«Гадкий утенок» о двух «лошадях»

В России принято ругать завод ВАЗ за то, что тот выпускает устаревшие автомобили на протяжении десятилетий. Между тем тольяттинский автогигант с вариациями на тему FIAT-124 далеко не первый подобный пример. 40 лет Citroen выпускал дешевую машину в бедной комплектации, и французы были ему за это благодарны.
55 лет назад в парижском «Гран-Пале» открылась очередная автомобильная выставка. В первый день ее посетил президент страны Венсан Ориоль. Около стенда Citroen его встретил директор фирмы Пьер Буланже и представил ему новую модель фирмы. Она называлась 2CV, то есть 2 лошадиные силы.

Президент почтительно выслушал объяснение и продолжил осмотр экспонатов. А журналисты за его спиной уже шептались: «Ужасный просчет фирмы. Это же гадкий утенок. Что за ужасный вид!». Действительно, новый Citroen-2CV (французы называли его «дё шво» - «две лошади») выглядел своеобразно. Его кузов чем-то напоминал рифленый солдатский котелок, и он был непривлекательного цвета – мышиного. Журналисты не подозревали, что перед ними стоял шедевр инженерной мысли, который впоследствии станет культовым автомобилем, и его выпуск продлится до 1988 года. «Две лошади» увидел свет далеко не случайно. После войны Франция жила бедно, особенно ее сельские районы. Бензин стоил дорого. Автобусов районного сообщения почти не осталось. Не забудем, что французская администрация собирала с автомобилистов довольно большие налоги – пропорционально мощности двигателя. Поэтому многие модели обозначали величиной условной, налоговой мощности. Для самых дешевых моделей она равнялась 4–5 налоговых лошадей (CV). И вот в этой ситуации Citroen предложил модель 2CV.

Фирма не скрывала, что ее новинка должна заменить двух крестьянских лошадей (вот они – 2CV), запряженных в телегу. Кузов такой телеги – простейший, но вместительный. Большинство его деталей не требовали сложных штампов, и отремонтировать их мог любой сельский кузнец или механик. Двери машины были навешены на так называемых рояльных петлях - выдернул крепящий их длинный стержень, и дверь можно снять без труда. А сиденья? На их сваренный из легких трубочек каркас (как у садовой мебели) натягивались вместо пружин резиновые ленты, поверх которых – ткань. Каждое сиденье можно было за минуту без труда демонтировать. Получалось, что владелец, если хотел, на время мог снять три сиденья и возить в салоне ящики с овощами, мешки с удобрениями, доски, банки с краской... А чтобы возить громоздкую поклажу, такую, как рамы для парников или саженцы деревьев, можно было скатать в рулон брезентовую крышу и - пожалуйста. И еще одна практичная особенность машины: сняв сиденья и двери, можно было дочиста вымыть салон из шланга. Внутренняя обивка салона при этом не могла пострадать – она просто отсутствовала. Механизма стеклоподъемников в дверях просто не было. Нижняя половинка каждого бокового стекла откидывалась наверх и фиксировалась примитивнейшим зажимом.

Автомобиль был довольно вместительным. Его длина (3,9 метра) почти такая же, как у нашей «копейки»! Да и весил он смехотворно мало для такой длины – 570 кг. Столь же интересной была механическая часть машины. Двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения приводил во вращение передние колеса. Напомним, что Citroen был еще в тридцатые годы одним из пионеров переднего привода. Сегодня сокращение ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) знакомо каждому автомобилисту. Но инженеры фирмы делали вид, что им оно тогда не было знакомо. Вместо ШРУСа они выбрали простой карданный шарнир Гука. И не важно, что говорили теоретики и, в частности, Жан-Альбер Грегуар, французский исследователь кинематики ШРУСов, о пощелкивании сочленения, его повышенном износе... Простые шарниры на «двух лошадях» работали, работали и работали. Удивительной была и независимая подвеска всех колес этого автомобиля. Она представляла собой конструкцию так называемого выравнивающего типа. Ее пружины, размещенные вдоль порогов кузова, исключали «клевки» машины при торможении и «приседания» при разгоне. Оригинальными были амортизаторы – инерционного типа. Да что там амортизаторы! Передние тормоза инженеры Citroen вынесли, как у гоночного автомобиля, из колес к главной передаче. Но самым удивительным был мотор. Его рабочий объем составлял 375 куб. см, а мощность - всего 9 л. с. Вспомним наш мотоцикл Иж-350. В 1948 году он имел 346 куб. см при 11 л. с. Но «двум лошадям» такой скромной мощности хватало, чтобы «ковылять» в темпе 60 км/ч.

Крестьяне, студенты и бедные непритязательные автомобилисты боготворили этот Citroen, и за 40 лет завод фирмы в Левалуа, а позже завод в Монтуале (Португалия) выпустили около 4 миллионов машин модели 2CV. Конечно, за 40 лет автомобиль не раз подвергался модернизации. Уже в 1954 году он получил более мощный мотор (423 куб. см, 13 л. с.) и центробежное сцепление. В 1961 году была изменена форма капота. Два года спустя под ним поселили новый по конструкции мотор (425 куб. см, 18 л. с.). Важное с точки зрения безопасности новшество пришло в 1965году: передние двери стали навешивать на передних, а не на задних петлях. Год 1966-й принес три серьезных для столь простой машины новшества: ШРУСы в приводе передних колес, два дополнительных боковых окна, гидравлические амортизаторы задних колес. На третьем десятилетии Citroen перешел на новый мотор (602 куб. см, 24 л. с.), тоже двухцилиндровый, с воздушным охлаждением. Появилась четырехступенчатая коробка передач и прямоугольные фары. При этом вес машины держался на прежнем уровне, а скорость возросла до 106 км/ч. Кроме базовой, четырехместной модели фирма выпускала на том же шасси легкий фургон, очень популярный среди мелких торговцев, и даже (небольшими партиями) полноприводную модификацию. Машины окрашивались преимущественно в мышиный или светло-бежевый цвета – на таких кузовах пыль и дорожная грязь были не столь заметны, и мыть их приходилось довольно редко. Инициатором создания «двух лошадей» был Буланже. Еще в 1936 году он распорядился начать проектные работы. Было построено и испытано 240 прототипов Citroen 2CV, и его дебют намечался на осень 1939 года, то есть во время очередной парижской выставки. Из-за оккупации Франции немцами выставка не состоялась. 239 прототипов руководство фирмы распорядилось уничтожить. Сохранился лишь один, и после освобождения страны работы по подготовке к выпуску 2CV были продолжены. Неказистая на вид, но очень практичная машина, она завоевала сердца многих французов, да и не только их. До сих пор, 55 лет спустя, тысячи экземпляров Citroen 2CV верно служат своим владельцам и стали экспонатами многих музеев.