Сам рижский завод сделал лишь одну карету скорой помощи на шасси «Руссо-Балта С24/40». Зато несколько десятков машин на рижских шасси создали в Автомобильной Учебной роте в Санкт-Петербурге под руководством тамошнего врача Е. Ф. Климовича.
![Полугусеничный автомобиль времен Первой мировой. Машина на шасси «Руссо-Балта» серии С принадлежала авто-санитарной колонне имени Наследника Цесаревича Полугусеничный автомобиль времен Первой мировой. Машина на шасси «Руссо-Балта» серии С принадлежала авто-санитарной колонне имени Наследника Цесаревича](https://resizer.mail.ru/p/132364c2-ae4a-58e4-9e99-35f31ff8ba93/AQABzic_l8f8y4GysovHvBG9sy16VTHyID0H5wFFfjt6DLs35E9RNht8kOdBourR6g_nGMF9gTtfudiaczIr7umJwBA.jpg)
В бесхитростных деревянных кузовах сделали подвесные носилки. Такое решение будут применять на армейских санитарках еще несколько десятилетий. Медицинские автомобили на шасси «Руссо-балтов» разных моделей выпускали и иные российские кузовные фирмы.
Первой действительно серийной отечественной санитаркой стал автомобиль на базе 35-сильного грузовика АМО-Ф15. Завод разработал конструкцию уже в 1925-м и выпускал медицинские фургоны партиями. Аналоги на стандартных шасси делали различные предприятия в разных уголках СССР. Такая схема постройки санитарных автомобилей существовала, кстати, не только в 1920-х, но и в 1930-х годах.
![Ранний санитарный АМО-Ф15, изготовленный для Мосздрава Ранний санитарный АМО-Ф15, изготовленный для Мосздрава](https://resizer.mail.ru/p/278bb76d-69c7-5467-b0d0-83f248522df6/AQABEOmykmcNFrCLI6FF9X2OKHahrHVOTpSEZe3BE4UsT-NVPCzE10h9IOz4uTQdfk97SNc2uy__PD5ftruiBOepLQ8.jpg)
Большинство машин, работавших в СССР, выпускали небольшие авторемонтные заводы или мастерские. Как правило, использовали стандартные шасси полуторок ГАЗ-АА. Встречались автомобили и на базе легковых ГАЗ-А. Стандартная конструкция — деревянный каркас с обшивкой из стального листа. Как правило, машины имели довольно неказистый вид, но в московской скорой помощи работали и довольно элегантные модели, построенные тоже на базе полуторок.
![Московская скорая СП-36, сделанная на шасси полуторки, отличалась симпатичным кузовом Московская скорая СП-36, сделанная на шасси полуторки, отличалась симпатичным кузовом](https://resizer.mail.ru/p/8379d6a8-06c4-564c-a57f-108f2e8895ef/AQAB5AdjW-5Kx6rzRvrlY3GBdxkVxfl7ex0SKKvAqs3l-M6MlB8L4YUR9vEisjnm83xMAsQRFM3ozUl21J_23Z6nVIg.jpg)
Сам Горьковский завод изготовил первый санитарный прототип в 1935-м, а серийное производство ГАЗ-55 начал в 1938-м. Автомобиль вмещал до четырех носилок или десять сидячих больных. Машина имела удлиненные, более мягкие, рессоры и даже гидроамортизаторы от легкового ГАЗ-М1. Отапливалась санитарка теплом выхлопных газов. Машина с 55-сильным двигателем едва достигала 60-65 км/ч. Что, впрочем, по тем временам, было не так уж мало.
ГАЗ-55 не вытеснили конструкции мелких предприятий, поскольку ГАЗ санитарок делал относительно немного — до 1950-го изготовили всего 12 244 автомобиля. Во время войны ГАЗ-55 выпускали в упрощенном варианте, в частности на стандартной подвеске.
