Путешествие по Индонезии. День 1

Индонезия... Острова Суматра, Новая Гвинея, Ява, Калимантан (Борнео) и, конечно же, влекущий Бали... А еще это один из самых перспективных автомобильных рынков в мире!
Денис Смольянов

Мы привыкли считать, что в Азии «рулят» только Китай и Индия, однако ряд экспертов все чаще просят обращать внимание и на Индонезию. Сюда мы и прибыли по приглашению компании Datsun, чтобы узнать, чем же дышит индонезийский автопром. Ведь не исключено, что последствия его «дыхания» скоро будут ощущаться и у нас.

На низком старте

По объему продаж новых машин Индонезия уже почти конкурирует с Россией! Если у нас в первом квартале 2016 года было продано 319 тысяч автомобилей, то в Индонезии — 270 тысяч. Хотя сейчас в Индонезии, как и у нас, кризис. Сказывается, в первую очередь, падение цен на экспортируемые из страны товары (ту же самую нефть) и девальвация местной валюты: если в 2011 году за один доллар давали менее 9 тысяч индонезийских рупий, то сейчас уже 13,3 тысячи. И все же кризис кризису рознь. Во-первых, в прошлом году продажи новых автомобилей упали всего на 5,4%. Для сравнения, российский авторынок потерял 35%... А во-вторых, в 2016 году в Индонезии и вовсе прогнозируется подъем ВВП на 5%.

При этом Индонезия имеет огромный потенциал для роста авторынка. Ведь тут проживает 240 млн человек (в России, например, около 143 млн), а легковых машин в стране — немногим более 9,5 млн (у нас 39 млн). При этом есть 70 млн мопедов и мотоциклов! Именно с них автопроизводители и хотят пересадить людей на пусть простые, но автомобили. К тому же и сеть самих автодорог в последнее время растет. Поэтому если экономику страны не будут хотя бы лет десять сотрясать экономические кризисы, то к 2020 в Индонезии ежегодно могут продаваться два, три, а может и пять миллионов авто. И тот же Datsun рассчитывает, что он окажется в нужном месте и в нужное время.

«Большой дуриан»

Индонезия расположена аж на 18 тысячах (!) островов, причем лишь 40% из них имеют собственное название. Остальные же просто — острова. Но с чистейшим песком и теплой прозрачной водой. В общем, рай. Конечно, если ты турист. А вот местные живут небогато.

И если пляжи Бали (да и сам остров в целом) можно назвать настоящим раем для туристов, то Джакарта — столица страны — является его противоположностью. Сейчас тут проживает порядка 10 млн человек (в «Большой Джакарте» — 30 млн), а плотность населения на квадратный километр — 14,5 тыс. Для сравнения, в Москве «всего» 4,9 тыс. При этом сам город время от времени подвергается сильным наводнениям, протекающие по городу реки обычно грязные, на улице часто пахнет ну очень специфическим фруктом дурианом, а саму Джакарту местные по аналогии с Нью-Йорком называют «Большой Дуриан».

И, главное, Джакарта — это одна большая пробка. Для борьбы с ними власти Джакарты даже запретили ездить по некоторым трассам автомобилям, где сидит только водитель! Хочешь кататься — ищи себе попутчиков. Разумеется, эта мера тут же породила особый вид бизнеса: при въезде на некоторые дороги стоят «катальщики», которые за небольшой гонорар согласны проехаться с вами в машине.

Читайте также
Наш гид по выбору Datsun: on-DO или mi-DO?
Седан или хэтч, механика или автомат? Уложимся ли в полмиллиона?

Плюс, на это накладывается специфическая манера езды местных водителей, которые любят совершать маневры без предупреждений, огромное количество хаотично снующих скутеров и... левостороннее движение. Поэтому нужно крепко подумать, прежде чем арендовать в Джакарте автомобиль. Туристу гораздо проще и безопаснее пользоваться такси, ибо оно недорогое. Главное иметь написанный на бумажке адрес, но с этим проблем быть не должно, так как в Индонезии используются латинские буквы (почти всегда действует правило «как слышим, так и пишем»).

А вообще Индонезия занимает второе место в мире по числу языков и диалектов — их тут более 700! Причем речь идет именно о «живых» языках. Но основным является так называемый язык Бахаса Индонезия (индон или просто — индонезийский). Он считается едва ли не самым простым в мире! Тут нет ни падежей, ни времен, ни склонений, ни родов.

Интересный факт

Несмотря на то, что в Индонезии подавляющее большинство жителей исповедует ислам (на втором месте — христианство), некоторые местные жители довольно легко относятся к смерти. Дело в том, что в Индонезии есть народность тораджа. И у них похороны это не горестное событие, а настоящий праздник. Родня умершего одевается в самые красивые одежды, приглашается масса гостей, которых кормят разнообразными яствами. Кроме того, в жертву приносится много буйволов и свиней. А сами похороны растягиваются на три дня. Карнавальных дня.

Нет ничего удивительного, что на похороны сейчас... привозят туристов. Во многом радость по поводу смерти связана с тем, что тораджа уверены, что никакого ада вообще нет. Есть только рай, и бояться нечего. Кто-то может сказать, что при отсутствии страха может начаться беспредел... Но нет. Тораджа мирные и веселые люди, а такое понятие, как агрессия, тут считается слабой чертой характера. Причем многие из тораджа... христиане. Как уживается вместе отсутствие ада, постоянные жертвоприношения и христианство не очень понятно.

P.S. Завтра мы познакомимся с автомобилями Datsun, которые продаются в Индонезии, и сможем узнать много интересного об особенностях местного рынка.