За счетчиком пробега тут следить не так интересно, как за штатным альтиметром, который в «Туареге» выводится на экран в центральной консоли и выглядит нарочито по-авиационному. Большинство владельцев этой модели наверняка уверены, что высотомер — ненужный прибор, с помощью которого производитель создает в салоне машины антураж вездехода. С этой убежденностью можно проездить всю жизнь, пока не захочется настоящих приключений.
На Тянь-Шане, куда мы прибыли, альтиметр — прибор не лишний. Наш путь лежал на высоту 3800 м, которая для многих машин уже на грани возможностей. Из-за нехватки кислорода двигатели тут теряют мощность, и их выхлопные трубы начинают беспомощно дымить белыми клубами. Человеческий организм тоже проходит испытание, это можно увидеть наглядно. Достаточно взять пустую пластиковую бутылку: если в Бишкеке ее смять и закрыть крышкой, то уже через три часа пути на берегу Иссык-Куля она будет надутой. То же происходит и с вашими сосудами. А это был подъем всего лишь на 800 метров. Дальше будет сложнее.
![](https://resizer.mail.ru/p/24f3efc1-c6f5-5f0f-abe7-f2372f1da61c/AQABU7y2ZArZ6wIKjofOsYT4hAQ4NamdHq3_UdT5MZwOeMj4PbBpcuSjLtBZIxtsK1FxRi0_UHGQL6UMzO9rQEq7UXU.jpg)
В понимании прожженных джиперов отправляться в горы следует на подготовленном «экспедиционнике» — лучше всего с рамной конструкцией, переобутом в специальную резину, оснащенном цепями, «хайджеком» и прочей вездеходной атрибутикой. В нашем случае маршрут предстояло пройти на самых обыкновенных «Туарегах», не оборудованных даже CB-радиостанциями. Карманные рации (бьющие на несколько сотен метров) — вот и весь наш «джиперский» арсенал. Так что в сложной ситуации остается полагаться только на штатные возможности самой машины.
![](https://resizer.mail.ru/p/b08c85d5-1768-5459-91d9-5a0994b00658/AQABp0VyGJf_9yuzgh2S7Kh8NzyMTzAGjStq0O0tgb87I_7O1WheTAWkIZ8vPZjFKYhm0ZVk3r0zrUNBX_clNvmenx0.jpg)
Для начала проведем инвентаризацию: чем будем пользоваться на бездорожье? У базового «Туарега» с трансмиссией 4Motion нет пониженного ряда передач, а постоянный полный привод осуществляется через самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen. Электронику, имитирующую межколесные блокировки, можно перевести во внедорожный режим — и на этом, собственно, всё. Нам предложили испытать трансмиссию посерьезнее — 4XMotion, которая, во-первых, оснащена «понижайкой», а кроме того, машина может похвастать честными механическими блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциалов. Плюс — регулируемая пневмоподвеска (в критической ситуации клиренс можно увеличить до 30 см), а также амортизаторы переменной жесткости, позволяющие выбрать одну из трех настроек.
![](https://resizer.mail.ru/p/0599cef0-a1d8-59a7-993a-026a65969cbc/AQABBd2IdfqwvOmZtaqrap2AXLOd12CUxhT2vVRWfGNZ7zOJ4zofmAzQdmwwkd_K8WUxkiHdlXbFlMAD0QOi72nQZrw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/61be034b-1483-5c9e-ae22-f732a091296b/AQAB8NgPJBmHqd5NZ05B_-aMrRZ1UZ4rx-2eFZzEHzWLcj27VfSPYwfz1XTWLfpcqKqHsIHgkCK0VWKLZzLI8-B-92Q.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/bf5316b2-a568-5375-84a5-eabc8b553cc5/AQAB31FSkmTToCX_WEnSSgUKFUajwRd3XivZndHnLxd3jF8Zcsa6JgeBiBXI9bzjei074HsIoaMGUyOg6mwaGgENWZE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/264da738-d728-52af-9e93-d8b58abed1c0/AQABJWujwk2Dor1AqYuXrHXT155iXIcGVO7F9H-spaMcR2ENiNUxgLRrAvnWvJduRnvahEleHUOalhOAaUrmH49Sgxg.jpg)
1625 м. Улуу жибек жолу
На обочине — кузов старого советского автобуса, он превращен в недвижимость: на нем красуется гордый плакат «СТО Мерседес». При въезде в долину Сары-Джаз вас встретит табличка, предупреждающая об угрозе заражения чумой (рекомендуется делать прививку за 15 дней). Такие детали сразу настраивают путешественников на правильное восприятие окружающей действительности.