![Серийный ГАЗ-55 военного времени с упрощенными крыльями и одной фарой Серийный ГАЗ-55 военного времени с упрощенными крыльями и одной фарой](https://resizer.mail.ru/p/fab99bef-529d-5911-a65a-18ea3dd8ea92/AQABtCCRTTRyYxgrCdv-_PvqjbnWSFl5_IwBV4Ac-brEDsUR2iiBeEZ0CXI-yEPtuXO_AxkzU4owULhhPMxc-rixuG4.jpg)
Еще более простым был ЗИС-44 военного времени, который представлял собой деревянную с брезентовой крышей будку, установленную на стандартное шасси трехтонки ЗИС-5.
С 1950-го основным санитарным автомобилем СССР стал ГАЗ-653, переименованный после передачи в 1952-м производства в Павлово-на-Оке ПАЗ-653. За кабиной ГАЗ-51 стоял отдельный дерево-металлический с дерматиновой крышей модуль, куда можно было усадить 13 пассажиров или установить до четырех носилок.
Подвеска ПАЗ-653 была более мягкой, чем у грузовика. Для военных делали и вариант на полноприводном шасси ГАЗ-63. ПАЗ-653 сняли с производства в 1958-м. Медики стали получать более удобные для повседневной работы автомобили.
![Самый массовый санитарный автомобиль 1950-х — ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 с мотором в 70 л.с. С 1952 по 1958 гг. сделали 11 550 таких машин Самый массовый санитарный автомобиль 1950-х — ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 с мотором в 70 л.с. С 1952 по 1958 гг. сделали 11 550 таких машин](https://resizer.mail.ru/p/0cc7fa4b-cb87-5709-bb4c-f3f9c175191e/AQABgqSm9GgCNY_P4COCM_eiouzQITjNwzcy37E7k9IEdmbi_YJXFbinyMu6pYtQ3r4P91CWnNKMgNYgWel_MwtodUQ.jpg)
Кремлевка для народа
Впрочем, более комфортные, маневренные и быстрые санитарки появились еще в 1930-х, но делали их на базе представительских моделей Завода Имени Сталина. ГАЗ-М1 на роль санитарного автомобиля явно не подходил, а вот ЗИС-101С с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 90 л.с. выпускали серийно, хотя и в небольших количествах.
![Санитарный ЗИС-101С на базе представительского седана — предвоенного флагмана советского автомобилестроения Санитарный ЗИС-101С на базе представительского седана — предвоенного флагмана советского автомобилестроения](https://resizer.mail.ru/p/e8524b47-b7b6-53a8-9c34-0e99f73517e2/AQABbmlMsl9eilOcW4G4xgjreXjGCjil9XlQK5SKdVMRpmJKaBeqXJ2pxIJlzOQlkhmMzSDVp-U-kwFDoOr_eDZMzto.jpg)
Для носилок в задней стенке сделали люк (у стандартного 101-го крышки багажника не было). Послевоенный аналог — ЗИС-110А, построенный на базе роскошного по тем временам лимузина ЗИС-110, вместо крышки багажника получил дверь, как у более поздних хэтчбеков.
![](https://resizer.mail.ru/p/57e1fae5-f11c-519f-b835-48d8022f4796/AQAB0gpHBQLrHwvTpC1k2UAQ8y5BVZkf1OwTbiV77LbEBTXmDM46ukdbTk_SduHfn5D_q5ArP6w-Vmy6jNzJ5vZc6Es.jpg)
Санитарных автомобилей, тем более легковых, в стране постоянно не хватало (со второй половины 1950-х в СССР поставляли чешские Skoda 1201 и 1202), поэтому компанию ЗИСу составил ЗИМ ГАЗ-12. Носилки, опять же, задвигали в машину через крышку багажника, навешанную у медицинской модификации на внешних петлях. Рядом с больным могли сидеть два медика, а запасное колесо спрятали за левой задней дверью.
![ГАЗ-12Б ЗИМ серийно выпускали с 1950 по 1961 гг. ГАЗ-12Б ЗИМ серийно выпускали с 1950 по 1961 гг.](https://resizer.mail.ru/p/e2de5a65-d5cb-5c2c-8407-0995e750160f/AQABgoIuxN6GI9O0Ivgr4ixQKa_AawFOkC57JeuQ_9hqVa7wikz7D3fU36i2WclV7RgHwXNvuhDd3mXJF5vGGJUaEUo.jpg)
ЗИСы и ЗИМы работали вплоть до второй половины 1960-х, когда их окончательно вытеснили более дешевые и практичные машины.
