Магадан — город контрастов. Человеку, который впервые попал сюда с «Большой земли», он может показаться депрессивным и угрюмым: серая, обшарпанная и побитая годами однотипная советская застройка, разбитые дороги, руины железобетонных конструкций, а фоном ко всему служит плачущее дождями серо-свинцовое небо. По-настоящему тепло здесь бывает лишь от силы месяц. О какой счастливой жизни можно говорить, если средняя зарплата составляет 30-35 тысяч рублей, а литр 92-го бензина стоит от 45 рублей (на колымской трассе цена переваливает за 50 рублей).
«Солнце сквозь щели туч...»
Но стоит первым лучам пробиться сквозь серую пелену, как видишь совсем другой Магадан. Теплый, дружелюбный, залитый солнцем, окруженный зелеными сопками и криками суетливых чаек. А праворульные машины? Самый настоящий передвижной музей на дорогах города, будто вернулся лет так на двадцать назад! А сколько здесь шикарно подготовленных внедорожников!
Пожалуй, самое ценное, что есть в людях, живущих здесь, на Севере, — это теплота, чувство дружеского локтя, ощущение поддержки. Они не подведут и не бросят в беде. За все это время, покуда мы здесь находились, меня все время поражало то, с какой готовностью люди «врубаются» в твои проблемы! Да-да, они именно «врубаются» — по-другому это не назовешь. Организовать встречу с мэром, найти сервис для замены масла и шин, подъехать к пяти утра и подвезти запчасти людям, которых ты знаешь всего пару часов, — да не вопрос, как говорится. Поэтому всем, с кем мы за это время успели подружиться в Магадане и Якутске, хочу передать низкий поклон. Спасибо большое за вашу теплоту, доброту и поддержку.
Старт дан!
1 июля 2016 года в 06 часов 10 минут утра возле стелы на въезде в город с надписью «Магадан» состоялся официальный старт. Наш путь — по трассе Р-504, федеральной трассе «Колыма». Автомобиль мы ведем посменно. Четкого графика у нас нет, но обычно Мариус ведет машину ночью, примерно с часа ночи до пяти утра. Далее за руль садится Райнер. Я, в свою очередь, получаюсь водителем на подхвате — как только Райнер устает, я его заменяю с утра и до поздней ночи, а Мариус в это время восстанавливает силы.
У Райнера в машине порядки как в армии — он у нас генерал всего и вся. Счет времени идет на секунды. Все остановки — максимум на 1-2 минуты. И только дозаправка может длиться чуть дольше. В этом плане дисциплина строгая: вышел из машины — сразу побежал к кассе. Прибежал обратно — быстро помыл фары и лобовое стекло и быстро сел обратно. Все движения заранее распланированы и отработаны.
Хоть на стенку лезь...
Сходства с армейским укладом добавляет дикая теснота в салоне. Во-первых, пассажирский отсек «зажат» каркасом безопасности. Во-вторых, вместо обычных мягких сидений здесь установлены жесткие спортивные «ковши». В-третьих, на переднюю панель навешано дополнительное оборудование вроде жесткой стойки под противоударный «лэптоп», двух навигаторов, секундомера Tag Heurer, «трипмастера» Monit, GPS-трекера спутникового телефона, а слева от пассажира, сидящего сзади, смонтировано запасное колесо на диске, иногда их бывает два.
А поверьте, что «гудьеровское» колесико размерности 275/65 R17 огромно. Над этими колесами смонтирован инструментальный ящик с полкой, а между ними прямо на колесах лежат наши личные вещи, вода, продукты и канистры с маслом.
Все делаем сидя
Любой здравый читатель спросит: а багажник вам на что? Но багажника у нас нет — по бокам установлены дополнительные 125-литровые топливные баки, посередине стоят еще два запасных колеса на дисках, домкрат — пришлось пожертвовать даже обшивкой задней двери, чтобы все это хозяйство поместилось. И вот в такой обстановке не то что прилечь, а повернуться невозможно!
Если у переднего кресла есть еще хоть какие-то регулировки, то заднее прикручено жестко в вертикальном положении, да еще и оснащено четырехточечными спортивными ремнями безопасности. В итоге даже спишь сидя. Ну почему бы не сделать экспедиционный багажник на крышу и перенести колеса туда? «Ухудшится развесовка по осям и увеличится расход топлива», — отрезает Райнер. Ну а как же спать тогда? «Я могу поспать даже сидя в кресле, опершись головой о каркас безопасности с мягкой обшивкой».
Я живу этими сумасшедшими проектами — такие вещи мало кто делает. Когда ты влюблен в то, что ты делаешь, когда ты живешь этим, когда ты ставишь грандиозные цели и осуществляешь их, все остальное становится настолько несущественным! Подумай сам: ты за неделю пересечешь весь континент? Ты ставишь мировой рекорд! Ты станешь одним из многих сотен миллионов людей кому выпал такой шанс! Неужели ты не придумаешь себе способа, как уснуть?
Сказ о Левше и о стальной блохе
Раз уж зашла речь о переделках, то расскажу вам еще одну небольшую историю, которая произошла в Москве, 15 июня, во время инспекционного тура, когда Райнер только-только въехал в Россию и держал свой путь на Магадан. В столице у него как раз подошел срок для замены масла и снятия первой пробы, которую должна была осуществить мобильная станция по замене масла, организованная компанией Lukoil (мы уже писали в прошлой статье, что по ходу нашего тура мы будем снимать пробы масла и отправлять их в лабораторию на исследование).