![](https://resizer.mail.ru/p/7553b8f0-0094-5e30-9f0f-92ade71062b2/AQABFSm128aLXqb_dw9f1q5n8XVdkcyGByf6WO6xbdD-SYC9IXo0SYZd0QV4_3AZGvtehYgrgnKFMbIQ7ZAKVdPxdOs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/0a989e2f-3106-50c6-aa49-b5640266ab2d/AQABDH-Pd01bDhidQyOvAs5yaZXYrOb0EXpAnggxbbGEuqbfW_t_-cZSNrk8pyxawPoEnjOEagc7NOwFPLTq1dLtJ30.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/350ee532-54b7-5dde-acb7-40f494d7a21b/AQABeb8bkLENKX0AJL8-vhMtL5KIMB92H1HSeYlrawJK-CBELFoetZFTkOz67nuzzzWDPoKl0rER2cK7zkOgA0lMXwM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/ce3be4fb-01b8-5dd8-8b71-6fee043de06a/AQABy3nvzI7mOpVTEowtrqSo4Te8Bn6PFyL7eXYAh0OVzuWze8AR_QoxPZCqO3nYOGH6FCzPdEqjJLkHOAP8b8gL0gg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/ead2e2bf-a125-5131-8a31-2b17bc8b1fcd/AQABYHmH4wRV8dccILnHYf1sw7RcebjWMVr2r8TDg0XEihteywX6TFDFniBA-DpvDRccnZhSYxYogUL6cUQAAZjIkcU.jpg)
Пусть не вводит вас в заблуждение понятие «ближнее зарубежье»: Бишкек располагается дальше от Москвы, чем Париж и Лондон. И знаем мы про эти места гораздо меньше, чем про Европу. Здесь еще остались следы неандертальцев и архантропов, а также наскальные рисунки времен каменного века. И если верить тому, что рассказывают туристам в местном этно-комплексе, предки киргизов брали Пекин и давали бой Александру Македонскому, а в IX-X веках Кыргызский каганат охватывал Южную Сибирь, Монголию и верховья Иртыша. И лишь позднее государство сократилось до сравнительно небольшой территории в Средней Азии.
![](https://resizer.mail.ru/p/f94e364b-1eeb-5bcb-8b1f-2051c1e5f00d/AQABHzOpwpUtpRF4BB3TtYvZ9Pw0u2isF98iq89O_lqLcpCI4ejc7pwlyXo4TVvXiNKJBFisLz4J1V5UVkTay5XsJIg.jpg)
Сегодня о великих событиях прошлого напоминают разве что шелковые ленточки прямо под колесами машин. Их прикрепляют к разделительной линии, отмечая, что тут проходил Улуу жибек жолу (по-киргизски — Великий Шелковый путь).
![](https://resizer.mail.ru/p/e3a908fe-9f21-5925-a512-61275c2df6c2/AQABXiLdGYL-3eKJMBoYifdGXSRlFP7GP_uwVbcOEFV7rpQYXEpROt-fEIzqFm4pCW3IPl7d_EyDPexKOyEM62mctXM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c0706439-5536-5383-b775-c3d1fa8bfe87/AQAB1go9wAs0xA819jqKgmjAuIh0prl_k2Noq87W0-FEKwNkSHbAqr9PVPIh-xWMnsSASYoLkWgKPribk7vixi1tlvU.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/2c55b7fc-0820-5c20-b997-82a7606e227c/AQAB6I_RRVnCuve1Lx-D8yg822Gk5fI27xcULzCEr_XZSv5zA6v7MDy_J3fyIrwnEGToMchQSRY3BLmR_SOmZRxp4kQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/1f85f74c-2264-5fd5-a5c5-6c49d0339a3a/AQABGu879c7mjz5P8FrBReZiEntSI0ATihpsgzBcittWbz1UKB9hRVjacLYvd1X35MbRh0JiYq1pkGtBbw9rMC_vsw8.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/242d0997-de33-5244-9a60-e46d265e5d72/AQABp9aQChtGlwEVuzNOG6bthW1iWEsqEy0rGHgZtN8YeYYbGHR5tg44ZilgoJmtb-GgPTrhecnyfrnHW9TIyDIPmWc.jpg)
2900 м. Не ту машину назвали «Грантуризмо»
За 13 лет своего существования Volkswagen Touareg давно должен был превратиться в кроссовер: комфортное, почти легковое шасси, несущий кузов — из этих составляющих обычно лепят семейные или спортивные «паркетники». А фольксвагеновцы всё никак не откажутся от механических блокировок дифференциалов и «понижайки». А, собственно, зачем от них отказываться? Груз невелик, на расход почти не влияет, а удовольствия — вагон. Даже, если вы съезжаете с асфальта раз в году.
