Туризм не для всех. Вокруг Иссык-Куля на «Туарегах»

На каждый километр наш караван тратил полдня. Но скорость нас устраивала. Ведь это была скорость набора высоты
Павел Ёлшин

За счетчиком пробега тут следить не так интересно, как за штатным альтиметром, который в «Туареге» выводится на экран в центральной консоли и выглядит нарочито по-авиационному. Большинство владельцев этой модели наверняка уверены, что высотомер — ненужный прибор, с помощью которого производитель создает в салоне машины антураж вездехода. С этой убежденностью можно проездить всю жизнь, пока не захочется настоящих приключений.

На Тянь-Шане, куда мы прибыли, альтиметр — прибор не лишний. Наш путь лежал на высоту 3800 м, которая для многих машин уже на грани возможностей. Из-за нехватки кислорода двигатели тут теряют мощность, и их выхлопные трубы начинают беспомощно дымить белыми клубами. Человеческий организм тоже проходит испытание, это можно увидеть наглядно. Достаточно взять пустую пластиковую бутылку: если в Бишкеке ее смять и закрыть крышкой, то уже через три часа пути на берегу Иссык-Куля она будет надутой. То же происходит и с вашими сосудами. А это был подъем всего лишь на 800 метров. Дальше будет сложнее.

В понимании прожженных джиперов отправляться в горы следует на подготовленном «экспедиционнике» — лучше всего с рамной конструкцией, переобутом в специальную резину, оснащенном цепями, «хайджеком» и прочей вездеходной атрибутикой. В нашем случае маршрут предстояло пройти на самых обыкновенных «Туарегах», не оборудованных даже CB-радиостанциями. Карманные рации (бьющие на несколько сотен метров) — вот и весь наш «джиперский» арсенал. Так что в сложной ситуации остается полагаться только на штатные возможности самой машины.

Для начала проведем инвентаризацию: чем будем пользоваться на бездорожье? У базового «Туарега» с трансмиссией 4Motion нет пониженного ряда передач, а постоянный полный привод осуществляется через самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen. Электронику, имитирующую межколесные блокировки, можно перевести во внедорожный режим — и на этом, собственно, всё. Нам предложили испытать трансмиссию посерьезнее — 4XMotion, которая, во-первых, оснащена «понижайкой», а кроме того, машина может похвастать честными механическими блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциалов. Плюс — регулируемая пневмоподвеска (в критической ситуации клиренс можно увеличить до 30 см), а также амортизаторы переменной жесткости, позволяющие выбрать одну из трех настроек.

6фотографий
Все машины в нашей экспедиции имели одинаковые моторы — дизельные V6 объемом 3 л, развивающие 245 л.с. Цена такой машины с опциональной трансмиссией 4XMotion — от 2,875 млн рублей с учетом действующих этой зимой скидок. Если предпочесть версию попроще (4Motion), то экономия составит 65 тыс. рублей

1625 м. Улуу жибек жолу

На обочине — кузов старого советского автобуса, он превращен в недвижимость: на нем красуется гордый плакат «СТО Мерседес». При въезде в долину Сары-Джаз вас встретит табличка, предупреждающая об угрозе заражения чумой (рекомендуется делать прививку за 15 дней). Такие детали сразу настраивают путешественников на правильное восприятие окружающей действительности.

11
Вторая модель «Жигулей», груженая металлоломом, дает верное представление об автопарке страны. Если же у вас Mercedes с автоматом — то вам к Ивану Илларионовичу (листайте нашу галерею)

Пусть не вводит вас в заблуждение понятие «ближнее зарубежье»: Бишкек располагается дальше от Москвы, чем Париж и Лондон. И знаем мы про эти места гораздо меньше, чем про Европу. Здесь еще остались следы неандертальцев и архантропов, а также наскальные рисунки времен каменного века. И если верить тому, что рассказывают туристам в местном этно-комплексе, предки киргизов брали Пекин и давали бой Александру Македонскому, а в IX-X веках Кыргызский каганат охватывал Южную Сибирь, Монголию и верховья Иртыша. И лишь позднее государство сократилось до сравнительно небольшой территории в Средней Азии.


Сегодня о великих событиях прошлого напоминают разве что шелковые ленточки прямо под колесами машин. Их прикрепляют к разделительной линии, отмечая, что тут проходил Улуу жибек жолу (по-киргизски — Великий Шелковый путь).

14

2900 м. Не ту машину назвали «Грантуризмо»

За 13 лет своего существования Volkswagen Touareg давно должен был превратиться в кроссовер: комфортное, почти легковое шасси, несущий кузов — из этих составляющих обычно лепят семейные или спортивные «паркетники». А фольксвагеновцы всё никак не откажутся от механических блокировок дифференциалов и «понижайки». А, собственно, зачем от них отказываться? Груз невелик, на расход почти не влияет, а удовольствия — вагон. Даже, если вы съезжаете с асфальта раз в году.

В окрестностях Иссык-Куля можно найти бездорожье на любой вкус: на подступах к горам огромное количество ущелий и каньонов на самых разных высотах. Под колесами — и скалистая порода, и глубокий снег, и рыхлый грунт.

