Auto article image: 60780

Автопилот и электронаддув. Тест Audi SQ7 TDI

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru

Флагманский кроссовер Audi SQ7 TDI оказался настоящей выставкой достижений компании из Ингольштадта. И там есть, от чего в удивлении раскрыть рот!

Долой турбояму! Именно этой фразой начинается пресс-релиз, посвящённый Audi SQ7 TDI. И поначалу действительно кажется, что именно под капотом скрывается всё самое важное, что нужно знать про первый в линейке Q7 кроссовер с дополнительной литерой S. Но, как выяснилось, инноваций и других интересных решений в нём столько, что он переплюнул даже суперкар R8!

Дизель с приставкой «супер»

Под капотом SQ7 TDI — четырёхлитровый дизельный V8, который выдаёт внушительные 435 сил и 900 Н∙м крутящего момента. Да, мы помним, что у предыдущего поколения Audi Q7 уже была модификация с дизельным V12, 500 л.с. и аж 1000 Н∙м! Но, во-первых, SQ7 быстрее — до сотни он разгоняется всего за 4,8 секунды, а предшественник с 12 цилиндрами делал это за 5,5 секунды. А во-вторых, у него есть не только две привычных турбины, но и... электрический компрессор!

compare slider image for: 60780
Audi Q7
compare slider image for: 60780
Audi SQ7 TDI

Работает всё это хозяйство по хитрому алгоритму. На малых оборотах используется только одна турбина, а по мере роста нагрузки и частоты вращения коленвала система управления подъёмом клапанов (AVS) открывает второй выпускной клапан каждого из цилиндров — так подключается второй турбонагнетатель. Но что делать, когда обороты малы настолько, что давления выхлопных газов не хватает, чтобы раскрутить крыльчатку турбины? Тут в дело вступает электрический компрессор — он моментально включается, едва водитель жмёт на педаль акселератора, и сводит на нет эффект турбоямы.

Этот электрический компрессор нам был нужен в первую очередь для улучшения экономичности и снижения вредных выбросов. Но попутно он ещё делает быстрее отклики на педаль акселератора
Адриан Эрлат
отдел разработки двигателей
Audi SQ7 TDI: как работает электрический компрессор

Электрический нагнетатель, правда, отключается, едва начинают работу обычные турбины. Но именно он позволяет автомату лишний раз не переходить на пониженную ступень — вагон тяги тут уже с самых «низов». Хотя разгон экстремальным не назовёшь — SQ7 TDI набирает скорость очень напористо, но плавно. Темп не снижается даже когда стрелка спидометра переваливает за отметку 200 км/ч, а максималка достигает 250 км/ч. А какой звук! В режиме Dynamic четыре трапециевидных выпускных патрубка источают благородный басовитый рокот.

compare slider image for: 60780
Audi Q7
compare slider image for: 60780
Audi SQ7 TDI

Приключения Электроника

Внедрение электрического компрессора потребовало существенно модернизировать электрику — его потребляемая мощность может доходить до 7 кВт, что при использовании традиционной системы напряжением 12 вольт вынудило бы радикально увеличить сечение проводов, а это повлекло бы рост массы. Выходом стала вторая бортовая сеть на 48 вольт с собственным компактным литий-ионным аккумулятором в нижней части багажника и преобразователем тока.

А вообще электронных систем тут просто не счесть — даже у водителя тут целых 24 помощника. В итоге с пакетом Tour Audi SQ7 TDI умеет ездить... сама. Например, при движении в пробке может самостоятельно тормозить, трогаться с места и держаться в ряду — если, конечно, на дороге присутствует разметка, а скорость не превышает 65 км/ч.

Но самая крутая «фишка» — это адаптивный круиз-контроль, который использует не только передний радар для вычисления дистанции до впередиидущей машины, но и данные навигации и системы распознавания дорожных знаков. Например, вы программируете «круиз» на 90 км/ч, а дальше он самостоятельно сбрасывает скорость до 50 км/ч при въезде в населённые пункты, и даже притормаживает перед поворотами. С его помощью я проехал не один десяток километров, ни разу не прикасаясь к педалям тормоза и газа!

compare slider image for: 60780
Audi Q7
compare slider image for: 60780
Audi SQ7 TDI

Из навигационной системы круиз-контроль берёт данные относительно крутизны поворотов, но не забывает и о дорожных условиях — в случае снега или дождя скорость корректируется и по сигналам ESP. Хотя водитель всё равно не уснет. Рулить самостоятельно Audi SQ7 TDI умеет лишь на небольшой угол, а стоит на несколько секунд снять руки с «баранки», как электроника тут же истошно требует вернуть их обратно. Оно и к лучшему — полностью доверить искусственному интеллекту движение по горной дороге или населённым пунктам сможет только человек с железобетонными нервами. Так что пока полноценным автопилотом назвать это нельзя, но такое будущее уже не кажется утопичным.