В окрестностях Иссык-Куля можно найти бездорожье на любой вкус: на подступах к горам огромное количество ущелий и каньонов на самых разных высотах. Под колесами — и скалистая порода, и глубокий снег, и рыхлый грунт.
![](https://resizer.mail.ru/p/26c1a2d8-c6b3-5d2a-a257-2e1cf122fed3/AQABh0e7BW67_Afppf4R3KOq38VAcO7EMBthi2odfhws3bLnOc0UCgfbF9b-M-dgXKtu2bmPDsv0wnWR_5vzrzc9RcE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/936c17e0-8b0e-54a5-ad7f-7eec79461400/AQABw7aQ8paShr9og6xcCQoHJhvAwU3uyB9eNlzITJZVJM-EsvGktxrwLv3utCbgKalh5McUBlCzBjcFjQMbVqccRmw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/264da738-d728-52af-9e93-d8b58abed1c0/AQABmd7Ip5pBk3n9nC8RP5-1_oGGslPCovRxGkLXC1pqaNJwsL96CGvyMi54NKxDrlAYLLd9Bd9VVRyGWwgViHMsCrc.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/1f6f5417-7550-5b94-bb69-9534f9fb121b/AQAB9jivaFyyNLcz_4y42IDvGsYT7k_yjiokMV8D_XS4gVNK1xAQCMvq2KwkLyX11vH9BPPrxAa8wdCJNAycFZ4CORs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/00b738c5-a49f-5743-a01a-df299436bc39/AQABozL4AL1eyg8jlD6YWDrs--n1pet-3C8ap9Yww_PJj5J6xnoXB9HRXWeUskQd0KwmvcX5djEb4arl_YHdpiHbIAc.jpg)
За настройки трансмиссии и шасси тут отвечают целых три ручки около рычага АКПП. С непривычки можно почувствовать себя начинающим фотографом, который впервые взял в руки «зеркалку». Логика подсказывает, что настоящий профи должен выставить все настройки вручную. Но если нет четкого понимания того, зачем это все нужно, переходишь в автоматический режим, и аппарат становится не сложнее мыльницы...
Главное правило вождения внедорожника в горах — поаккуратнее на спусках. Я подкатываюсь к крутому уклону и осознаю, что не помню, где включается система контроля скорости при спуске. Впрочем, разве я сам не справлюсь?!.. Машина так не думает: она начинает действовать на опережение. Едва автомобиль устремился вниз, возникает ощущение, будто невидимый великан хватает ее за заднюю буксировочную проушину, а ремни безопасности тем временем туже притягивают меня к креслу. Touareg мгновенно и однозначно дает понять: все под контролем.
Пока на бугристой грунтовке думаешь, перевести ли амортизаторы в более мягкий режим или, наоборот, лучше сделать их поплотнее (чтобы не допускать пробоев), автоматика сама плавно меняет настройки в сторону оптимальных. И не важно, в каком положении стоит регулятор около ручки АКПП. Об этом можно даже не задумываться.
