Россияне не идут в автошколы из-за кризиса

В 2015 году число граждан, получивших водительские права, сократилось на 22%
Тимофей Исаев

Как считают в автошколах, такая ситуация сложилась из-за экономического кризиса: сначала упали продажи автомобилей, а за ними — число желающих получить удостоверения, сообщает «Коммерсант».

Источник: Фотобанк Лори

По данным ГИБДД, в минувшем году водительские права получили 1,87 млн человек или на 600 тысяч человек меньше, чем в 2014 году. Подавляющее большинство (1,3 млн) получили права категории В, еще 161,4 тыс. человек — категории С, 58 тыс. граждан — категории А и еще 61 тыс. — категории М. Для сравнения: в 2010-2013 годах ежегодно удостоверения получали 2,1-2,3 млн граждан, а в 2014 году — 2,46 млн.

Как считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, рынок просел примерно на 20% из-за экономического кризиса. Чтобы сохранить клиентов, многие автошколы снижают цены на курсы на 30-40%, иногда в ущерб качеству обучения, утверждает Шутылева. Правда, другие эксперты считают, что отток учеников из автошкол связан как раз-таки с завышенной ценой обучения.

В результате непомерных требований образовательных программ автошколы увеличили стоимость обучения – в столице до 40-45 тысяч рублей, в регионах – до 25-30 тысяч. Из-за повышения цены многие откладывают получение данной профессии. По нашим данным, более чем на 50 % снизилось количество желающих получить права. Как следствие, автошколы стали лукавить, демпингуя цены, порой привлекая граждан низкой стоимостью, которая в процессе обучения увеличивается в три раза. 
Сергей Лобарев
Председатель правления НП «Гильдия автошкол» России, директор образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы»

На этом фоне МВД подготовило новый регламент, существенно усложняющий процедуру проведения экзамена. Согласно ему, сдавать практическую часть экзамена придется на время, а сроки собственно выдачи водительского удостоверения увеличиваются с одних суток до 15-30 дней.

Нельзя также забывать, что из-за масштабной реформы образования водителей, стартовавшей в 2013 году, сократилось и количество автошкол — за год с 8 тыс. до 6,9 тыс. Правда, на качестве обучения реформа радикально не отразилась: доля сдавших теорию с первого раза выросла в 2015 году с 70% до 75%, площадку — с 68% до 73%, город — с 48% до 50%.

Как развивался кризис на автомобильном рынке