1%.
В личном зачете на первом месте закрепился Hyundai Solaris. И пусть по «американской» системе выборов он бы проиграл Kia Rio, однако по абсолютным цифрам «Солярис» лидирует — по итогам 7 месяцев за него «проголосовало» 53 834 человека. «Гранта» на втором месте с результатом 50 301 шт., причем она потеряла в 2016 году более 22 тысяч покупателей! Замыкает тройку Kia Rio с результатом 47 086. Однако нужно понимать — значительная часть потенциальных покупателей «Гранты» перешла на более дорогую Vesta, которая вышла на четвертое место в списке самых популярных моделей в России, опережая «Дастер» и «Поло».