Ситуация на АвтоВАЗе. Эпоха ренессанса или начало конца?

Два года назад во главе флагмана отечественного автопрома впервые встал иностранец — Бу Андерссон. Чем сейчас живёт АвтоВАЗ под руководством шведа?
Алексей Кованов

На АвтоВАЗ управленец шведского происхождения Бу Андерссон попал вовремя: в начале 2013 года работы по будущим Lada Vesta и Lada XRAY вышли на финишную прямую, а объёмы выпуска автомобилей составляли стабильные 600 тысяч экземпляров ежегодно... Перед бывшим вице-президентом концерна GM стояла задача имиджевая — доказать, что флагман отечественного автопрома может и умеет делать хорошие качественные машины.

И «Борис Иванович» бросился доказывать: с упорством сокращал издержки, маниакально повышал качество, активно расширял ассортимент «Кроссами» и «Урбанами» и даже наводил чистоту... в заводских туалетах. (Все подробности — в нашем материале «Бу и АвтоВАЗ, или Может ли иностранец рулить нашим автопромом?»). А потом страну и автопром накрыл затяжной кризис. Во вторую годовщину прихода Андерссона на АвтоВАЗ мы решили подвести итоги этого непростого года: что сделал президент автогиганта за очередные 12 месяцев своего правления?

Запустил производство «Весты» и «Икс-Рея»

Андерссон продолжил cледовать железному принципу «Бу сказал — Бу сделал»: седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY вышли «just in time» — точно вовремя. Хотя, пожалуй, следовало повременить. Формально план производства по «Вестам» перевыполнен, но ажиотажного спроса не наблюдается, а злопыхатели уверяют, что производство «Весты» пока глубоко убыточно (есть мнение, что себестоимость каждой машины составляет... 1,5 млн рублей). И шансов, что публика теплее примет «Икс-Рей», который будет стоить никак не дешевле 600 тысяч рублей, тоже немного.

Зато старт двух новинок запустил цепную реакцию дальнейшего обновления и расширения модельного ряда. На сентябрь 2016-го запланирован выход «внедорожного» универсала Vesta Cross, в декабре должен появиться «приподнятый», но пока лишь переднеприводный XRAY Cross. До конца года по образу и подобию «главных» моделей обновится и «Гранта» — нынешний локомотив вазовских продаж, а универсалы (и даже, возможно, хэтчбеки) «Калина» тогда же уйдут на покой.

Дал «добро» на разработку «Нивы-3»

Следующей после Vesta и XRAY «главной» моделью назначили новую Lada 4x4. Возможно, основной причиной стало самоустранение ключевого конкурента — GM официально заморозил работы над почти готовым новым поколением Chevrolet Niva. Теперь по плану АвтоВАЗ должен представить принципиально новый внедорожник — притом сразу и в трёх-, и в пятидверном исполнениях — осенью 2018 года. Уже утверждены размеры, компоновка и пропорции автомобиля.

Меня беспокоят положение рынка и положение марки Lada на рынке. И я считаю, что нужно прикладывать больше усилий, чем мы прикладываем. Также меня беспокоит то, как идёт работа по новой «Ниве». Считаю, что идёт имитация этой работы...
Пётр Прусов
ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121 «Нива»
Читайте также
Lada XRAY. Первые ощущения от «живой» машины
На букву «Х» начинаются слова «хорошо» и... Слово «плохо» можно тоже написать через указанную букву. Каким получился кроссовер Lada XRAY, хорошим или плохим?

Однако реальная ситуация несколько отличается от написанных руководством планов: к озвученному сроку создать машину никак не успевают. В частности, инженеры, занятые на проекте «4х4 NG» (так по документам проходит «Нива-3») уверяют, что разработка нового поколения машины буксует настолько, что для работы над проектом были призваны даже такие ветераны, как дизайнер Валерий Сёмушкин и инженер Пётр Прусов — те самые люди, что создавали первую «Ниву»! Теперь на заводе ждут, что «Бу ударит кулаком, и директивно привлечёт лучшие вазовские умы».