Но тут выяснилась одна маленькая проблемка — снизу у «Туарега» установлена столь мощная дюралевая защита, что снять ее быстро, лежа на земле, непросто. Поскольку времени было мало, то сняли мы ее на первом попавшемся сервисе и положили в багажник сопровождавшей машины (ибо в салон она просто не помещается физически). Соответственно, когда пришел черед ставить ее обратно, пришлось снова искать сервис. Таковой нашелся где-то на задворках улицы Вавилова. На часах — 20:00, большинство СТО в это время уже закрывается. Быстро объясняю сервисменам, что нужно сделать. Дело плевое — ребята соглашаются. Идет работа. Тут, вдруг, Райнер как выдаст: «А защиту выносных резервуаров амортизаторов под задним свесом можете сделать. Чтобы камни не перебили магистрали?». Механики оглядели бегло и сказали, что могут, но объем работ большой, так что, мол, приходите завтра. Райнер невозмутимо начинает семенить купюрами: «Мне нужно сегодня до 23:00. Я хорошо вам заплачу, только вы должны все успеть. Сколько Вам нужно денег: 2-3-5-10 тысяч?» Мужики ошалели. И тут закипела работа... Взял мастер по-божески — всего 2 тысячи рублей, но веселый Райнер накинул еще две сверху в качестве презента.
Путешествие началось
Первые примерно 200 км пути мы пролетели, даже не заметив. Вообще Колымский тракт, несмотря на страшные рассказы, удивил поразительной красотой и вполне нормальным дорожным покрытием. Ну как нормальным? Трясет адски, из-под колес валят камни и пыль, но мы стабильно держим 80 км/ч. Самое сложное на этой дороге — обгонять попутный транспорт, особенно грузовики, за которыми образуется сплошная завеса из пыли. Но отдадим должное колымским водителям — они, завидев нас, часто смещались в сторону, пропуская вперед, за что им огромное спасибо.
Цивилизация после Магадана заканчивается быстро. И, случись чего, рассчитывать можно лишь на свои силы, да помощь попутных или встречных машин. Телефонная связь на всех 2032 километрах до Якутска имеется лишь возле немногочисленных населенных пунктов, да и та весьма посредственного качества. Интенсивность движения здесь примерно такая: одна машина в час-полтора. В основном, это японские «бусики», курсирующие в качестве «маршруток» между населенными пунктами трассы, а также грузовики всех мастей.
Серпантины и перевалы оказались не такими уж опасными, но, наверное, нам просто повезло. И с машиной, и с погодой, да и шины не подкачали. Выбор Goodyear Wrangler AT with Kevlar оказался правильным решением. Ничего не могу сказать про проходимость, ибо грязевых участков у нас особо не было, но на том же «скальнике» держак отличный, а самое главное, ни одной порванной покрышки! Да и судя по тому, что следов износа резины особо нет, «издеваться» над ней можно еще очень долго.
Красота здесь неописуемая: горы, покрытые редким лесом, простираются на сотни километров! В лучах солнца небогатая, казалось бы, растительность, переливается всеми оттенками зеленого цвета. Эти пейзажи напомнили мне о поездке по Тыве и Хакасии, которую мы совершили на Chevrolet Niva в 2013 году. Там тоже на десятки километров вокруг ни души, связи нет и такие же сумасшедшие пейзажи.
Примерно в час ночи 2 июля в поселке Кескил нас ждал паром через Алдан, который быстро доставил нас на другой берег. Затем мы протряслись еще около 6 часов по колымскому тракту и около 7 утра прибыли в поселок Нижний Бестях близ Якутска, где нас уже ждали на шиномонтаже, чтобы сменить АТ-шные покрышки Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure With Kevlar размерности 265/70 R16 на более «гражданские» всесезонные шины Goodyear Wrangler HP All Weather — 275/65 R17, ведь самый тяжелый участок маршрута пройден.
Федеральная трасса «Лена» в сравнении с «Колымой» — почти автобан! После двухтысячекилометрового колымского грунтового «костотряса» дорога по Якутии — настоящая сказка. Сейчас на всех участках идет активное строительство и ремонт дороги, так что, думаю, в скором времени знаменитые на весь Интернет фотографии лютого оффроуда на Лене станут достоянием истории. Отдельно хочу упомянуть и то, что «фольксвагеновский» мотор, в который сейчас залито масло Lukoil Genesis VN SAE 5W-30, спокойно «переваривает» колымскую и якутскую солярку и совершенно не жалуется на свое самочувствие, несмотря на то, что ему пришлось вдоволь наглотаться пыли по дороге. Двигатель работает тихо, как часики, и не заставляет обращать внимания. Более того, по мере движения от Магадана к Якутску мы заметили даже снижение расхода топлива на 2 литра, но это, скорее всего, связано с тем, что по Колыме мы двигались с невысокой скоростью, хотя при этом двигатель во время простоев мы редко глушим. Неподалеку от столицы Якутии одометр пересек отметку в 2000 км, значит, настал черед взятия второй пробы масла.
P.S.
Подведу промежуточные результаты: за первые сутки мы проделали около 1838 км по дороге на Якутск, а за вторые — 2164 км, это уже в районе Читы. Даже по грунтовой дороге мы смогли преодолеть внушительное расстояние, а повышение показателей к Чите говорит лишь об одном — на асфальте мы за то же время сможем большее. Что нас ждет дальше? Смотрите тизер и узнаете!