Помощь на дому
Массовое послевоенное производство относительно недорогих легковых автомобилей и рост городов, особенно спальных районов на окраинах, обусловили появление еще одного класса санитарок — «Москвичей» всех моделей, начиная с 400-го.
Лежачего больного в такой машине, разумеется, не перевезти, зато врач на дом приедет, а не придет. Как и в «настоящих» санитарных машинах, в салонах «Москвичей» была легко моющаяся обивка, а вот специальной окраски не было.
![Полноприводный санитарный УАЗ-450А серийно производили с 1958 г. Несколько лет, начиная с 1961-го, выпускали и моноприводный вариант УАЗ-451А Полноприводный санитарный УАЗ-450А серийно производили с 1958 г. Несколько лет, начиная с 1961-го, выпускали и моноприводный вариант УАЗ-451А](https://resizer.mail.ru/p/6231a164-7479-58f5-9a61-8bfa3e218063/AQABIYEnkK-U-GBQrJWqkB27wYVlsP3JrUHet65HP1mZEMyhYswVgYepilAq614amhfn5ZKPD0YfJ2GJpdALwV3VEv4.jpg)
Для перевозки носилок не годилась ни «Победа» (попытки сделать такой автомобиль предпринимали, но не на ГАЗе), ни стандартная «Волга». Но в конце 1950-х УАЗ и РАФ стали выпускать микроавтобусы — наиболее просторные, удобные и для пациентов, и для медиков санитарные автомобили.
А полноприводный УАЗ-450А, пусть и не очень комфортный с точки зрения подвески, проезжал там, где иной медицинский автомобиль пробраться просто не мог.
![Один из самых массовых санитарных автомобилей 1960-х — созданный на «волговских» узлах РАФ-977И Один из самых массовых санитарных автомобилей 1960-х — созданный на «волговских» узлах РАФ-977И](https://resizer.mail.ru/p/151bd15a-8447-55e7-aca0-7b37c8dc2d7b/AQAB0V8r7ltAZ2DnAOhV-9vRtxmPIgE4jqcrYUa4wvMzrjqQKxuIat77PHgk5NGvq_FyQL8XHf-5ZEJcs62LkE_wSu4.jpg)
С 1961-го в ряды санитарных моделей влилась «Волга» ГАЗ-22Д с кузовом универсал. В ней рядом с больным тоже размещались два медика, был подвод теплого воздуха в медицинский отсек, а запаска, как и у ЗИМа, стояла за левой задней дверью.
![Автомобиль скорой медицинской помощи — «Волга» ГАЗ-22Д Автомобиль скорой медицинской помощи — «Волга» ГАЗ-22Д](https://resizer.mail.ru/p/fa659f70-af61-5d06-89af-acaec9f7e6be/AQABFJhxEWHlpVy-OnImBupc-SUqPhYdkbOz6DpeyYlETfyRvsnCy5DAo8hzLGOckgOuxeuj4F-lHyXWoLkPnHvDepQ.jpg)
Все последующие модели «Волги» — универсала имели санитарные модификации. А запаску, начиная с ГАЗ-24-03, располагали уже под полом, увеличив полезный объем автомобиля.
![Санитарную «Волгу» ГАЗ-24-03 делали с 1972 года Санитарную «Волгу» ГАЗ-24-03 делали с 1972 года](https://resizer.mail.ru/p/7f49add6-a9e9-53e3-83fb-7c7bd92aae42/AQABlKHzZDa3OpkW9lvh0ImlBaOIlia2wfFEzhlG07A-O0TPTZuIF0AxyKUK9LJj_T0smiymIG8hqyRFuqVDmTIlZ2Y.jpg)
Медицина развивалась быстрее отечественного автомобилестроения. В конце 1970-х из СССР в финский город Тампере поступил заказ на создание модификации РАФ-2203 — реанимобиля с высокой крышей.
