Сразу и не догадаешься, что такими восторженными словами немцы могут описывать свежий продукт российского автопрома.
Помолодел на 20 лет
И все же, это правда — редактор немецкого издания Spiegel прокатился на универсале Lada Kalina и поделился своими впечатлениями. «На этом автомобиле ты чувствуешь себя на 20 лет моложе. Машина излучает ауру компактного автомобиля начала девяностых: шикарный обзор, простой пластик в отделке, достаточно места, несмотря на скромные размеры, 98-сильный мотор и ни одной кнопки или рычага, о предназначении которых ты не догадываешься.
А как он едет! Слышишь работу мотора, и тебе сразу всё понятно. Хотя при переключении 5-ступенчатой механической коробки приходится прилагать чуть больше усилий. Зато по обратной связи на руле сразу понимаешь, что за покрытие у тебя под колёсами. Восхитительно! Именно такой была езда на автомобиле ещё совсем недавно».
Кому-то может показаться, что в этих словах больше иронии или даже издёвки, но на самом деле о существовании автомобилей Lada немцы знают. На то есть несколько причин. Тут и ГДР-овское прошлое в Восточной Германии, куда советские машины поставлялись на экспорт, и неприхотливость внедорожника Lada 4x4 (последнюю версию Urban даже стали продавать под модным названием «Хипстер»!), и, конечно же, цена тольяттинских автомобилей. Скажем, универсал Lada Kalina Kombi предлагается на немецком рынке по цене от 7750 евро — просто даром по местным меркам!
А вот еще цитата из текста о «Калине»: «Парковка на “Калине” доставляет настоящее удовольствие. Водителя не раздражает ни один писк, а ориентироваться надо как в автошколе — по зеркалам и смотря через плечо. А низкая линия остекления дарит комфорт, доступный не в каждом современном авто — ведь свой локоть водитель может положить на “подоконник” слева».
Лучше динозавра
Журналисты издания Auto Bild протестировали внедорожную модификацию Lada Kalina Cross: «На фоне старого “динозавра” — “Нивы” — АвтоВАЗ вывел на рынок современный кроссовер. Цены на Kalina Cross начинаются с отметки 10 690 евро, и тем самым модель выступает в одной лиге с Dacia Sandero Stepway (от 9590 евро)... И при этом серийное оснащение достойное: климат-контроль, аудиосистема с возможностью подключения телефона, передние сиденья с подогревом, центральный замок и электростеклоподъемники». Одновременно автор статьи отмечает неплохой двигатель, который становится шумным только на скоростях свыше 120 км/ч, а работа печки зимой, по словам немца, превращает салон в настоящую «Banja».
А ведь еще у АвтоВАЗа в Германии есть свой клуб! И в нём особо преданные фанаты обсуждают особенности модификаций «Лад», причем зачастую знают их даже лучше россиян. А недавно один особо преданный поклонник приобрел универсал Lada Kalina для своей таксомоторной фирмы, и теперь автомобиль развозит пассажиров в пригородах Мюнхена!
Ну вот и минусы
Живи мы в советское время, этими строками рассказ надо было бы и закончить, написав, что «даже капиталисты полюбили продукцию из СССР». Но... Spiegel и Auto Bild указывают на серьезные недостатки российского автомобиля. Например, расход топлива в 7,6 л/100 км при заявленном уровне в 6,6 литра, неудобство погрузки вещей в багажник, слишком простую отделку, а также посредственный комфорт. В общем, «для тех, кто много ездит каждый день, по грунтовым дорогам или с пассажирами, покупка такого автомобиля не выглядит убедительно», — продолжают журналисты.
И это — не говоря об отсутствии современных систем безопасности! Еще летом у АвтоВАЗа на европейском рынке возникали проблемы с продажами из-за отсутствия на базовых моделях двух подушек безопасности, систем ABS+ESP и датчиков давления в шинах, которые по новым стандартам Евросоюза являются обязательными. Слава Богу, эти трудности удалось решить. Но, например, таких вещей, как системы экстренного торможения или контроля мертвых зон, у «Лады» нет даже за доплату, что также представляет большой минус в глазах европейцев.
Да и если верить статистике продаж, покупают вазовские машины в Германии неохотно. Скажем, в 2015 году в стране был продан 1181 автомобиль Lada — на целый... 1 автомобиль больше, чем годом ранее!
Конечно, можно пошутить на тему, что в Германии Lada обгоняет по продажам Lamborghini и Rolls-Royce, и это даже будет правдой. Но будем честны, прежде всего, сами перед собой: при наличии крупнейшего в Европе автомобильного рынка марка Lada остается для немецкого потребителя экзотикой. Этаким аттракционом, на который можно иногда залезть, чтобы получить удовольствие, вспомнить былое или даже пощекотать нервы. Ну или автомобилем, который не жалко использовать для езды по пересеченной местности или где-нибудь в горах. Еще для части жителей Германии — иммигрантов из стран бывшего СССР и их потомков — машины Lada являются приятным напоминанием о молодости. О серьезном же продвижении марки Lada на немецком рынке пока что говорить не приходится: до лавров массовости «Фольксвагена» или «Опеля» российским автомобилям примерно как от Вольфсбурга или Рюссельсхайма до Тольятти.