Берём управление на себя?

Конечно! Ибо Audi SQ7 TDI способен подарить море удовольствия за рулём. Та самая 48-вольтовая электросистема работает не только с компрессором двигателя, но и с активными стабилизаторами поперечной устойчивости. Сама идея не нова — в повороте электроника подбирает нужную упругость для противостояния кренам, а при движении по прямой «распускает» их для пущего комфорта. Но именно мощные электромоторы помогли обойтись вообще без гидравлики.

Audi SQ7 TDI: работа электромеханических стабилизаторов и блока управления подвеской и дифференциалом

Электромеханические стабилизаторы входят в пакет Driving Dynamics, куда включены ещё поворотная задняя ось и активный межколёсный задний дифференциал. Думаете, всё это не нужно кроссоверу длиной более 5 метров? Ошибаетесь! Этой огромной туше позавидует немало легковушек, ибо едет Audi SQ7 TDI просто божественно. Даже на сыром асфальте в 180-градусных «шпильках» SQ7 TDI и не думает выскальзывать наружу передней осью, стоит чуть превысить скорость входа или намеренно «перекрутить» руль. Вся «драйверская» электроника настроена настолько безупречно, что на SQ7 TDI просто мчишь по серпантину и начисто забываешь о массе 2345 кг. Есть в этом заслуга и полноприводной трансмиссии — в обычных условиях тяга распределяется в соотношении 40:60 (в пользу «кормы»), но при пробуксовке какого-то из колёс оно может меняться до 70% вперёд и до 85% назад.

content image for: 60780

При этом SQ7 TDI дарит ещё и великолепный комфорт — в этом он почти не отличается от базовых версий Q7. Шасси не претерпело радикальных изменений — разве что дорожный просвет уменьшился на 15 мм. Поэтому Audi радует плавностью хода, и лишь на «максимальных» 22-дюймовых колёсах на кузов начинают передаваться мелкие неровности. Вторая радость — тишина на борту. Но для российских условий лучше выбрать SQ7 TDI с базовыми 20-дюймовыми колёсами. Есть и приятный бонус от поворотной задней оси — с непривычки удивляешься, что разворачиваешься в один приём на этом гиганте.

А теперь — плохие новости

Если в Европе уже принимаются заказы на Audi SQ7 TDI, то до России флагманская модификация доберётся не раньше ноября. Причём мотор будет дефорсирован с 435 до 422 «лошадок» из-за иных экологических норм — к нам привезут SQ7 TDI, удовлетворяющий нормам «Евро-5» вместо «Евро-6» (с впрыском жидкости AdBlue). А потому цен для нашего рынка пока нет — известно лишь, что в Германии прайс-лист стартует с отметки 89 900 евро. Так что дешевле 6,5 миллионов рублей в России «заряженный» кроссовер стоить точно не будет (это почти вдвое дороже базового Q7 с двухлитровым турбомотором, за который просят не менее 3 470 000 рублей).

Практически любой из конкурентов также вываливается за 6 миллионов. Porsche Cayenne S Diesel с восьмицилиндровым дизелем (385 л.с.) стартует с отметки 6 364 000 рублей, близкий по мощности Mercedes-Benz GLS 500 (бензиновый V8, 455 л.с.) стоит от 7 550 000 рублей, Range Rover с 340-сильным турбодизелем V8 можно купить за 7 314 000 рублей. Пожалуй, единственное исключение — это BMW X5 M50d с 381-сильным двигателем за 4 980 000 рублей, но тут и у мотора 6 цилиндров, и комплектация попроще, нежели в Audi SQ7 TDI. Так что у новинки есть все шансы обжиться в сегменте мощных люксовых кроссоверов — SQ7 TDI отлично сочетает в себе динамику, управляемость и комфорт.

Вадим Гагарин