— Совсем оборзели! Что я сделал?! Не имеете права! — водитель фуры, проехавший на красный свет, вопит на всю улицу. Инспектор ДПС пытается урезонить пылкого дальнобойщика, но даже убедительный благодаря «калашу» вид не помогает. Показываю скандалисту видео, где нарушение прекрасно видно — номера автомобиля и сам маневр от начала до конца на фоне запрещающего сигнала светофора.
Водитель не унимается и, наконец, приводит самый лучший в мире аргумент. «Ну и что? Ну и что?!» — повторяет он в исступлении. И только штраф в 1000 рублей понизил градус страстей.
Это — крайняя стадия недовольной реакции водителей на скрытый патруль ДПС. Ярость! Одна мысль о том, что теперь из любого соседнего автомобиля за дорогой может наблюдать гаишник, приводит в бешенство некоторых любителей отступать от правил.
Эффект неожиданности
Скрытые патрули ДПС начали работу в Москве в ежедневном режиме 13 ноября. И в одном только Восточном округе с их помощью засекли 482 нарушения за первые три недели, то есть примерно по 25 в день. Причем статистика ведется лишь по значительным проступкам. К примеру, она не учитывает случаи, когда водители не пропустили пешеходов. Цифры говорят сами за себя. А чтобы лично оценить нововведение, мы провели один день в скрытом экипаже на обычном сером Ford Focus.
Долго ждать не пришлось. Слева бодро обходит наглухо тонированный Hyundai Tiburon. Наш клиент! Инспектор пристраивается сзади и передает по рации данные: «17-й, в твою сторону движется в левой полосе Tiburon, цвет серый, номера нечитаемые, тонировка». Переваливаем через мост, утыкаемся в пробку и издалека замечаем, как в сторону нарушителя быстро подходит инспектор. Наметанным глазом он уже распознал нужный автомобиль в потоке.
За рулем девушка. Ситуация явно привела ее в замешательство.
— Вы знаете, что вас остановили с помощью скрытого патруля ДПС? — спрашиваем, пока гаишник выписывает штраф.
— Да, мне уже сказали, — судя по выражению лица, девушка все еще в шоке, и в глазах по-прежнему читается вопрос «как?!».
— И как вы к этому относитесь?
— Ну, вообще, это правильно! А я законопослушный водитель и ничего не нарушаю, — очень растерянно и неуверенно заметила девушка.
Отпираться от очевидного она не стала, добровольно решив снять тонировку и даже не потребовав провести замер уровня светопропускания стекол.
Не спрячешься?
Пока мы вновь выдвигаемся на маршрут, инспекторы делятся подробностями «тайной» работы. Перед началом смены каждый знает, где и какой экипаж будет дежурить. Поэтому в любой точке скрытый патруль быстро ориентируется, кому удобнее перехватить нарушителя. Если тот покинет территорию округа, данные автомобиля через дежурную часть передают коллегам-соседям.
Теоретически остаться безнаказанным, конечно, можно. Нарушать правила гаишники на гражданской машине не станут, а экипажами все улицы Москвы не закроешь. Такую ситуацию мы и увидели. Водитель кроссовера, видимо, очень торопился, поэтому объехал пробку по выделенной полосе для общественного транспорта и скрылся на одной из прилегающих улиц. А в том районе остановить нарушителя было некому...
— Все никак не могу привыкнуть, что я на обычной машине без спецсигналов, — признается инспектор Алексей, рефлекторно потянувшийся к отсутствующему пульту включения мигалок. — Иногда так и тянет догнать нарушителя, прижать к обочине...
Но — нельзя. У скрытого патруля другая функция, наблюдательная. Увидеть и передать. Они выявляют «чертей в тихом омуте», которые именно при виде машины со спецсигналами превращаются в порядочных и законопослушных. Впрочем, это не значит, что «тайный инспектор» всегда будет бездействовать.
— По закону «О полиции» мы имеем право остановить лихача и из скрытого патруля, — объясняет Алексей. — Но есть распоряжение, которое позволяет сделать это только в случае реальной угрозы для других водителей. Например, если видим за рулем явно нетрезвого человека. А когда заметили аварию, мы обязаны остановиться, вызвать наряд ДПС, оградить место происшествия, оказать помощь раненым. Если машины мешают проезду — убрать их к обочине, зафиксировав обстоятельства аварии.
