Рассмешившие бога. Концепт-кары 20 лет назад

Хочешь заставить бога смеяться — расскажи о своих планах. Старые концепты тоже могут вызвать улыбку. Но классных идей в них больше, чем кажется
Павел Ёлшин

Инженеры и дизайнеры автомобильных компаний часто сетуют, что на этапе проекта у них была куча отличных идей, но потом технологи, маркетологи и финансисты зарубили половину находок. А вот концепт-кары — это автомобили мечты в чистом виде. Хотя, оглядываясь на разработки прежних лет, порой, удивляешься: ну неужели еще сравнительно недавно кто-то мечтал о таком? Мы решили отмотать время на 20 лет назад и сравнили те прототипы с машинами, которые мы покупаем теперь.

Mitsubishi HSR-V: просто космос

Франкфурт-1995

В конце прошлого века главными специалистами по автомобильному будущему считались японцы: их конструкторские бюро рождали самые смелые концепты. Звездой Франкфуртского автосалона 95-года стала Mitsubishi HSR-V. Она отличалась не только дизайном, но и массой интересных возможностей: регулируемым дорожным просветом, полноуправляемым шасси, убирающейся жесткой крышей и кучей гаджетов в салоне. Новые тенденции будущего японцы почувствовали в целом верно, хотя с дизайном, прямо скажем, не угадали.

Силуэт машины, компоновка кузова, крыша в виде стеклянного колпака — все это совсем не похоже на реальные машины, пошедшие в серию. Зато техническая начинка тут во многом реалистичная, хотя для своего времени это было на грани фантастики.

Все в этой машине казалось удивительным в те времена. Помните, что у мобильников были монохромные экраны размером с этикетку спичечного коробка? А в Mitsubishi HSR-V — цветные ЖК-дисплеи, отображающие картинку с камер заднего вида и карту навигационной системы. Эти решения станут массовыми.

Создатели концепта обещали, что во время движения в салоне будет особая тишина за счет специальной системы, которая «слушает» мотор и подвеску и транслирует через динамики аудиосигнал, идущий в противофазе с другими шумами, и тем самым гасит их. Еще тут активный круиз-контроль, поддерживающий дистанцию до впередиидущей машины — серийно такие разработки начали ставить лишь совсем недавно, да и то на автомобили премиум-класса.

Ford GT90: скачки через время

Детройт-1995

Мы уже знаем, какое продолжение получила эта история: от этого концепта не оставят камня на камне, и суперкар Ford GT, который выйдет на дороги в 2004 году, будет совершенно другим. Даже неожиданно другим: если прототип прошлого века выглядит как смелый взгляд в будущее, то машина, которая пошла в производство в XXI веке (на фото внизу), напротив, следует стилю «ретро», копируя образ легендарного гоночного болида Ford GT40 60-х. Такие вот скачки через время в обе стороны...

Но сказать, что белоснежный прототип, ставший главным шоу-стоппером Детройтского автосалона в 1995 году, был тупиковой ветвью развития, неверно. Именно концепт Ford GT90 задал в свое время новое стилистическое направление всей марки Ford, которое было названо new edge («новая грань»). Ломаные линии, треугольники, слегка «нелогичные» пропорции кузова — это станет характерной чертой «Фордов» на рубеже веков. Самый известный представитель этого стиля — Focus первого поколения.

Концептуальный суперкар воплотил в себе основные идеи этого стиля, но о серийном производстве такой машины речь даже не шла. Слишком уж амбициозной выглядела эта разработка: на презентации эту машину вообще объявили самым мощным суперкаром в мире (GT90 имел агрегат мощностью 730 л.с., а его максималка составляла 407 км/ч).

Mercedes-Benz VRC: все версии в одном кузове

Женева-1995

Каких только машин-трансформеров мы ни видели на автосалонах, но мерседесовский вариант, пожалуй, самый логичный: если седан, купе и универсал по большому счету отличаются лишь несколькими кузовными панелями, то почему бы их не сделать взаимозаменяемыми? Так покупателю не придется мучаться с выбором: отщелкнул сменный модуль — и поставил совсем другую крышу. И все это на базе обычного С-класса.

9
Помимо привычных нам версий С-класса этот трансформер способен еще и становиться пикапом

Съемные модули выполнены из композитных материалов и весят по 30-50 кг, так что их можно менять без особых усилий вдвоем-втроем. Каждый элемент надежно закрепляется восемью электронными замками.

Конечно, можно усомниться в том, что среди автомобилистов найдется много желающих купить сразу все виды крыши, ведь их надо еще где-то хранить... Мерседесовцы предлагают решение этого вопроса: не надо покупать несколько версий — достаточно одной, ну а сменные модули брать в прокате. Обещали даже создать сеть прокатных контор по всей Европе. Впрочем, как мы уже знаем, трансформируемые кузова не стали мейнстримом. Массы хотят получить все в одном. Автомобилями на все случаи жизни были признаны кроссоверы, и мерседесовцам ничего не оставалось, кроме как пойти на поводу у рынка. Кроссовер на базе С-класса — GLK — появится в 2008 году, ну а традиционные седаны, универсалы и кабриолеты продолжили существовать по отдельности.

