Автоклубы: зачем и сколько?

Карты «аварийной помощи» на дорогах: сколько стоят и зачем они вообще нужны? «Авто Mail.Ru» решил разобраться
Дмитрий Гайдукевич

Откуда ноги растут

Читайте также
Надежно, но не вечно. Стоит ли брать подержанную Toyota Camry?
Toyota Camry — неоспоримый лидер продаж среди доступных бизнес-седанов. Но можно ли ее покупать на вторичном рынке?

Принцип оказания «культурной» помощи на дорогах пришел к нам из-за рубежа. Чаще всего в качестве примера вспоминают немецкую организацию ADAC, которая является крупнейшей в Германии (!) общественной организацией — членами этого клуба являются почти 20 миллионов водителей. А сама ADAC занимается сейчас туризмом, страхованием, прокатом автомобилей, выпуском журналов (с многомиллионным тиражом), транспортными перевозками и так далее. Но все же визитная карточка ADAC — это помощь на дороге. «Желтые ангелы», которых так называют за яркий цвет униформы, быстро приезжают к водителям, которые попали в беду: меняют пробитое колесо, подзаряжают аккумулятор, привозят топливо, эвакуируют на место ремонта или просто оказывают юридическую помощь при ДТП. А уж если пострадали люди, то ADAC может и вертолет вызвать, и в дорогую клинику положить. В общем, ADAC помогает. Причем бесплатно. Разумеется, если вы являетесь членом клуба (базовая ставка — 49 евро в год на человека без учета скидок, расширенная программа ADAC Plus — 84 евро).

Многие водители в Германии воспринимают членство в ADAC как обязательный платеж, как страховку от неприятностей, которые не покрываются полисом каско. К тому же и сумма не такая уж и большая, особенно учитывая уровень зарплат в Европе и стоимость сервиса (например, только эвакуация легко может стоить 200 евро). Поэтому нечего удивляться, что при отсутствии конкуренции (а ADAC был основан еще в 1903 году) жители Германии в едином порыве приходят в этот клуб — его оборот сейчас составляет порядка миллиарда евро в год!

Через дилеров

В России ни одного сильного клуба, подобного ADAC, пока нет. Однако кое-что уже появляется, причем развитие в этом секторе идет активными темпами. Правда, во многом за счет... автопроизводителей.

Читайте также
Попал в яму на дороге. Что делать?
Можно ли возместить ущерб, полученный на плохой дороге? А если всего лишь пробито колесо?

Последние все чаще начинают в качестве «бесплатного» бонуса предлагать покупателям программы помощи на дорогах. Они есть не только у продавцов премиума вроде Land Rover, Jaguar или BMW, но и у многих «народных» марок вроде Citroen, Kia, Skoda, Ford и так далее. Подобные программы подразумевают везде одно и то же: в случае проблем любого рода достаточно позвонить по телефону и приедет эвакуатор или мастер. Последний постарается устранить причину поломки на месте. Причем звонить предлагают даже при пустяковых случаях вроде прокола колеса или «закончился бензин». А некоторые компании даже обещают заменить перегоревшую лампочку! И покупателям это начинает нравиться — примерно 7-10% обладателей новых машин за 2-3 гарантийных года хоть раз, да звонят на горячую линию.

Но покупатели новых машин даже не подозревают, что спасать их будут вовсе не производители автомобилей. Организовывать свою службу помощи слишком хлопотно и дорого. Все работы по спасению осуществляют автоклубы! Такое сотрудничество выгодно всем. Автопроизводители предоставляют дополнительный сервис (а сейчас он становится фактически обязательным). Ну а водители получают первый опыт общения с клубами. И если он будет удачным, то есть шанс, что в будущем человек уже за свои деньги купит членскую карточку.

Два клуба

В России на данный момент есть две компании помощи на дорогах, которым можно дать статус всероссийская. Это РАТ и РАМК. Первая расшифровывается как «Российское автомобильное товарищество», а вторая как «Русский автомотоклуб». Обе они имеют своих представителей (или компании-партнеры) во многих городах страны. В столице есть еще автоклуб «Ангел», однако он работает только в Москве, что, конечно, сильно ограничивает его возможности.

