Для этого пришлось вложить все без остатка свободные деньги — миллион рублей. Но наш собеседник не жалеет: продажа «бумаги» приносит огромную прибыль.
— Что такое «бумага»?
— Поддельный, напечатанный подпольной типографией, полис, который ничем — ни по качеству полиграфии, ни по уровню защиты — не отличается от настоящего. Более того, такую «бумагу» можно проверить по базам данных РСА, потому что это — дубликаты реальных полисов.
После роста тарифов на 40-60% весной 2015 года резко повысился спрос на поддельные полисы. По оценкам РСА (Российского союза автостраховщиков), поддельных полисов ОСАГО реализовано примерно 1 млн, это 2-2,5% от общего количества.
— Откуда берутся «левые» полисы?
— Ключевой поставщик — Китай, хотя клиентам обычно говорят, что это «ушедшие налево» гознаковские бланки. (РСА считает, что подделки также идут из Румынии и Польши — прим. авт.) На Дальнем Востоке «бумагу» через границу везут даже челноки — не представляю, кто там покупает настоящие полисы. В центр страны поддельные бланки попадают через Казахстан, поэтому стоят дороже.
— Какова себестоимость подделок?
— Я могу организовать партию из тысячи бланков за 500 тысяч рублей. Это — с моим интересом (в «начале пути» полис стоит около 300 рублей — прим. авт.) В розницу их продают плюс-минус по полторы тысячи рублей за штуку — итого 1,5 миллиона. В большом городе такая партия уйдёт максимум за пару недель.
— Можно ли получить выплату по «бумаге»?
— Страховую выплату по такому документу получить нельзя. Но можно купить не «бумагу», а украденный из офиса страховой компании полис (даже РСА отмечает, что полисы воруют довольно часто — прим. авт.). Это будет стоить дороже, но зато выплата гарантирована. Хотя спрос небольшой: на десять-двадцать поддельных бланков приходится один ворованный.
В чём суть ворованного полиса. По документам он не продан (то есть находится у агента, в офисе и т.д.). Но когда по такой страховке приходит клиент за возмещением, страховая предпочитает выплатить деньги, потому что иначе потерпевший потребует деньги через суд. И, в итоге, их получит. Но скоро такие полисы исчезнут — в серьёзных компаниях агенты сейчас регистрируют продажу ОСАГО онлайн.
— Как находят клиентов?
— Самый простой и быстрый способ — через социальные сети. Рублей за 300 вбрасывается объявление и всё, собирай деньги. Плюс, конечно, «сарафанное радио» — один клиент обычно сразу приводит друзей и коллег.
— Кто покупает «левые» полисы?
— Главные клиенты — это небедные владельцы двух-трёх автомобилей, которые не хотят покупать несколько полисов для мощных машин (стоимость полиса зависит от лошадиных сил — прим. авт.). По этой же причине «бумагу» берут хозяева подержанных «Крузаков», «Лексусов» и немецкого «премиума». Замыкают список таксисты, для которых действуют повышенные ставки, и молодёжь.
— Опасно ли торговать подделками?
— Со стороны полиции почти никакого преследования нет. В некоторых регионах время от времени устраивают показательные облавы. Но обычно находят и ловят только тех, кто под видом настоящего продаёт подделку — за мошенничество наказать гораздо проще.
Допустим, страховая обнаружила поддельный полис. А дальше материал «спускается» участковому, который перегружен работой. Он задаёт дежурные вопросы владельцу машины, после чего материал уходит... в архив. С пометкой: «В возбуждении дела отказано». В основании для решения об отказе пишется, что полис ОСАГО не является официальным документом, и никто даже не пытается искать мошенников, которые печатают фальшивки.
— Что будет после реформы и замены бланков?
— Ничего нового. Мои поставщики обещают, что «бумага» нового образца появится почти сразу. Китайские типографии уже сказали: «Мы готовы напечатать любые новые полисы, только дайте образец». Вопрос — в себестоимости. Но даже если цена подделки вырастет вдвое, спрос будет, потому что настоящий полис стоит не меньше 6 тысяч (по данным РСА, средняя стоимость ОСАГО 5 500 рублей — прим. авт.).
— То есть при нынешних тарифах этот бизнес непобедим?
— Теоретически клиентов станет меньше, если наличие ОСАГО будет проверяться автоматически, при проезде машины под камерой. Но на практике... Кавказ, Сибирь, Дальний Восток — там камер практически нет. И в центральной России возьмите небольшие города: если даже камера есть, все знают, где она стоит.
— В новом полисе появится QR-код, и РСА считает, что это убьёт рынок подделок.
— Наивная точка зрения. QR-код — это, грубо говоря, ссылка на сайт, который выдаст подробную информацию по конкретному полису. Но как инспектор перейдёт по ссылке? Это всем надо выдать служебные смартфоны? А интернет? Не везде есть нормальная мобильная связь, а они говорят про мобильный интернет. Так что это — очередная утопия.
Живой контакт между инспектором и водителем стал редким явлением. Но даже если сотрудник ГИБДД останавливает машину для проверки, он «пробивает» по базе данных далеко не каждый полис — только тот, где имеются явные следы подделки...
Справка «Авто Mail.Ru»
Что грозит покупателю?
Согласно части 3 статьи 327 УК РФ, за «использование заведомо подложного документа» — в нашем случае, полиса ОСАГО — водителю может грозить:
— штраф до 80 тысяч рублей (или — в размере зарплаты за период до шести месяцев),
— обязательные работы до 480-ти часов,
— исправительные работы до 2-х лет,
— арест до 6-ти месяцев.
Вот только доказать, что подделка приобретена умышленно, почти невозможно! Разве что автомобилист сам скажет: «Да, я намеренно купил поддельный полис вместо настоящего». В итоге, если даже уголовное дело будет заведено, покупатель «бумаги» будет проходить свидетелем.
Что грозит продавцу?
Продавцам грозит та же статья 327 УК РФ, но не третья, а первая её часть. За «сбыт поддельных бланков» предусмотрены:
— ограничение свободы на срок до 2-х лет,
— принудительные работы на срок до 2-х лет,
— арест на срок до 6-ти месяцев,
— лишение свободы на срок до 2-х лет.
То есть теоретически такого «бизнеса» россияне должны бояться как огня, ведь продажа «бумаги» может грозить реальным тюремным сроком! Но на практике... Найти такого «оптовика», как наш собеседник, почти невозможно: он окружён мелкими продавцами, которые, в случае чего, прикинутся курьерами — «меня только попросили конверт передать и забрать деньги».