Как считают в автошколах, такая ситуация сложилась из-за экономического кризиса: сначала упали продажи автомобилей, а за ними — число желающих получить удостоверения, сообщает «Коммерсант».
По данным ГИБДД, в минувшем году водительские права получили 1,87 млн человек или на 600 тысяч человек меньше, чем в 2014 году. Подавляющее большинство (1,3 млн) получили права категории В, еще 161,4 тыс. человек — категории С, 58 тыс. граждан — категории А и еще 61 тыс. — категории М. Для сравнения: в 2010-2013 годах ежегодно удостоверения получали 2,1-2,3 млн граждан, а в 2014 году — 2,46 млн.
Как считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, рынок просел примерно на 20% из-за экономического кризиса. Чтобы сохранить клиентов, многие автошколы снижают цены на курсы на 30-40%, иногда в ущерб качеству обучения, утверждает Шутылева. Правда, другие эксперты считают, что отток учеников из автошкол связан как раз-таки с завышенной ценой обучения.
В результате непомерных требований образовательных программ автошколы увеличили стоимость обучения – в столице до 40-45 тысяч рублей, в регионах – до 25-30 тысяч. Из-за повышения цены многие откладывают получение данной профессии. По нашим данным, более чем на 50 % снизилось количество желающих получить права. Как следствие, автошколы стали лукавить, демпингуя цены, порой привлекая граждан низкой стоимостью, которая в процессе обучения увеличивается в три раза.
На этом фоне МВД подготовило новый регламент, существенно усложняющий процедуру проведения экзамена. Согласно ему, сдавать практическую часть экзамена придется на время, а сроки собственно выдачи водительского удостоверения увеличиваются с одних суток до 15-30 дней.
Нельзя также забывать, что из-за масштабной реформы образования водителей, стартовавшей в 2013 году, сократилось и количество автошкол — за год с 8 тыс. до 6,9 тыс. Правда, на качестве обучения реформа радикально не отразилась: доля сдавших теорию с первого раза выросла в 2015 году с 70% до 75%, площадку — с 68% до 73%, город — с 48% до 50%.