![РАФ-22031 «Латвия» — предсерийный образец РАФ-22031 «Латвия» — предсерийный образец](https://resizer.mail.ru/p/476e5751-6e9f-516f-957b-71888195a926/AQABMjLMYKcNYIa9GxLhx96fb6US05wDJZTK_n9HUtSgjebXa1BHz2kanGQlkJdYQmzPKcBylYZCRdsnHhAE-mf03Oo.jpg)
Фирма Tamro его изготовила и наладила производство. Позднее аналог — РАФ-2914 — освоил и сам рижский завод. Финны, кстати, сделали также высокую «Волгу» и УАЗ. Но такие автомобили изготовили в очень небольших количествах.
![Реанимобиль РАФ-2203 Tamro и высокий вариант санитарной «Волги», построенный финнами Реанимобиль РАФ-2203 Tamro и высокий вариант санитарной «Волги», построенный финнами](https://resizer.mail.ru/p/4b60b17f-f365-5d33-8674-2c1e9c6fbd19/AQABwZ3hddkMzDH4UwV-9GgQxyh_WbkTASSpY7tx0o4fBDrH2J5kVhoTKKNeTUsjIT7i4Qo3HU631G4Q9xaw9ITHD6M.jpg)
Когда РАФ уже мучительно умирал, а ГАЗ стремительно завоевывал страну «Газелями», в том числе санитарными, завод «Москвич», в поисках применения своим уже слабеющим силам, создал прототипы высокого санитарного универсала на базе «Москвича-2901». Образцы делали вплоть до начала 2000-х, но в серию автомобиль так и не пошел.
![Медицинский автомобиль на базе «Москвича-2901» серийным не стал Медицинский автомобиль на базе «Москвича-2901» серийным не стал](https://resizer.mail.ru/p/564d5da7-efd1-5a31-94d5-e2dada82c417/AQABh2kaA7EcbZm8PCafx8YT-2HxlGSA1U-ByVSqMJbrbmcCkFBeNT0s_QKZin-jYenF2nzu7ntlKbZLf4uRf3zK1-s.jpg)
Отгадки и загадки
Наконец, в СССР существовало немало санитарных автомобилей, о которых редко писали в журналах и не упоминали в отраслевых справочниках автопрома. Скажем, санитарный ЛАЗ-695Б, созданный в 1960-м по заказу военных. Вообще-то, санитарные автобусы не были новостью. Еще во время войны в таковые переделывали предвоенные городские ЗИС-16.
Существовал и санитарный вариант ПАЗ-672. Но ЛАЗ был заднемоторным, поэтому для носилок пришлось сделать люк в правой части передней стенки машины. Интересно, что некоторое время люки делали и на серийных ЛАЗах — на случай санитарного применения во время войны.
![Санитарный автобус на основе ЛАЗ-695Б изготовили по заказу военных в 1960-м Санитарный автобус на основе ЛАЗ-695Б изготовили по заказу военных в 1960-м](https://resizer.mail.ru/p/b5238116-7c85-52fd-aa7c-d96a597e137e/AQABpkTlSQaMLTWCB3Ky-4hiQx8dgEa55lRUssiRCUT0rMQRUtA7JwO9LQXwSgLYVDUAjhn2rSd-O7rWnrEs37iHcSw.jpg)
Несколько санитарок сделали и на базе зиловских люксовых микроавтобусов ЗИЛ-118, носивших сначала имя «Юность» и выпускаемых отдельными экземплярами с 1961 г. Завод хотел развернуть серийное производство таких машин и демонстрировал их возможности в разных профессиях.
Два ЗИЛ-118А со 150-сильным мотором V8 и подъемной средней частью крыши на кожаных мехах сделали в 1968-м для главной больницы СССР. Лишь через десять лет изготовили следующие две санитарки — ЗИЛ-118КА с высокой крышей, а в 1984-м еще три машины с низкой — ЗИЛ-118КС. Некоторые автомобили вовсе не обслуживали «кремлевку», а работали на одной из обычных московских станций скорой помощи.
