Обычно автомобильная экспедиция — это просто рекламная акция, чтобы доказать: серийная (или почти серийная) машина марки N способна без поломок преодолевать огромные расстояния по дорогам любого качества. Но бывают исключения. Иногда именно такие мероприятия становятся ценнейшим материалом... для инженеров автомобильных компаний.
Вот пример. Фургоны и микроавтобусы «Соболь 4х4» часто покупают именно путешественники и ГАЗ задумался над выпуском специальной версии машины. Но что нужно экспедиционерам, а заодно охотникам и рыбакам? Трансформируемый салон. Но какой?! А нужны ли им силовые бамперы, лебёдки и дополнительные блокировки? В стандартной комплектации или опционально?
Чтобы ответить на все эти вопросы, в начале года Группа ГАЗ решила поддержать экспедицию «Варандей 2016», маршрут которой авторы проложили до самого берега Северного Ледовитого океана, посёлка Варандей. В итоге, задачей путешественников стало организовать туристический маршрут по Крайнему Северу, а газовцев — понять, в каком направлении нужно двигаться.
Впрочем, некоторые намётки по будущей машине, конечно, были до этой экспедиции. Так, на прошлогоднем «Комтрансе» публике показали микроавтобус «Комбат»: с трансформируемым салоном (сидения раскладываются, образуя большое пространство для отдыха), распашной дверью вместо сдвижной и блокировками дифференциала не только заднего, но и переднего моста.
Но после «Варандея» концепция изменилась — на выставке «Комплексная безопасность» показали совсем другой автомобиль! Со сдвижной дверью, но массой доработок вроде кожаного салона, экспедиционного багажника, силового обвеса, лебёдки... Возможно, получилось не слишком симпатично, хотя любители бездорожья визжали от восторга: «Хотим!»
Скажем по секрету: серийная машина не будет похожа ни на первую, ни на вторую, но возьмёт от обеих некоторые решения. Какие? Скоро расскажем. По информации «Авто Mail.Ru», подведя итоги зимней экспедиции и опросив потенциальных потребителей, ГАЗ готовит «финальную редакцию» будущего вездехода. Дебют сверхпроходимой версии «Соболя 4х4» состоится этой осенью.
К берегам Северного Ледовитого океана на полноприводных «Соболях»
Туристических маршрутов по Крайнему Северу фактически не существует. Но мы решили рискнуть: почему бы не проложить такой до самого берега Северного Ледовитого океана, посёлка Варандей? Так родилась экспедиция «Варандей 2016», которую пришлось готовить очень тщательно: в прошлом году другим экспедиционерам добраться до этой финиша не удалось...
По голому льду
Север всегда непредсказуем. Тем более, в полярную зиму, когда единственная дорога — ледяной зимник. Что такое «зимник»? Для неподготовленного городского водителя — настоящий ад! Он укатывается тракторами, к которым прицеплены специальные сооружения из сваренных труб, а в некоторых местах — обильно поливается водой, чтобы наморозить переправу.
В результате получается самый настоящий каток, который ничем — ни песком, ни реагентами — не посыпается. Застрял — можно остаться куковать на много дней. А то и навсегда... Но рисковать приходится, поскольку зимники — настоящая «дорога жизни»: в тёплое время года ледяная пустыня становится непроходимым болотом, и доставить груз можно только воздухом, а это — очень дорого.
Поневоле возникает вопрос: нужно ли прокладывать сюда туристические маршруты? Ведь многие скажут: «Здесь жизни нет! Чего тогда смотреть?» Но мы считаем — нужно. Люди должны знать, что реальность не ограничивается МКАДом или уютной городской инфраструктурой, и может быть очень многоплановой и познавательной. Тем более, что жизнь здесь есть! И ещё какая.
Во владениях нефтяных королей
Территория, по которой лежала наша дорога, принадлежит нефтяным корпорациям, и чтобы попасть туда, нужен пропуск. Мало того, нас сопровождали «корпоративные гаишники» на вездеходе «Трэкол», на борту которого красовалась надпись БДД (Безопасность Дорожного Движения). На границе владений разных корпораций дорогу перегораживают КПП служб безопасности.
Есть и другой сюрприз: в Ненецком автономном округе пограничная зона — 20 километров от океана, и вход на неё без разрешения тоже невозможен. У нас пропуска не было... Поэтому на финише, в посёлке Варандей на побережье Печорского моря, вместо торжественной встречи мы стали «добычей» пограничников: служивые долго пытались выяснить, не собираемся ли мы бежать через Северный Полюс на территорию США?
А бежать было от чего: Варандей — живой пример российского упадка. Посёлок делится пополам, на Новый и Старый. В Новом стоят свеженькие общежития нефтяников, и имеется столовая и буфет. Со стороны он больше похож на воинскую часть: курить здесь можно только там, где это разрешено соответствующей табличкой, мусорить, фотографировать и употреблять спиртное — тоже.
