Конечно, были кризисы в 1998 и 2003 годах, но тогда и сам рынок был гораздо меньше, да и восстановление проходило гораздо быстрее.
А сейчас настроение грустное. Раньше было понятно — вот оно дно, хуже уже не будет. А сейчас никто не понимает, когда же станет лучше. Рубль обесценивается, власти говорят о сокращении бюджета, цены на нефть продолжают снижаться. В общем, ни одного положительного симптома пока нет.
К тому же надеяться на то, что сейчас производители начнут делать скидки на автомобили, не стоит. В России и так сейчас самые дешевые автомобили в мире. Конечно, если переводить цены с рублей в доллары или евро. Не верите?
В США Kia Rio 1.6 с автоматом стоит $16 220. В пересчете получается более 1,2 млн рублей. В России же, даже без учета скидок — менее 700 тысяч. А, скажем, Toyota RAV4 2.5 в Америке оценивается в $31,5 тыс. или почти 2,4 млн. В России — от 1 746 000 руб. И таких примеров масса. Причем, не только в бюджетном сегменте, но и в премиальном — например, Porsche Macan S в Америке стоит в пересчете на рубли от 4,1 млн, а в Германии — от 5 млн, а у нас «всего» 3 877 000 руб.
И все же российский рынок летит в пропасть. По итогам 12 месяцев падение составило 36% (а в декабре снижение было 45,7%). Причем не надо забывать, что нынешние показатели сравнивают с 2014 годом, который уже был очень сложным. Чтобы понять весь масштаб катастрофы, надо посмотреть на результаты рекордного 2012 года — тогда в России было продано 2 938 789 автомобилей. А в прошлом... всего 1,6 млн. При этом рынки Европы и США демонстрируют отменный рост. В Америке вообще установлен новый рекорд по продажам — в 2015 году там было реализовано в общей сложности 17,47 млн машин.
Потеряли практически все, за редким исключением — среди относительно крупных игроков в плюсе оказались лишь Porsche и Lexus. Которые не только смогли сдержать цены, но и вывели на рынок важные для себя модели (кстати, самым популярным Porsche оказался не «доступный» Macan, а более дорогой Cayenne). Остальные же соревновались в том, что упадет меньше всех.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ
Получилось далеко не у всех — как это часто бывает в условиях кризиса резко просели компании «второго эшелона», американский GM так и вовсе не захотел нести убытки и фактически ушел с рынка (остались только премиальные «Шеви» и Cadillac — последний, кстати, чувствует себя весьма недурно). А Honda ушла на «схему 90-х годов», когда машины отгружались клиентам только после предоплаты (то есть ждать автомобиль надо несколько месяцев). И клиентов это явно не радует — в ноябре, например, продажи Honda рухнули на 90%, в декабре на 87%, а по итогам 2015 года марка показала минус 78%. В подвешенном состоянии находится и SsangYong — формально эта марка есть, но фактически сборка автомобилей прекращена. «Большие минусы» есть и у других производителей: Peugeot, Citroen, Chery, Jeep.
Лидеры по 70% не теряли, но и здесь у некоторых ситуация весьма печальная. Примерно на 40% снизились в 2015 году продажи у Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Ford и Mazda. А Mitsubishi просела на 55%. На этом фоне отлично выглядят результаты корейцев — Hyundai и Kia со своими минус 10% и 16% занимают в общем зачете второе и третье место, пропустив вперед только Lada. Именно Hyundai и Kia показали рекордный рост доли рынка — если в 2014 году Hyundai имела 7,4% российского авторынка (Kia — 7,9%), то сейчас у каждой из них по 10,2%.
Личный зачет
А вот опередить Lada Granta по итогам года «корейцам» не удалось, хотя в последние месяцы Solaris регулярно опережал «Гранту» в «личном» зачете. Однако разница между «Ладой» и «Солярисом» сократилась до минимума — 120 тысяч против 115. Причем идущий на третьем месте Kia Rio проигрывает не так и много — 97 тысяч проданных машин. Эти модели значительно опережают всех преследователей — находящийся на четвертом месте Volkswagen Polo проигрывает им в два раза.
Кроме того, можно отметить, что в список 25 самых популярных моделей в России входит сразу 10 кроссоверов и внедорожников! Лидирует здесь Duster, затем идут две «Нивы» («старая» и «новая»), а на четвертом месте оказалась недешевая Toyota RAV4.
Что будет в 2016 году? На положительную динамику рассчитывать не стоит. Ведь цены на автомобили (как и на продукты питания, одежду и прочее) будут расти... Согласно прогнозу АЕБ, в 2016 году рынок упадет, как минимум, на 5% по сравнению с 2015.