![](https://resizer.mail.ru/p/f71468cc-3444-5442-ae2e-1913c06145e4/AQABgiMzq73qqgp3uaDuNvfzz5qdGAy6H0RCtPdjO-ANRM4US0ysIxaM2eZqu8YDYsla9DqCLQDcbC_MuCY9U5whnLs.jpg)
А вот «Чайки»-универсалы делали исключительно для 4-го главного управления Минздрава, обслуживающего руководителей партии и государства. Горьковский завод старательно и успешно открутился от хлопотного заказа, поэтому разработкой и производством ГАЗ-13С занимался РАФ.
Черные — без специальной окраски и красных крестов — машины со 195-сильными моторами делали в Риге из стандартных седанов, изготавливая крышу, заднюю дверь, другие детали. Запасное колесо удалось пристроить, опять же, только за левой задней дверью.
![Санитарный ГАЗ-13С «Чайка» производства РАФ Санитарный ГАЗ-13С «Чайка» производства РАФ](https://resizer.mail.ru/p/be05fe5a-fce9-58f3-9dd0-5ba519475727/AQABA2LTQoR640B-7jZNHPH3U42nMQO9v0cP4Jup3lqi6Nsqco5erPspNu_OaKUcPeZzUniortMPhXPGEjyBz6ZfTOI.jpg)
Две машины с кузовами фургон прямого отношения к нашей теме не имеют, но не упомянуть их невозможно. Фургоны с кондиционерами сделали для Вьетнама. На машинах (одна — запасная) в случае войны предполагали вывозить из мавзолея в горное хранилище тело основателя компартии Вьетнама Хо Ши Мина.
![Два таких фургона на основе ГАЗ-13С изготовили для Вьетнама Два таких фургона на основе ГАЗ-13С изготовили для Вьетнама](https://resizer.mail.ru/p/88a385a7-ffb8-526a-b6da-6e219c915100/AQABFz54tR4gVcu_jlO0s5XSCdcCPpEWDN4ccbWbPicbJGsWsKwLucLPfyhgfelVovihii9iPXOmG9kd-KwSu7OuI6Y.jpg)
После ГАЗ-13 на РАФе сделали несколько ГАЗ-РАФ-3902 — высоких универсалов на базе ГАЗ-14. Ветераны РАФа вспоминали, что один такой автомобиль, окрашенный в белый цвет, отправили на Кубу для кортежа стареющего Фиделя Кастро.
![ГАЗ-РАФ-3920 построили, видимо, всего в пяти-шести экземплярах ГАЗ-РАФ-3920 построили, видимо, всего в пяти-шести экземплярах](https://resizer.mail.ru/p/d22e623f-9ecb-5f0b-bd20-7e54552c2493/AQABeDjNul7uN5Vy5lNmVtFxKFiF2C05fDBLtckTTD0MFC7Nf4b0f3pyJCtLBXoLaNyL3JZ8EaPHN_EdNcVU5I-hYGc.jpg)
В кортеже нашего еще более стареющего генерального секретаря ездили универсалы на базе «членовозов» — огромных лимузинов ЗИЛ. Таких машин модели ЗИЛ-41042 сделали всего четыре — две на базе ЗИЛ-4104 и две на основе ЗИЛ-41047.
![Самая мощная и быстрая советская санитарка — ЗИЛ-41042 с 315-сильным двигателем была создана для кортежа первого лица СССР Самая мощная и быстрая советская санитарка — ЗИЛ-41042 с 315-сильным двигателем была создана для кортежа первого лица СССР](https://resizer.mail.ru/p/e0d5b811-3577-53c2-9da7-2ce66bfcdc2c/AQABBDIYih-QClyJbKteG6afbQSnFlFrIqMN3BoQ4vobAsnc7Nc60MH-Ya2Xny9gSMOMR2HwJjmbNIhV8IPmqs5JbC8.jpg)
Теперь правительственные санитарки, разумеется, очень высоко ценят коллекционеры. Обычных линейных машин сохранились единицы, в плачевном, как правило, состоянии. Впрочем, некоторые автомобили уже воссозданы, иные — в работе. Желаю здоровья их реставраторам, да и всем остальным, конечно!