Будто в подтверждение слов об отсутствии угрозы — следующая попытка остановить нарушителя. Вот мы поймали в объектив камеры беззаботного водителя «Опеля Астры», который увлеченно разговаривает по телефону. Но... инспектор просто не успел перейти на другую сторону шоссе. Необходимости создавать аварийную ситуацию и устраивать погоню нет, поэтому болтливый нарушитель на этот раз скрылся за горизонтом.
Какие ваши доказательства?
Максимально эффективно скрытый патруль работает в связке с конкретным дежурным экипажем. Наш «гражданский» Ford Focus занимает позицию неподалеку от опасного пешеходного перехода на Щелковском шоссе. Восемь полос, скорости высокие, а светофора нет. Конечно, сам факт, что на загруженной многополосной дороге в Москве до сих пор остались такие переходы, уже заставляет негодовать. Причем как водителей, так и пешеходов. Но здесь, отмечают инспекторы, они бессильны. Полномочий у гаишников с каждым годом все меньше, и даже знаки на дорогах столицы — и те устанавливает ЦОДД.
Водители на широкой прямой дороге, ничего не подозревая, проносятся мимо пешеходов. Хотя инспекторы обязаны и в гражданской машине находиться в форме, кто же их в движении разглядит? Информация сразу поступает гаишникам, дежурящим в километре от нас.
Оказалось, шок и ярость — это не самая распространенная реакция автомобилистов на нововведение. Чаще всего — отрицание вперемешку с негодованием. Практически все, кто не пропустил пешеходов, потребовали доказательств. В таких случаях инспектор из скрытого патруля подъезжает к месту оформления штрафа и подтверждает факт нарушения.
— По закону предъявлять видеозапись нарушителю требуется только в случае, когда речь идет о превышении скорости, — объясняет заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Восточному округу Москвы, майор полиции Антон Овчинников. — При работе скрытого патруля ГИБДД достаточно того, что инспектор ДПС определил нарушение визуально. Административное дело возбуждается на основании его рапорта, в котором указывается место и время. Если водитель не согласен, то в течение десяти дней он вправе обжаловать решение.
Но водитель «Ларгуса» не в курсе. Он вышел из себя и на повышенных тонах начал объяснять инспектору, что из видеотехники должно быть в служебной машине и как надо правильно фиксировать нарушения. Выглядело весьма забавно. Это как если на судебном заседании обвиняемый скажет, что у судьи неправильный молоток, поэтому решение несправедливое. Даже после демонстрации фото от позиции «я не я и лошадь не моя» упрямец так и не отступился.
Вторая нарушительница тоже поначалу ушла в глухую оборону и громко рассказывала про своего ребенка-инвалида. А то, что число инвалидов в стране могло только прибавиться, видимо, ее не волновало. Кадр с нарушением все-таки убедил — отпираться бесполезно.
Таких случаев, признаются инспекторы, сотни. Люди, услышав краем уха «из телевизора» о неких законах или правилах, демонстрируют липовые знания. Про то, что для постановления требуется лишь показание гаишника, они не слышали.
— Яркий пример плохой осведомленности водителей — случай с эвакуацией, — продолжает инспектор Алексей. — Они услышали, что забирать машину теперь можно только, если есть табличка «Работает эвакуатор». На самом деле это касается лишь территории под знаком «Остановка запрещена». Припаркованных на тротуаре или инвалидных местах по-прежнему законно эвакуируют без каких-либо дополнительных табличек. Водители же начинают спорить, говорят, по телевизору рассказывали иначе. Показываешь им правила — все равно не верят!
Это, на наш взгляд, не менее важная задача инспекторов ГИБДД — разъяснять водителям тонкости российского законодательства, а не только штрафовать за нарушения. За несколько часов нашей работы в команде со скрытым патрулем «попались» десять человек. Общение показало — водители, привыкшие ездить как попало, воспринимают нововведение в штыки. Еще бы! Ну как теперь быть уверенным, что за тобой не следят из соседней машины? Придется ездить по правилам. И уж, как минимум, выучить их и разобраться в законах.