Закрыл Опытно-промышленное производство

ОПП — это «завод внутри завода», рассчитанный на выпуск 14 тысяч машин, куда входили прессовые, сварочные, окрасочные и сборочные мощности. Именно там делали минивэн «Надежда», трёхдверную «Приору» и длиннобазную «Ниву». Но главное, на территории ОПП находилось и экспериментальное производство! В недавнее перевооружение «эксперименталки» только Минэкономразвития вложило 450 млн рублей, и в оборудованном по последнему слову техники цеху прототипов должны были собирать пилотные партии всех грядущих вазовских новинок...

Закрылось «опытно-промышленное» со скандалом. Часть работников отказалась переходить на основное производство. Оборудование демонтировали настолько поспешно, что его работоспособность, по словам вазовцев, пострадала. Сборку единственной модели — вышеупомянутой пятидверной «Нивы» — в авральном режиме перенесли на не слишком подходящую под это «третью линию», чтобы дозагрузить приоровский конвейер. Судьба «эксперименталки» и вовсе неизвестна.

Сохранил производство «Приоры»

Собственно, в производственном плане 2016 года сама Lada Priora вообще не числилась. До конца года выпуск модели планировалось прекратить, оборудование законсервировать, а занятый на «третьей линии» персонал сократить. Но грядущими увольнениями вдруг заинтересовалось российское правительство: сначала вопрос поднял глава «Ростеха» (компании, владеющей блокпакетом завода) Сергей Чемезов, затем судьба тольяттинцев тронула вице-премьера Аркадия Дворковича...

Чтобы сохранить рабочие места, Бу Андерссону предложили и дальше выпускать «Приору», а чтобы модель-ветеран не потерялась на фоне «Весты» — создать ультрадешёвую версию машины, которая бы привлекала клиентов минимальной ценой. В феврале «ободранная» Priora должна выйти на рынок: в машине за 350 тысяч рублей будут 87-сильный 1,6-литровый восьмиклапанник (вместо 98-сильного шестнадцатиклапанного мотора), упрощенная отделка салона, минимум шумоизоляции, а из оборудования — только электроусилитель, подушка безопасности водителя и ABS.

Не смог добиться прибыли

Общие продажи автомобилей марки Lada по итогам 11 месяцев упали до 269 тысяч 96 машин — это сразу на 31% меньше не самого выдающегося прошлогоднего результата. Неплохой показатель при общем падении рынка на 35,7%? Но Hyundai и Kia стремительно приближаются. Более того, Денис Петрунин — человек, отвечавший за продажи и маркетинг (до этого руководивший российским офисом упомянутой марки Hyundai) — вместо «освоения новых горизонтов» решил покинуть компанию... Теперь Андерссону нужно найти управленца аналогичного масштаба.

В России сейчас нет ни одного производителя, который приносит прибыль. За несколько последних лет рынок сократился вполовину, и я не знаю никого, кто сейчас делал бы на нём деньги. Поэтому никто не ждёт прибыли от АвтоВАЗа.
Карлос Гон
глава альянса Renault-Nissan
Читайте также

Финансовое же положение автогиганта многие источники и вовсе характеризуют как «критическое»: официально чистый убыток за 9 месяцев (бухгалтерский баланс ОАО «АвтоВАЗ» по итогам 2015 года будет опубликован позже) составил 5 млрд рублей, а с учётом прошлых периодов сумма непокрытого убытка — 64 миллиарда! Да, основные кредиторы — Renault, Ростех и Внешэкономбанк — жёстких санкций применять не будут, но, похоже, без новых кредитов и государственной поддержки не обойтись.

Что будет дальше?

Легче Андерссону точно не будет. Рынок падает, а дорогие «Лады» нового поколения — Vesta и XRAY — не находят должного числа поклонников. Сильного менеджера, способного переломить тенденцию (вроде ушедшего Петрунина), в команде шведа нет. К тому же, за последнее время предприятие покинуло немало ценных инженерных и управленческих кадров, которые не захотели работать под началом «дядюшки Бу», известного своими авторитарными замашками.

Но, скорее всего, самой тяжёлой на ближайшие 12 месяцев для Андерссона станет проблема сокращения издержек. С середины февраля АвтоВАЗ переходит на 4-дневную неделю, и зарплата рабочих будет снижена на 20%. Также, наверняка, придётся сокращать персонал. Пока запущен мягкий процесс «добровольного ухода»: тем, кто готов покинуть завод, выплачивают по пять-семь окладов. Чем всё это обернётся для Тольятти, который правительство официально признало «депрессивным моногородом»? В любом случае, и завод, и город ждут перемены.