Несгибаемые пенсионеры
Старый Варандей — полная противоположность Нового. Некогда это был процветающий поселок, в котором жили 3 тысячи человек. В поселке были производство, школа, магазин и прочая необходимая для комфортной жизни инфраструктура. Но пришли корпорации, и человеческое поселение стало не нужным. Сейчас, среди заснеженных развалин здесь обитает чета пенсионеров Чупровых.
Им запретили охотиться, рыбачить и даже собирать ягоды. У них нет магазина, а в корпоративном буфете буханка хлеба стоит 150 рублей. У них нет газа, водопровода и отопления. Вместо последнего — заваленная снегом поленница, до которой ещё надо добраться. Им отключили свет, хотя возле их дома круглосуточно горит яркий фонарь, освещающий заброшенный порт...
Но старики не сдаются. Раскалывая смерзшиеся поленья, Светлана Чупрова жалуется, что теперь не может смотреть телевизор. Зато есть время любоваться природой — Светлана не умоляка расхваливает красоты своего сурового края. В это время супруг рыбачит: запрет запретом, а кушать надо. Эта семья — воплощение несгибаемых покорителей севера, которых никогда и никому не сломить.
«Не трогай брошеные нарты»
Следующая точка нашего маршрута — столица Ненецкого автономного округа Нарьян-Мар. Чем ближе, тем больше оживает ледяная пустыня — начинается зона лесотундры. По дороге попадаются и участки тайги, и глаза, уставшие от «белого безмолвия», радуются зелени... Но недолго: завьюжила пурга и последние километры до города движемся сквозь беснование пурги.
... И ведь знали же мы, что нельзя трогать стоящие среди тундры нарты, в них может обитать душа чёрного шамана. Тот специально выставляет нарты, чтобы делать пакости наивным путникам. Но нет, захотелось их сфотографировать... И уже собираясь продолжить путь, обнаружили пропажу смартфона: телефон не жалко, а вот фотографии — очень... Включаем «люстры» и перекапываем всё вокруг — ничего.
Надо ехать дальше. Перемёты становятся больше, машину трясёт, а сигнальных вешек на зимнике почти не видно. Кстати, это уже государственный зимник, поэтому и обслуживается он гораздо хуже. Особо неприятно на ледяных перевалах, которых становится всё больше. Кстати, ежегодно зимник меняет свой маршрут: в этом году он короче, но проходит по более холмистой местности.
К протопопу Аввакуму
Добравшись до цивилизации, узнаём, что движение по зимникам закрыто, о чём сообщает огромный монитор МЧС. Но местный шаман Коля обещает, что «дорога — будет», притом будет удачной. А после колиного камлания... нашёлся телефон: оказалось, что гаджет забыли на последнем КПП, а утром вернули хозяину. И заметьте, в голову никому не пришло забрать себе дорогую игрушку!
Пока закрыты зимники, решаем доехать до Пустозёрска, про который говорят: «два века рассвета, три — заката». В середине прошлого века город прекратил своё существование, несмотря на статусы первого русского поселения за Полярным Кругом, торгового и экспедиционного центра. Когда-то именно отсюда выходили все без исключения экспедиции по исследованию русского севера...
Это место ссылки диссидентов, именно здесь сожгли мятежного протопопа Аввакум — лидера старообрядчества. На предполагаемом месте гибели Аввакума сегодня возвышается крест, а рядом — старообрядческая церковь. Добраться туда непросто: сюда ведёт только снегоходная тропа, по которой мы двигались со скоростью 5-10 км/ч. В ход пошли лопаты, лебедки и тросы — настоящий оффроуд!
Закрытый зимник
Неожиданно потеплело, что для Крайнего Севера — явление весьма опасное и неприятное, поэтому зимники не открыли. Вдобавок началась сильная пурга, которая накрыла дороги метровым (а на спусках и того больше — до двух метров) слоем снега. Но экспедиции нужно было выбираться из Нарьян-Мара. И мы решили рискнуть. В первый день было пройдено более 100 км! А вот во второй — 15, в третий — только 3...
Чего только не было на трассе: в снегу торчали внедорожники, грузовики и даже трактор «Кировец». Притом расчищать завалы дорожники не торопились — через 10 минут опять столько же наметет... Но мы смогли преодолеть закрытый зимник. Приспустили колёса до 0,7 бара колёса и брали перемёт за перемётом упорно тараня каждый «туда-сюда»...
Чтобы пореже работать лопатами, мы предпочитали двигаться ранним утром, когда снег подмерзал и становился более плотным. Чтобы не терять время, приходилась ехать даже вечером и ночью, на что решаются немногие — можно не заметить вешку. В итоге до нормальной дороги нам удалось добраться за пять дней. Позже был подведен итог: за это время зимник одолели лишь 15 полноприводных грузовиков и мы.