7
На шоссе вокруг Иссык-Куля покрытие — так себе, а в горах, еще хуже. При желании весь маршрут, конечно, можно проехать и на кроссовере, но тогда надо понимать, что шаг влево-вправо — это уже риск. А «Туарегу» не чужда приключенческая романтика бескомпросиссного офф-роуда

За настройки трансмиссии и шасси тут отвечают целых три ручки около рычага АКПП. С непривычки можно почувствовать себя начинающим фотографом, который впервые взял в руки «зеркалку». Логика подсказывает, что настоящий профи должен выставить все настройки вручную. Но если нет четкого понимания того, зачем это все нужно, переходишь в автоматический режим, и аппарат становится не сложнее мыльницы...

Главное правило вождения внедорожника в горах — поаккуратнее на спусках. Я подкатываюсь к крутому уклону и осознаю, что не помню, где включается система контроля скорости при спуске. Впрочем, разве я сам не справлюсь?!.. Машина так не думает: она начинает действовать на опережение. Едва автомобиль устремился вниз, возникает ощущение, будто невидимый великан хватает ее за заднюю буксировочную проушину, а ремни безопасности тем временем туже притягивают меня к креслу. Touareg мгновенно и однозначно дает понять: все под контролем.

Пока на бугристой грунтовке думаешь, перевести ли амортизаторы в более мягкий режим или, наоборот, лучше сделать их поплотнее (чтобы не допускать пробоев), автоматика сама плавно меняет настройки в сторону оптимальных. И не важно, в каком положении стоит регулятор около ручки АКПП. Об этом можно даже не задумываться.

8
В режиме «офф-роуд» подвеска «Туарега» повышает клиренс до 24 см. На малых скоростях можно не бояться вгрызаться в грунт или снег рычагами подвески — они на это рассчитаны. А вот переводить шасси в самый «верхний» режим (30 см) следует только в том случае, когда автомобиль явно начинает садиться на брюхо.

Дорога постепенно превращается в офф-роуд, автомобиль карабкается с одной кочки на другую: в какой момент включать «понижайку», а когда переходить на повышенный ряд? Тоже не стоит ломать голову. На любом бездорожье можно смело переходить в режим «Low» — он рассчитан на скорости до 80 км/ч, и при этом на низших передачах обеспечивает сумасшедшую тягу. То, что надо, чтобы плавно, но уверенно взбираться на скалы.

А выезжаешь на дорогу, и машина становится совершенно легковой — мягкой на ходу, легкой в управлении и довольно быстрой. Когда второй день подряд колесишь по серпантинам Тянь-Шаня, закрадываются мысли, что термину «гран туризмо» пора сменить значение. Вот в «Туареге» 245 л.с. «упакованы» именно так, что чтобы ездить «на дальняк» и получать от этого удовольствие. А в каком-нибудь 500-сильном спорткупе туризм по дорогам постсоветского пространства становится в тягость уже через полдня.

3809 м. Средняя и высшая Азия

... Напрасно я снял солнечные очки. Бросил взгляд на дорогу, и вот смартфоном пользоваться уже невозможно: в глазах плывут темно-зеленые пятна. Не лишним будет выпить аспирин (он разжижает кровь), от утреннего кофе в этот день лучше вообще воздержаться — так инструктировали нас перед подъемом на перевал Чон-Ашу. На высотах до 3500 м горная болезнь может быть даже приятной — наблюдаются случаи эйфории, утверждают медики. А выше это состояние часто сменяется тревогой и головной болью.

Альтиметр «Туарега» показал, что цель достигнута — 3809 м. Ослепительные верхушки гор, которые снизу-то и не всегда разглядишь за облаками, тут начинают казаться всего лишь небольшими холмами — вот они, рукой подать! И от избытка впечатлений забываешь о морозе -25С, а самочувствие и вовсе отличное. Touareg, кажется, тоже совсем не напрягся. Говорят, некоторые другие модели тут уже активно подмигивают водителю лампочкой «check engine».

Мультимедийная система в центральной консоли способна не только показать высоту с точностью до метра, но и угол поворота колес. А вот USB-входу и другим современным решениям вроде Apple CarPlay и Andriod Auto тут не нашлось места

Чего в «Туареге» не хватает? Если в дальней дороге большую часть времени проводишь на заднем диване, можно посетовать на отсутствие откидных столиков в спинках передних кресел (в наши дни это есть и у кроссоверов). В салоне не нашлось ни одной (!) розетки USB — такова особенность младших комплектаций. В багажнике изрядное пространство съело полноразмерное запасное колесо, заботливо положенное организаторами нашей поездки. В штатном месте под полом — лишь докатка. Ясное дело, что соваться на серьезное бездорожье без запаски не стоит, и если в экипаже «Туарега» будет больше 2-3 человек, то придется путешественникам сократить свой багаж.

Впрочем, это уже мелочи.

* * *

Иссык-Куль остается таким местом, про красоты которого все слышали еще со школьной скамьи, но мало кто их видел своими глазами. Для большинства наших сограждан Киргизия — это «туризм не для всех». И дело не в том, что турбаза на берегу Иссык-Куля, носящая пиратское название «Hotel Four Seasons», едва ли станет заменой турецкому отелю. Причина куда банальнее: мало кто поедет на собственном внедорожнике из европейской части России в Каракол (путь туда-обратно — около 8500 км). Ну а без своего внедорожника тут и половины красот не увидишь...