Читайте также
Как ездить с автоматом по бездорожью?
Одни считают, что внедорожникам с автоматом путь на «офф-роуд» заказан, другие утверждают, что на такой коробке можно сколь угодно «дубасить» от души

Стоимость самых простых карточек у РАТ составляет 2500, а у РАМК — 3600 рублей. «Премиальные» пакеты, которые включают выезд аварийного комиссара и ряд других услуг, дороже: у РАТ 5500 рублей, у РАМК — 6600 рублей в год. Но «в лоб» в данном случае сравнивать две компании не совсем корректно, ведь каждая предлагает свой набор услуг. Но важнее другое: замена колеса, подзарядка севшего аккумулятора, отключение сигнализации и открытие машины при забытых в салоне ключах, попытка ремонта на месте и эвакуация, консультации юриста есть везде.

Ну а в расширенных пакетах могут давать страховку (в том числе и для выезда за рубеж, подходит для получения шенгенской визы), оплачивать такси при поломке машины, предоставлять доступ к услугам европейских автоклубов и другие приятные бонусы.

Формально никаких ограничений по количеству выездов нет. Однако вызывать каждый день машину для подзарядки «мертвого» аккумулятора вам тоже не позволят — мастер каждый раз дает клиенту «рекомендацию по ремонту». И если нерадивый водитель не выполняет ее три раза, то его могут обвинить в «злоупотреблении услугой».

Минусы

Большим недостатком российских клубных карточек является ограничение по территориальному принципу. Бесплатная помощь оказывается лишь в том случае, если машина сломалась в городе или на расстоянии 50 км от мегаполиса (в самых дорогих программах — 100 км). К тому же вообще не факт, что ваш город охвачен автоклубом. Например, у РАТ в списке нет Сочи, а у РАМК — Магадана (последнего нет и у РАТ). А если неприятность произошла на трассе вдали от города? Или аккумулятор сел на даче? Тогда за лишний пробег придется платить отдельно по 40-50 рублей за километр! Для сравнения, в Германии подобных ограничений нет, водитель защищен на всех дорогах страны.

Читайте также
Автомобиль зимой
Как правильно «прикурить» автомобиль
Авто Mail.ru собрал самые важные, нужные и полезные рекомендации для тех, у кого морозным зимним утром автомобиль не завелся из-за разряженной АКБ

Еще один минус заключается в том, что карточка приписывается не только к человеку, но и к конкретному транспортному средству. У вас в семье два автомобиля? Помогать будут только одному из них. Есть возможность сменить машину, но почему-то сделать это можно только один раз в год (у РАТ имеется карточка «Дуэт» на два авто, но стоит она, разумеется, дороже — уже 8500 рублей).

Да и с количеством водителей тоже не все так просто. Если РАМК позволяет вписать доверенное лицо, да и то лишь одно (например, жену), то у РАТ для нескольких водителей нужно покупать более дорогую программу.

Но главный недостаток — это экономическая целесообразность подобных карточек. Если в той же Германии любой вызов мастера или эвакуатора обойдется явно больше суммы в 49 евро (базовая ставка ADAC), то в России членство в автоклубах становится выгодным чаще всего, если вы попадаете в неприятность хотя бы два раза в год (сейчас вызов мастера для подзарядки аккумулятора обходится в 1200-1500 рублей, а эвакуация примерно в 2 тысячи). К тому же наши водители — это не изнеженные европейцы. И как заменить колесо или «прикурить» аккумулятор знает каждый мужик. Да и такое понятие, как взаимовыручка, для нормальных людей не простой звук.

И все же автомобильные клубы постепенно завоевывают место на рынке. Водители все чаще воспринимают членство в них как дополнительную страховку от неприятностей. Причем чем старше машина, тем более выгодной может быть покупка карточек.

Хотите рассказать друзьям про автоклубы? Тогда нажмите на кнопки соцсетей внизу!