Daewoo Bucrane: корейцы удивили всех

Женева-1995

Это было время, когда корейцы только пробовали потеснить прочие автомобильные державы на мировом рынке, но заявка на успех уже тогда была громкой. В 1995 году Daewoo представила на редкость элегантное спорткупе, облик которого создала студия ItalDesign. Кто-то заметит, что по стилю эта машина напоминает Maserati 3200 GT. Так-то оно так, но... итальянское купе появится лишь тремя годами позднее!

По дизайну и размерам Daewoo Bucrane — это классическое купе класса Gran Turismo: габариты концепта даже чуть больше, чем у будущей Maserati. По технической начинке корейцы на многое не претендовали: под капотом тут V6 мощностью 240 л.с. Для сравнения итальянцы наделят свою машину V8, развивающим 370 л.с. В общем, Daewoo на тот момент делала ставку не на скорость, а на стиль. С точки зрения дизайна тут много интересных идей.

Взять, например, боковые стекла, которые откидываются вверх вместе с сегментом крыши. Своего рода «крыло чайки», как у «Мерседеса». Причем у Daewoo элементы крыши можно полностью снять: машина превращается в открытое купе-тарга с небольшой продольной перемычкой над головами седоков.

Фирма Daewoo вскоре оставит самостоятельные поиски своего будущего, перейдет под контроль GM и утратит свое имя. Но сама идея купе была подхвачена корейским автопромом — в 1996 году на рынок вышла модель Hyundai Coupe (она же Tiburon и Tuscani).

Cardi Body: особый путь России

Москва-1995

В 1995 году состоялся второй в истории Московский автосалон, на котором наши производители не показали ничего особенного за исключением одного экспоната. Он привлекал внимание даже больше, чем иномарки. Концептуальный родстер в стилистике 50-х годов создала московская фирма Cardi, которая сразу заявила о себе как о кузовном ателье. Это был ее первый проект, названный Body. Впоследствии будет еще много разработок, и по сей день Cardi остается одним из главных в России специалистов по постройке «дизайнерских» машин. Самое удивительное, что концепт 20-летней давности не только жив до сих пор, но и активно эксплуатируется. В прошлом году эта машина проехала по маршруту легендарной гонки Mille Miglia в Италии.

Ни за что не угадаете, какой автомобиль стал донором агрегатов для этого стильного ретро-купе — старая «Нива»! От вазовского внедорожника взяты мотор, КПП, задний мост и передняя подвеска, однако от полного привода отказались. В остальном — ничего общего с отечественным автопромом. Отличная кожа в салоне и приборы в духе швейцарских часов — это само по себе выглядело чем-то невероятным для автомобиля, созданного в России. Но главное тут, конечно, сам кузов, спроектированный «с нуля». Конечно, еще во времена СССР на наших дорогах встречались разного рода самоделки (зачастую довольно нелепые), но тут речь про проект совершенно другого уровня. «Body — это автомобиль, от общения с которым владелец должен получать, прежде всего, эстетическое удовольствие», — утверждали его создатели. На фоне отечественного автопрома 90-х годов это было революционным подходом.

В 2015 году фирма Cardi вновь попала на страницы автопрессы: на выставке Dubai International Motor Show российская компания Bilenkin Classic Cars, ранее известная исключительно как реставрационная мастерская, представила свой автомобиль, созданный в сотрудничестве с Cardi. Подробности — в материале «Биленкин: первые фото нового российского автомобиля».

Еще 5 концептов 1995 года, которые вошли в историю

Renault Initiale. Все ведь помнят одну из самых спорных машин современности — Renault Vel Satis, выпускавшуюся с 2002 по 2009 годы? Так вот изначальная задумка была еще смелее!

Представленный в 1995 году большой хэтчбек Initiale поражал не только дизайном, но еще и технической начинкой: под капотом у него — формульный V10. Серийный Vel Satis получит только «четверки» и «шестерки».

Honda Argento Vivo и Honda SSM. Два эффектных родстера, которые японцы показали в 1995 году, ждала разная судьба.

В случае с Argento Vivo (на фото сверху), как и в случае с Daewoo Bucrane, перед нами продукт не восточного дизайна, а самого что ни на есть западного: создала этот концепт итальянская студия Pininfarina. Но подобный зеркальный капот и предельно зауженные фары — это перебор для реального автомобиля. Другое дело выверенный лаконичный стиль Honda SSM (внизу), к которому, кстати, итальянцы руку не приложили. Эта модель не так цепляла внимание, будучи концептом, но спустя четыре года именно она превратится в серийный родстер Honda S2000.

Opel Maxx. В 90-е годы все были одержимы идеей сверхкомпактного автомобиля для города.

6фотографий

Smart в то время еще был на стадии прототипов, а Opel уже представил модель Maxx. Но в 1998 году в производство пойдет именно Smart. В наши дни у «Опеля» есть миниатюрный Adam, но он совсем не похож на те разработки 90-х годов. А вот Smart продолжает гнуть свою линию.

Audi TT. Многие не верили, что такая необычная машинка пойдет в серию. Собственно, осенью 1995 года этот вопрос был еще не решен и в самой компании.

ТТ привезли во Франкфурт, чтобы «прощупать почву», собрать мнения. Отзывы оказались самыми положительными, и в 1998 году купе пошло в серию, сохранив все основные черты оригинального концепта.