![](https://resizer.mail.ru/p/c91a93aa-a0bf-5b28-a549-b91abae64714/AQAByK50sKIJxq4Wj7xmuxvXzSJxzAEv_IxxSJP3aTk1wk7KgLASVCYio59KQGn7gFh62bKUEbHez_pKnGnl_elXni4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/88dff871-edbd-5abc-8aac-65cbcbc978e4/AQABgfU5lNl6Lc4pO7CJFFZqQLJBU4onQ09zoeq-KmwMIwx5SWu1QNY2E4qinsXQej2T2vJ0FH4B8LvSrs74cpUfgJk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c1d1ac75-99d3-53d8-a951-7140b03f4d1a/AQABfx3hW8OKaTcY2ddtgOmNeUhShoa89YRlrkY8RkJ9e9uv5SlRvgSmkcrbq-1tPrEkiqrF_z36tdlluwBJZAlxa18.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/53640a18-3f4e-5e5d-8b0a-ca8db52e4a37/AQAB1dKuxVsRZLWdoozfv_8QARfoUwW_Qv-KHxxXr7-VhVeEKfmri1PwpErOzfwaQAlSXnORne51v0TYt-0cuyUQlRE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/cb36e8f1-f8cb-5695-82c3-58d6fe2f37f6/AQABrTmUMfl9QReExdkb_vdTjsHes42dHmqmxUC7ZNQX6tFeaM_7twzaNGup9shrKaoVVdK0ctglpWDwg3wCxzb7A4Y.jpg)
Дорога постепенно превращается в офф-роуд, автомобиль карабкается с одной кочки на другую: в какой момент включать «понижайку», а когда переходить на повышенный ряд? Тоже не стоит ломать голову. На любом бездорожье можно смело переходить в режим «Low» — он рассчитан на скорости до 80 км/ч, и при этом на низших передачах обеспечивает сумасшедшую тягу. То, что надо, чтобы плавно, но уверенно взбираться на скалы.
А выезжаешь на дорогу, и машина становится совершенно легковой — мягкой на ходу, легкой в управлении и довольно быстрой. Когда второй день подряд колесишь по серпантинам Тянь-Шаня, закрадываются мысли, что термину «гран туризмо» пора сменить значение. Вот в «Туареге» 245 л.с. «упакованы» именно так, что чтобы ездить «на дальняк» и получать от этого удовольствие. А в каком-нибудь 500-сильном спорткупе туризм по дорогам постсоветского пространства становится в тягость уже через полдня.
3809 м. Средняя и высшая Азия
... Напрасно я снял солнечные очки. Бросил взгляд на дорогу, и вот смартфоном пользоваться уже невозможно: в глазах плывут темно-зеленые пятна. Не лишним будет выпить аспирин (он разжижает кровь), от утреннего кофе в этот день лучше вообще воздержаться — так инструктировали нас перед подъемом на перевал Чон-Ашу. На высотах до 3500 м горная болезнь может быть даже приятной — наблюдаются случаи эйфории, утверждают медики. А выше это состояние часто сменяется тревогой и головной болью.
Альтиметр «Туарега» показал, что цель достигнута — 3809 м. Ослепительные верхушки гор, которые снизу-то и не всегда разглядишь за облаками, тут начинают казаться всего лишь небольшими холмами — вот они, рукой подать! И от избытка впечатлений забываешь о морозе -25С, а самочувствие и вовсе отличное. Touareg, кажется, тоже совсем не напрягся. Говорят, некоторые другие модели тут уже активно подмигивают водителю лампочкой «check engine».
Чего в «Туареге» не хватает? Если в дальней дороге большую часть времени проводишь на заднем диване, можно посетовать на отсутствие откидных столиков в спинках передних кресел (в наши дни это есть и у кроссоверов). В салоне не нашлось ни одной (!) розетки USB — такова особенность младших комплектаций. В багажнике изрядное пространство съело полноразмерное запасное колесо, заботливо положенное организаторами нашей поездки. В штатном месте под полом — лишь докатка. Ясное дело, что соваться на серьезное бездорожье без запаски не стоит, и если в экипаже «Туарега» будет больше 2-3 человек, то придется путешественникам сократить свой багаж.
Впрочем, это уже мелочи.
* * *
Иссык-Куль остается таким местом, про красоты которого все слышали еще со школьной скамьи, но мало кто их видел своими глазами. Для большинства наших сограждан Киргизия — это «туризм не для всех». И дело не в том, что турбаза на берегу Иссык-Куля, носящая пиратское название «Hotel Four Seasons», едва ли станет заменой турецкому отелю. Причина куда банальнее: мало кто поедет на собственном внедорожнике из европейской части России в Каракол (путь туда-обратно — около 8500 км). Ну а без своего внедорожника тут и половины красот не увидишь...